Использование информационных технологий на уроках математики
16.01.2013, 15:06
Если развитие фундаментальной науки опережает их отражение в содержании
образования на 5-7 лет, то средства ИКТ опережает возможности человека
по их эффективному использованию на 2-15 лет, поэтому возникает острая
проблема соответствующей перестройки всей системы образования. Сегодня в
значительной степени возросла ответственность педагога за судьбу
каждого ученика в личностном и профессиональном значении. Я осознаю свою
значимость в формировании всесторонне развитой личности, готовой к
сопряжению полученных знаний с общекультурными духовными ценностями.
Успех процесса обучения определяется уровнем учебной мотивации учащихся.
Одна из основных задач учителя – заинтересовать учащегося предметом,
стимулировать его познавательную и творческую активность. По данным
исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного
материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4
части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе
обучения. Познавательная самостоятельность, информационная культура и
навыки навигации в этом безбрежном море знаний становятся необходимостью
интеллектуального развития обучаемых. Сделать подачу материала более
наглядной и при этом вовлечь учащихся в активную деятельность, изжить
скуку на уроке – вот, на мой взгляд, основные задачи учителя.
Дидактические достоинства уроков с использованием информационных
технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся
появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Работая в данном
направлении, я использую возможности компьютерных технологий в различных
аспектах обучения математики: на разных этапах урока, при составлении
тематического планирования с учетом использования электронных пособий,
банк контрольных, олимпиадных и исследовательских работ, открытых
уроков, электронных тестов, Web-презентаций, мониторинг учебных
достижений. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют
исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в
изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
1. графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные
логические математические построения; 2. возможности, предоставляемые
ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране
дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют
детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием
органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Использование ИКТ в классе во время урока является наиболее сложным и
ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся
технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному
использованию учебного времени на уроке, требованиями к здоровью
ребенка, к надежности работы оборудования и программного обеспечения. На
уроках можно выделить определенные временные этапы, которые говорят о
ИКТ- компетенции и качественном изменении уровня применения
информационных технологий в обучении ребят на уроке:
применение компьютерной техники для создания дидактического
материала (индивидуальные карты с заданиями и упражнениями, наглядный
материал, памятки);
применение ЦОР для подготовки дидактического материала, при организации индивидуальной работы с учащимся.
работа с ЦОР на уроках и во внеклассной работе по математике, применение презентационного оборудования, проведение медиауроков.
проведение уроков в компьютерном классе;
организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, представление проектов в виде мультимедийных презентаций
Для реализации педагогического опыта конструирую и провожу уроки и
занятия разнообразные по своему типу. Чередую нетрадиционные формы с
традиционными.При планировании учебной деятельности учитываю следующие
аспекты:
определение места в общей системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с
требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки
и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний ;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения,
стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе
урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание
различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и
максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся.
Только 40 минут длится урок, а учителю сделать надо многое: провести
опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, закрепить
его, увидеть рост каждого, создать ситуацию успеха. Словом, урок должен
проходить в напряженном виде. Как здесь можно обойтись без электронного
помощника, который при умелом использовании может взять на себя
значительную часть работы? Важную роль играют при изучении математики
уроки-презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности,
наглядности. Урок-презентация также обеспечивает большой объем
информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к
предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем,
который можно поставить на слайд). Для оптимизации образовательного
процесса я практикую объяснение нового материала с использованием
компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного
пособия. Хочу отметить, что эмоциональный настрой на таких уроках совсем
иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий,
результативность изучения темы значительно повышается. Таким образом,
использование компьютерных технологий на уроках математики позволяет
реализовывать следующие цели процесса обучения:
1)повысить качества знаний по теме;
2)продолжить формирование информационной культуры;
3)наиболее полно реализовать учебные возможности каждого ученика. На
мой взгляд учебный процесс в школе, практически никак не обеспечен
наглядными электронными пособиями, соответствующими современному уровню
развития новых информационных технологий. Следовательно, возникает
необходимость в разработке и внедрении на практике таких пособий,
которые соответствовали бы духу времени. Мультимедийные и гипермедийные
технологии предоставляют широкий набор средств и методов для выполнения
поставленной задачи.
Возможности среды PowerPoint позволяют представить учебный материал
более ярко, внести в урок новизну, создают экономию времени, освобождая
для индивидуальной работы на уроке, для индивидуального общения с
учениками (учитель не привязан к доске) и для решения большего числа
задач. С помощью программы PowerPoint как зачётная работа курсов я
создала электронный учебник в помощь учащимся 10 класса при подготовке к
зачёту по теме : «Параллельность прямых и плоскостей ». (Приложение 1)
По своему опыту могу выделить следующие формы занятий, при которых
работать в компьютерном классе наиболее эффективно:
диагностическое тестирование ;
тренировочный режим для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
обучающий режим при работе с отстающими учениками;
режим самообучения.
Информация, представленная на слайде в виде чертежа, иллюстрации,
бесспорно создание презентации, обеспечит более полное усвоение
информации. Увеличивается активность учащихся на уроке, естественным
образом достигается оптимизация темпа работы учеников. Улучшается
усвоение нового материала, так как в результате преобладания
наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую
таким образом информацию (цветные картинки, движущееся изображение и
др.). Например, известно, как трудно даются учащимся 5-6 классах темы,
связанные с рассмотрением геометрических пространственных фигур, ведь у
большинства ребят не сформировано пространственное воображение, они "не
видят” свойства этих фигур. На данном этапе, именно на первых уроках
оказывает неоценимую помощь, обучающая программа по геометрии:
"Стереометрия. Открытая математика” под ред. Т.С. Пиголкиной. Она
способствует визуализации пространственных фигур, по которым можно
определить свойства фигуры. Даёт видение фигур как геометрических
объектов, служит некоторой моделью, которую можно перемещать в
пространстве, наблюдая взаимосвязь всех элементов, из которых состоит
данное геометрическое тело. При работе с программой ученику приходиться
неоднократно переходить с одного уровня геометрического мышления на
другой, например, от зрительного к описательному, либо наоборот. При
этих переходах ученик проявляет и развивает своё понимание и
геометрическое "видение". Формальные понятия и конструкции геометрии
наполняются фактическим и наглядным содержанием. На своем опыте
убедилась, что использование ИКТ на уроке способно преобразить формат
преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и
привлекательным. Обучение с использованием ИКТ становится для ребенка
творческим поиском, от которого можно получить удовлетворение и
благодаря которому можно самоутвердиться. Позволяет решить старую
проблему - низкую степень индивидуализации обучения, усилить темп
умственной деятельности, обеспечивает творческий рост, как учащихся, так
и преподавателя.