| ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТема "Функции и графики” является одной из
наиболее важных тем математики. Изучаемые в
школьном курсе математики функции и их свойства,
производные и интегралы находят широкие
приложения в геометрии (касательная, вычисление
площадей и объемов), физике (теплоемкость, работа
переменной силы, электрический ток и др.),
механике (скорость, ускорение, движение по кривой
и др.).  Данная авторская программа составлена с целью
систематизации знаний по теме "Функции.
Свойства функций. Графики функций”, позволяет
проверить качество усвоения материала, учебные
навыки по теме, позволяет достичь
дифференцированного подхода к обучению учащихся
с разным уровнем знаний, подготовиться к
успешной сдаче ЕГЭ.  Содержание программы соответствует
спецификации экзаменационной работы по
математике ЕГЭ 2012 года и перечню вопросов по
разделу "Функции” в Кодификаторе требований и
элементов содержания для составления КИМ ЕГЭ 2012 . Курс рассчитан на 34 учебных часа. 
 Цели и задачи курса: 
 – углубленное изучение общих свойств функций;– совершенствование умений распознавать,
 строить графики элементарных функций (линейной,
 квадратичной, обратной пропорциональности,
 степенной, тригонометрических, показательной,
 логарифмической);
 – повторение и систематизация графических
 способов решения уравнений и неравенств;
 – совершенствование умений исследовать функции
 с помощью производной;
 – обучение умению интерпретировать графики
 реальных зависимостей
 Содержание курсаI. Общие свойства функций – 3 часа.Функция, график функции, способы задания
функции. Область определения, множество значений
функции. Обратная функция. 
 II. Исследование функций – 5 часов.Монотонность функции. Промежутки возрастания и
убывания. Четность и нечетность функции.
Периодичность, ограниченность, точки экстремума,
наибольшее и наименьшее значение функции.
Построение графиков функций с предварительным
исследованием ее свойств. 
 III. Преобразование графиков – 4 часа.Параллельный перенос вдоль оси ординат.
Параллельный перенос вдоль оси абсцисс.
Растяжение вдоль оси ординат. Растяжение вдоль
оси абсцисс.  Зачетное занятие по теме " Общие свойства
функций. Исследование функций. Преобразование
графиков”. 
 IV. Основные элементарные функции, их графики –
5 часов. Линейная функция. Обратная пропорциональность.
Квадратичная функция. Степенная функция.
Тригонометрические функции. Показательная ,
логарифмическая функция.  
 V. Решение уравнений и неравенств с помощью
графиков – 5 часов.Графический способ решения уравнений.
Использование свойств и графиков функций при
решении уравнений. Изображение на координатной
плоскости множества решений уравнений с двумя
переменными и систем уравнений. Изображение на
координатной плоскости множества решений
неравенств с двумя переменными и их систем. 
 VI. Элементарные функции, содержащие аргумент
под знаком модуля. 4 часа.Линейная функция, содержащая аргумент под
знаком модуля, ее свойства и график. Решение
линейных уравнений, содержащих неизвестное под
знаком модуля, с помощью графиков. Квадратичная
функция, содержащая аргумент под знаком модуля,
ее свойства и график. Решение квадратных
уравнений, содержащих неизвестное под знаком
модуля, с помощью графиков. Контрольная работа
по теме "Решение уравнений и неравенств
графическим способом”. 
 VII. Исследование функций с помощью производной
– 5 часов.Геометрический смысл производной. Нахождение
наибольшего (наименьшего) значения функции на
отрезке и на области определения. Нахождение
углового коэффициента касательной по графику
производной. Определение точек экстремума,
стационарных точек по графику функции и по
графику производной. Исследование функций с
помощью производной. Асимптоты. Построение
графиков функций с помощью производной. 
 VIII. Интерпретация графиков реальных
зависимостей – 2 часа.Описание реальных зависимостей с помощью
графиков. Интерпретация графиков реальных
зависимостей. Итоговая контрольная работа. 
 Требования к знаниям и умениям
учащихся. В результате изучения курса ученик должен
уметь: 
 – определять значение функции по значению
 аргумента при различных способах задания
 функции;– строить графики изученных функций,
 распознавать графики элементарных функций;
 – описывать по графику и по формуле поведение и
 свойства функций;
 – решать уравнения, неравенства, простейшие
 системы уравнений, используя свойства функций и
 их графиков;
 – использовать приобретенные знания и умения в
 практической деятельности и повседневной жизни
 для описания с помощью функций различных
 реальных зависимостей и интерпретировать их
 графики;
 – исследовать функции и строить их графики с
 помощью производной.
Данная авторская программа составлена на
основе "Программы для общеобразовательных
учреждений. Алгебра 7-9. Алгебра 10-11”, М.
"Просвещение”, 2008 г.  Литература
 Башмаков М.И. "Глядя на график”, "Математика
 для школьников”, 2005, №2, с.46.Башмаков М. И. Алгебра и начала анализа: Учебник
 для 10 – 11 классов средней школы. – М.:
 Просвещение, 1991;Варшавский И.К. и др. "Функция, ее производная и
 первообразная на ЕГЭ”, "Математика
 школьников”,2005,№2,с.3.Канин Е.С. "Тождества, уравнения, неравенства и
 свойства функций”, "Математика для
 школьников”.2006, №4, с.22.Колмогоров А.Н. "Алгебра и начала
 анализа”.Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват.
 учреждений.М., "Просвещение”,2006г.Мордкович А. Г. и др. Алгебра 8 класс: В двух
 частях. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных
 учреждений. – М.: Мнемозина, 2005;Мордкович А. Г. и др. Алгебра 9 класс: В двух
 частях. Ч. 1: Учебник для общеобразовательных
 учреждений. – М.: Мнемозина, 2005;Мордкович А. Г. и др. Алгебра и начала анализа 10 –
 11 классы: В двух частях. Ч. 1: Учебник для
 общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина,
 2005;Мордкович А. Г. и др. Алгебра 9 класс: В двух
 частях. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных
 учреждений. – М.: Мнемозина, 2005;Мордкович А. Г. и др. Алгебра и начала анализа 10 –
 11 классы: В двух частях. Ч. 2: Задачник для
 общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина,
 2005;Мордкович А.Г. "Общие методы решения
 уравнений”, "Математика для школьников”, 2005, №4,
 с.40.Петров В.А. "Вооружившись графиками”,
 "Математика для школьников”, 2007, №2, с.7Семенко Е.А. и др. "Обобщающее повторение курса
 алгебры и начал анализа”, Краснодар, 2006 г.Семенко Е.А. и др. "Технология разноуровневого
 обобщающего повторения по математике”,
 Краснодар, "Просвещение-Юг”, 2008.Шестаков В.А.,Лаврентьев А.А. "Чтение графиков”,
 "Математика для школьников”, 2004, №1, с.21.
 |