Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности
таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в
осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью
овладения новыми знаниями.
Нестандартные формы уроков позволяют сделать математику более
доступной и увлекательной, заинтересовать всех учащихся, привлечь их к
деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания,
умения и навыки.
Для учащихся нестандартный урок — переход в иное психологическое
состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя
в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои
творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают
поставлены в «ситуацию успеха», что способствует пробуждению их
активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних
заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и воспитывает ребенка.
Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я
сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения,
предполагают творческий подход со стороны и учителя, и ученика. Это одна
из форм активного обучения.
В своей работе применяю разнообразные нестандартные уроки:
урок – конференция, урок – соревнование, урок – игра, урок творчества,
урок – зачет, урок – путешествие, урок – тренажер, урок – лекция, урок – аукцион,
урок – творческий отчет.
Уроки творчества - это уроки составления и решения задач. Ценность составления задач учащимися состоит в том, что:
- присутствует элемент исследования решения;
- устанавливается связь между всеми видами задач;
- легко обозрима система задач по теме;
- присутствует элемент творчества.
Составление задач по готовым чертежам применяю в основном на уроках
геометрии, где почти каждое высказывание и каждый ответ на поставленный
вопрос – это собственное видение проблемы и ее обоснование.
Уроки творчества позволяют активизировать мыслительную деятельность
учащихся, развивают умения и навыки более осознанного, практического
применения школьниками изученного материала, дают возможность увеличить
объём решаемых задач, повышают интерес к изучению математики.
Для тематического повторения отбираю, как правило, самые существенные
вопросы раздела. И чтобы завершающий его контроль был максимально
продуктивен, провожу уроки–лабиринты в соревновательной форме в три
этапа. На первом и втором этапах соревнуются по три различные команды.
Остальные в это время осуществляют роль контролеров при прохождении
чужой командой пунктов лабиринта, оценивая продуктивность участия
каждого члена команды, творческую атмосферу при работе, уровень
взаимопомощи, работают в качестве "знатоков" в "справочном бюро", где
дают указания, советы, консультации, вспомогательные задания. Высоко
оценивается оказание творческой помощи партнеру по команде. Команда,
первая из трех закончившая этап, объявляется победительницей этапа. В
конце урока анализируются вопросы, ответы, наиболее каверзные задания,
дается оценка работы команд, личного вклада каждого, «контролеров» и
«знатоков». Контроль непосредственно на пунктах лабиринта самих ребят,
проверка наличия необходимых черновых записей, комментарий к ним да и
зависимость успеха всей команды от работы каждого, демократичность
общения делают практически незначительной возможность случайности или
угадывания ответа, или безделья за счет сильных учащихся.
Урок-загадка таит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.
Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является
своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы
ребенка. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий,
а саму загадку как творческую задачу. На таких уроках использую
кроссворды как средство проверки эрудиции учащихся, а также для лучшего
усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов
подбираю с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для
индивидуальной работы с учащимися. Относительную трудность при
использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Однако применение на уроках ИКТ делает этот процесс менее трудоемким.
Накопленный опыт проведения нестандартных уроков убеждает в том, что
цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством,
заинтересовать учеников, так как интерес - это катализатор всей учебной
деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны
все учащиеся и класс становится творческой лабораторией. Эти уроки
включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как
проблемное обучение, поисковая и исследовательская деятельность,
межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др.
Снимается напряженность, свойственная обычным урокам, оживляется
мышление, повышается интерес к предмету в целом.
Игры на уроках математики
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский.
Немаловажная роль в развитии творческих способностей учащихся отводится
играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и
воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей
функциями, которые действуют в органическом единстве.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться,
мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Правила игры разрабатываю с учетом цели урока и индивидуальных
возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления
самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности детей, для
возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности,
успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим
поведением, подчиняться требованиям коллектива.
В своей работе использую различные игры: деловые игры "Строитель" (тема
"Площади многоугольников"), "Конструктор" (тема "Симметрия в природе и
технике"); соревнование художников (тема "Координатная плоскость"),
числовой фейерверк (тема "Арифметические действия с обыкновенными
дробями") и другие.
Математическая сказка как средство развития математического творчества учащихся 5—9-х классов средней школы
Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказок.
Сухомлинский В.А.
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент
делаю не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании,
сознательном и активном усвоении. Самостоятельно придуманная сказка с
использованием в сюжетной линии математических понятий и их свойств
позволяет прочнее и полнее усвоить эти понятия.
Включая сказки в учебный процесс, соблюдаю необходимые дидактические условия:
- соответствие тематики сказок возрасту школьников;
- использование опыта учащихся, который они получили на других уроках;
- сочинение сказок учителем вместе с детьми, так как это не только
пример того, как надо сочинять, но и стимуляция работы учащихся.
Критерии, по которым оцениваю сказки:
- отсутствие содержательных математических ошибок;
- завершенность сюжета;
- последовательность и логичность изложения;
- оригинальность сюжета.
Сказки по математике выполняют различные функции в учебном процессе:
- организационную - привлечение внимания к изучаемым объектам,
повышение интереса к учебному материалу, улучшение микроклимата на
уроке;
- содержательную - углубление понимания отдельных свойств изучаемого объекта, сообщение дополнительных сведений о нем;
- контролирующую - корректное выявление имеющихся недочетов в усвоении материала, степени и глубины его усвоения;
- мотивационную - повышение уровня мотивации в изучении учебного предмета.
Применяю сказки по математике на различных этапах учебного процесса.
Целеполагание. Сказки математического содержания или отрывки из
них, прочитанные в начале урока, способствуют повышению внимания
учащихся, их мотивации, которая приводит к дальнейшему самостоятельному
углубленному изучению темы.
