Пояснительная записка.
Спецкурс предназначен для подготовки учащихся
6 класса по математике. Современная жизнь требует
от ученика школы наличие определенных
компетентностей, в частности ИКТ -
компетентности. Каждый ученик должен быть
способен к активной разнообразной деятельности,
выработке ее новых видов, способности к
самообучению и непрерывному обучению с опорой на
цифровые образовательные ресурсы. Это требует
пересмотра сложившихся традиционных подходов в
методике преподавания математики. Изучение
математики вносит определяющий вклад в
умственное развитие человека. В процессе
обучения в арсенал приемов и методов
человеческого мышления наряду с индукцией и
дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом
и синтезом, классификацией и систематизацией,
абстрагированием, аналогией включаются
информационно-коммуникационные технологии. У
учащихся формируются навыки умственного труда -
планирование своей работы, поиск рациональных
путей ее выполнения, критическая оценка
результатов. В ходе решения задач,
представляющего основной вид учебной
деятельности, в процессе изучения спецкурса
развиваются творческая и прикладная стороны
мышления.
Важным условием оптимальной организации
учебно-воспитательного процесса в изучении
спецкурса является выбор учителем рациональной
системы методов и приемов обучения. Данный
спецкурс построен на основе применения в
практике решения задач специализированного
обучающего программного обеспечения - ИИСС
"Математика на компьютерах". Преимущества
применения ИИСС "Математика на компьютерах"
состоит в том, что этот программный комплекс
адаптирован как для работы на конкретных уроках,
по конкретным темам и в оптимальном объеме, так и
расширяет возможности индивидуальной работы с
учащимися и способствует выявлению одарённых
детей. Он прост в использовании на различных
этапах занятия и при различных формах
организации учебной деятельности учащихся. Не
требует дополнительного раздаточного материала
по темам, содержащимся в курсе.
Работа с ИИСС повышает мотивацию учащихся, их
коммуникабельность, умение работать как
самостоятельно, так и в коллективе в духе
здоровой конкуренции, развивает умения
творческого типа, прививает способность
осуществлять выбор, организовывать процесс
получения знаний путем самостоятельного поиска,
решения и конструирования задач.
Цель курса: расширение знаний,
умений и навыков, учащихся в области решения
текстовых задач
Основные задачи курса: изучение
методов и способов решения различных задач с
применением компьютерных технологий,
индивидуализация и дифференциация обучения,
развитие логического и алгоритмического
мышления, создание условий для развития
познавательной активности учащихся,
формирование и совершенствование
ИКТ-компетентности учащихся.
Требования к знаниям, умениям к навыкам
учащихся:
Знать:
способы решения задач:
- на "движение": в одном направлении, навстречу
друг другу, в противоположном направлении;
- "на переливание",
- на нахождение "средней скорости движения"
Уметь:
- решать задачи разными способами;
- находить оптимальные способы решения;
- составлять и конструировать задачи
самостоятельно.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ СКАЧИВАЙТЕ ПО ССЫЛКЕ ВВЕРХУ СТРАНИЦЫ
Содержание учебной программы курса
"Компьютер спешит на помощь. Решение текстовых
задач" (17 ч.)
1. Инструктаж по ТБ. Введение.
Как учиться решению текстовых задач с помощью
компьютера? -1ч.
2. Решение задач "на движение". Основные
формулы - 2ч.
3. Решение задач на движение: навстречу друг
другу, в противоположном направлении, в одном
направлении - 7ч.
Овладение конкретными приемами, схемами,
создание иллюстраций при анализе текста задачи и
применение их при решении. На конкретных
примерах (задачах) показать учащимся, что задачи
можно решать различными способами. Предложить
самим составить задачи по данной тематике.
Практикум.
4. Логические задачи на переливание - 2ч.
Формирование представлений об идеях и методах
решения логических задач.
Конструирование задач по теме.
5. Решение задач на движение по реке - 3ч.
Понятия: по реке, по течению реки, против
течения, скорость по озеру, собственная скорость.
Умение правильно оперировать данными понятиями
при решении задач.
6. Решение задач на нахождение средней скорости
движения-1ч.
7. Тестовый контроль - 1ч.
Проверить уровень знаний, умений и навыков,
которыми учащиеся должны владеть по окончании
данного курса.
Планирование учебного материала
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Введение в курс |
1ч. |
2-3 |
Решение задач на движение. Основные
формулы |
2ч. |
4-5 |
Задачи на движение навстречу друг другу |
2ч. |
6-7 |
Задачи на движение в противоположных
направлениях |
2ч. |
8-10 |
Решение задач на движение в одном
направлении |
3ч. |
11-12 |
Логические задачи на переливание |
2ч. |
13-15 |
Решение задач на движение по реке |
3ч. |
16 |
Решение задач на нахождение средней
скорости движения |
1ч. |
17 |
Тестовый контроль |
1ч. |
|
Итого |
17ч. |
Формы и методы оценивания результатов обучения
и аттестации учащихся.
Предусматривается сохранение наработанного
материала, его содержания и результатов в
цифровом виде (на компьютере или дисках), и на
бумажных носителях.
Наряду с традиционными формами и методами
оценивания в итоговом контроле можно
использовать тестовой контроль, который
предполагает наличие компьютерной поддержки:
сами тесты, и их результаты будут представлены в
компьютерном варианте. Ученик сможет проходить
тестирование в индивидуальном и групповом
режимах. Программное обеспечение.
1. Диск с ЭОР из комплекта "Первая помощь 2.0."
2. ИИСС "Математика на компьютерах" (из Единой
коллекции ЦОР)
3. Компьютерная учебная среда "Переливашка"
(WATER.EXE), "Ханойские башни" (HAN.EXE)
Список используемой литературы.
- Виленкин Н.Я., "Математика 6 класс", - М.,
Мнемозина, 2010
- Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. "Задания для
обучения и развития учащихся. Математика 6
класс", -М, Интеллект-Центр, 2009
- "Задачи по математике для внеклассной работы в
5-6 классах", составитель В.Ю. Сафонова, МИРОС, 1993
- С.Н. Олехник и др. "Старинные занимательные
задачи", М., УНЦ ДО - МГУ, 1998
- Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. "Забавная
арифметика", Санкт-Петербург, "Лань", 1996
|