Активизация познавательной деятельности на уроках математики
18.01.2013, 11:02
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество
и результативность, должно стать обучение, ориентированное на
самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели
"образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда
личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в
полной мере проявить свои способности, развить инициативу,
самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач
современной школы. А успешная реализация этой задачи во многом зависит
от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на
мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и
окружающего мира.
Цели :
Эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности.
Повышение интереса к предмету «Математика».
Развитие основных познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).
Развитие инициативы, самостоятельности, творческого потенциала.
Включение учащихся в поисковую деятельность по предмету.
Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию.
Задачи :
Определить условия, стимулирующие познавательную активность учащихся.
Разработать конкретные методические приёмы, с помощью которых
учитель может пробудить и развивать познавательную активность учащихся
на уроках математики.
Показать на примере практического материала возможность достижения познавательной активности на уроках математики
Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения
учебным материалом. Чтобы создать условия для формирования этой
деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Чаще, к
сожалению, господствуют методы внешнего побуждения – отметка, похвала,
наказание. Но действительная мотивация будет иметь место тогда, когда
дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно и интересно.
А следовательно, необходимо активизировать познавательные процессы,
используя различные способы.
Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу,
заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника. Интерес
ребенка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает
работоспособность.
Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть
интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит
мысль, вызывает желание понять явление.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные
собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это
мертвый груз.
Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные
процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся,
побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения
знаний и умений, преодолевая трудности.
Существуют различные пути активизации учебной деятельности:
проблемное изложение материала
комментированные упражнения
самостоятельная работа учащихся
творческая работа детей,
формирование стимулов к учению.
Но можно выделить и другие способы активизации:
игровые методы
моделирование
занимательность
проведение нетрадиционных уроков.
Младший школьник имеет специфические возрастные особенности:
неустойчивое внимание
преобладание наглядно-действенного мышления
повышенная двигательная активность
стремление к игровой деятельности
разнообразие познавательных интересов.
Все это требует творческого подхода к работе учителя. Для того, чтобы
поддерживать в течение всего урока внимание детей, необходима
организация активной и интересной мыслительной деятельности.
«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир
знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и
творцами урока»
Ш.А. Амонашвили
Работая с детьми младшего школьного возраста, убеждаюсь, что самым
действенным среди всех мотивов учебной деятельности является
познавательный интерес. Он не только активизирует умственную
деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению
различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными
средствами.
Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра,
все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями
чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им
усвоить любой учебный материал.
Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя
учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать
множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном
счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает
интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным,
находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В
играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества
личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма,
воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра необходима и для
сохранения преемственности между детским садом и школой.
На уроках математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и
занимательные задания, дидактические игры: "Собери букет",
"Математическая рыбалка", "Кто быстрее?", "Молчанка", "Собери грибы",
"Математический футбол".
Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:
фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
игры типа: "Кто первым получит 10;
Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание
способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.
Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.
Формула для разгадывания фокуса: а + 14 + 6 – а = 20. Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже.
Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, уч-ся несколько раз
проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные
навыки, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в
результате. Перспектива показать фокус другим стимулирует активную
познавательную деятельность.
Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности
школьника, он решает исследовательскую задачу только при разгадывании
его сути.
Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью детей: «Живые цифры», «Лови мяч», «Решето».
Игра "Решето"
Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу
умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из
таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е.
остаётся в "решете".
Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают
ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям.
Вот некоторые из задач.
Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?
Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?
Три поросенка бежали от волка 3 км. Сколько километров пробежал каждый поросёнок?
Дядя Фёдор добирается из города в деревню Простоквашино на электричке за 1ч 30 мин, а обратно за 90 минут. Почему?
Дети очень любят «Веселый счет» - рифмованные задачки. Первоклассникам,
например, начертания цифр помогают запомнить веселые стихотворения.
Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам,
стихотворениям о геометрических фигурах.
Поддерживать интерес детей к учебе мне помогают яркие наглядные
пособия. Приглашаю на уроки героев детских сказок – веселых человечков.