Изучение нового материала. Сказки повышают уровень положительных
эмоций, что способствует бессознательному усвоению материала.
Нестандартная форма изложения научных понятий позволяет увидеть
рассматриваемые объекты с "непривычной" стороны, что способствует более
глубокому и прочному запоминанию материала.
Закрепление материала. Задания типа "продолжи сказку", "проанализируй
сказку", "найди в сказке ошибки" закрепляют и углубляют программные
знания, открывают для учащихся изученное с новой, непривычной стороны,
что способствует развитию их творческих способностей.
Контроль за усвоением материала. Сочинение собственных сказок по
изученной теме с необычным целеполаганием: для учащихся других классов в
параллели, для публикации в школьной прессе и т.д.
Итоговое повторение. Сочинение собственных сказок различных форм и
объемов по темам, изученным в течение учебного года, позволяет обыграть
в сказке сразу несколько различных математических идей, отыскать новые
связи и отношения между математическими героями (объектами).
Создание сказок при обучении математике является одним из самых
оригинальных и эффективных средств всестороннего творческого развития
школьников.
Оригами
Японская мудрость издревле гласит:
"Великий квадрат не имеет пределов".
Попробуй простую фигурку сложить,
И в миг увлечет интересное дело.
А.Е. Гайдаенко.
Мир школьной геометрии требует постоянного обращения к образам. Но
образная деятельность сложна, трудно поддается традиционному обучению в
силу таких качеств образов, как субъективность, многозначность,
целостность восприятия.
В оригами заложены богатые возможности для развития не только
геометрических представлений учащихся, но и творческого развития детей в
целом. В связи с этим использование оригами на уроках в 5 – 6 классах
очень важно, так как геометрическая информация, подлежащая в дальнейшем
изучению в курсах планиметрии и стереометрии, зарождается, осмысливается
и в некоторой степени систематизируется при построении оригами- фигур.
Подобное конструирование знания позволяет предусмотреть включение
интуиции, воображении, логического мышления и других процессов в
познавательный опыт детей.
Значение оригами для развития ребенка
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку,
должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы
складывания.
Развивает пространственное воображение, помогает развитию чертежных
навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в
тетрадь.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать
в порядке рабочее место.
В учебном процессе использую оригами и на правах игровой методики, и как наглядное пособие.
Использование ИКТ на уроках математики и во внеурочное время
Перед школьным образованием стоит проблема — подготовить учеников к
жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной
среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием
современных информационных технологий обучения.
Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать урок
нетрадиционным, ярким, насыщенным, помогает сформировать у ученика
информационную компетентность, умение преобразовывать на практике
информационные объекты с помощью средств информационных технологий,
активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их к
самостоятельному приобретению знаний. У учащихся развивается
любознательность, познавательный интерес.
Уроки с использованием ИКТ строю на деятельной основе с применением
проблемно-исследовательского подхода. Ученики пытаются решать
стандартные математические задачи нестандартным способом — применяя
современные компьютерные технологии. Этим достигается мотивационная цель
— пробуждение интереса к изучению.
Стремлюсь использовать компьютер на всех этапах процесса обучения: при
объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом
для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего
инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Компьютер
позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с
компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук +
видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести
решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой
фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой,
спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Использование компьютерной программы обработки результатов тестирования
позволяет мне осуществить обратную связь процесса обучения,
проанализировать деятельность класса в целом, результаты каждого ученика
в отдельности и выбрать пути корректировки учебного процесса для
оказания необходимой помощи обучаемым, для достижения намеченных
результатов.
При организации исследовательской деятельности учащиеся используют сеть
Интернет для поиска необходимой информации, подготавливают презентации
для защиты работы.
Педагогические наблюдения показали, что целенаправленно используемые
информационные коммуникационные технологии способствуют развитию
самостоятельности и творческих способностей учащихся, позволяют повысить
уровень системности знаний учащихся по математике, существенно повышают
уровень индивидуализации обучения.
Исследовательская деятельность учащихся как средство развития их творческих способностей.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме
тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы самой
маленькой поисковой работы.
А.Н.Колмогоров.
Важное место в формировании творческих способностей школьников занимает
исследовательская деятельность, при которой учащиеся ставятся в
ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к
решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени
направляемого учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее
результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет
ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными
потребителями готовой информации, повышает познавательную активность и
интеллектуальный потенциал личности ученика, развивает воображение,
интуицию, потребность в самоактуализации, раскрывает и расширяет
собственные созидательные возможности учащихся.
В своей работе использую такие виды исследовательской деятельности:
- проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных
различных литературных источников с целью освещения проблемы и
проектирования вариантов ее решения;
- экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
- проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая
форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не
накопление и анализ фактических знаний.
В результате участия в исследовательской деятельности у ученика формируется следующие умения:
- самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике.
- критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
- грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые
факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать
необходимые обобщения, устанавливать закономерности; формулировать
аргументированные выводы, находить решения;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
Развитие креативных способностей учащихся во внеурочное время
Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его занимательным.
Блез Паскаль.
Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно
добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях
подчинена и внеклассная работа по предмету. Математические кружки,
факультативы, спецкурсы вызывают интерес учащихся к предмету,
способствуют развитию математического кругозора учащихся, привитию
навыков самостоятельной работы. Их дополняют мероприятия, проводимые в
рамках предметной недели. Это математические вечера, викторины,
различные дидактические игры: "Что? Где? Когда?", "Счастливый случай",
КВН и другие. Большой популярностью у школьников пользуются
инсценированные сказки. В подготовке этих мероприятий принимают участие
как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере
проявляются их артистические, художественные, музыкальные способности,
развиваются смекалка, логическое мышление.
|