Это Буратино, Мальвина, Незнайка, Карлсон и др. Они задают детям хитрые
вопросы, приносят письма с заданиями.
Шарады, ребусы, кроссворды никого не оставят равнодушными. Большую
ценность на уроке представляют загадки. К.Д. Ушинский писал, что
«загадка заляжет прочно в памяти, увлекая с собой и всё объясняя к ней
привязанное». На различных этапах урока я использую загадки ( в основе
которых лежит сравнение) в качестве приёма, активизирующего
познавательный интерес и мыслительную деятельность.
Детям нравятся нетрадиционные уроки. По определению И.П. Подласова,
нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное
занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них
правильный шаг в направлении демократизации школы, другие считают такие
уроки нарушением дидактических принципов, искажение структуры урока.
На мой взгляд, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть
использован в начальной школе, так как является одним из действенных
способов активизации учебной деятельности.
Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков :
урок-сказка,
урок-КВН,
урок-путешествие,
урок-спектакль,
урок-викторина,
урок-игра,
урок - аукцион,
урок-конференция,
урок-соревнование,
урок-эстафета...
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного материала.
Урок-путешествие
Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования.
Мною были проведены урок-путешествие по математике в 1 классе по теме: « Сложение и вычитание в пределах 10»
(по мотивам произведения «Айболит» К. И.Чуковского)
Урок-сказка
Как и в любой сказке, на таком уроке есть положительные и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей, Буратино, Карабас-Барабас).
В сказке есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация),
кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьба добра и зла,
преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой — победой добра над
злом.
Мною проведен урок-сказка во 2 классе по теме: «Решение задач»
Урок-игра
Названный вид урока может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?»,
«Крестики-нолики» и т.д. Класс при этом делится на команды.
Впереди урок-лабиринт в 3 классе по теме: "Внетабличное умножение и деление";
Планируется интегрированный урок (математика + информатика) в 3 классе
по теме: «Внетабличное умножение и деление. Истинные и ложные
высказывания»;
Здоровьесберегающие технологии
Учитывая повышенную двигательную активность учащихся начальных классов,
даю выход их энергии в физкультминутках, имеющих двигательно-речевой
характер, например:
Подними ладони выше
И сомкни над головой,
Что же вышло?
Крыша вышла,
А под крышей мы с тобой.
Подними ладони выше
И сомкни перед собой.
Что же вышло?
Мостик вышел,
Мостик ровный и прямой.
Подними ладони выше
И скрести над головой.
Что же вышло?
Гуси вышли:
Вот один, а вот другой.
Подними ладони выше
И скрестив их, помаши.
Что же вышло?
Птички вышли,
Птички очень хороши!
Использую на уроках элементы здоровьесберегающих технологий профессора
В. Ф. Базарного: периодическая смена поз, физкультминутки для глаз с
помощью расположенных в пространстве ориентиров. Это могут быть разного
рода траектории, по которым дети «бегают глазами, бумажные
офтальмотренажёры, например, пирамидки или тарелки с разноцветными
кружками
Задания:
найди глазами две одинаковые пирамидки, две одинаковые тарелки;
сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зелёных, жёлтых;
найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
Хочу создать банка мультимедийных офтальмотренажёров, где можно собрать материалы и моих коллег.
Использование ИКТ
Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать
многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить
понимание уч-ся сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить
работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Возможности
мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее,
эмоционально богаче. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового
будет сегодня? Что интересного? » А это значит, что ещё до урока есть
учебная мотивация, развить которую – одна из важнейших творческих задач
учителя. При проведении уроков использую компьютерные презентации на
различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве
тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления
самоконтроля, при проведении физкультминуток.
"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать." - гласит народная
пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем
визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики –
принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения
предлагаемого материала.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока
принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные
этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.
Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и
несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности
обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без
воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные
формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую,
индивидуальную.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
для объявления темы урока;
при объяснении учителем нового материала;
как информационно – обучающее пособие;
для контроля знаний.
Для меня большое счастье видеть светящиеся глаза встречающих меня
детей. Я черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу
подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.