Чтобы сделать ребёнка умным и
рассудительным сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Здоровье учащихся – одна из острых проблем
современной жизни. Без здорового подрастающего
поколения у нации нет будущего. Проблема
сохранения здоровья социальная, и решать её
нужно на всех уровнях общества.
Работая в школе учителем биологии и химии на
протяжении 19 лет, вижу, что в последние годы
увеличивается заболеваемость среди детей, в том
числе тех, кто идет в первый класс.
Исследования последних пяти лет в нашей школе
показывают, что у 20-25% детей, приходящих в первый
класс, имеют те или иные отклонения в состоянии
здоровья. Во время обучения в школе показатели
здоровья ухудшаются (в 9-м классе этот процент
увеличивается примерно в два раза).
Причины ухудшения здоровья зависят от многого:
наследственных факторов, неправильного
отношения взрослых к своему здоровью и здоровью
детей, отрицательного влияния окружающей среды.
Понятие "образ жизни” включает следующие
составляющие: питание, физическую активность,
отношение к вредным привычкам, психологический
микроклимат, ответственность за сохранение
собственного здоровья.
В формировании представлений о здоровом образе
жизни, о здоровье мы можем участвовать не только
через воспитательную работу, но и через
образовательный процесс. При этом нам необходимо
направить свои усилия на создание условий,
позволяющих отодвинуть усталость и избежать
переутомления учащихся.
Учебный день ребенка насыщен умственными и
эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка
и продолжительное нахождение в статическом
положении приводит к переутомлению.
Выявление причины такого развития детей,
привело к решению – надо обратить внимание на их
здоровье и на образ жизни.
Проблемы здоровья современных детей и
подростков нуждаются в пристальном внимании не
только медицинских работников, но и педагогов,
родителей, общественности. Особое внимание и
ответственность в этом оздоровительном процессе
отводится образовательной системе.
Концепция модернизации российского
образования предполагает разработку новой
модели школы, которая отвечает актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и
государства. Одна из них – здоровье
подрастающего поколения. Это важный показатель
благополучия общества. Это важный показатель
благополучия общества. Эту проблему нужно решать
и я решили внести свой вклад.
Здоровье человека зависит (по данным
исследований Всемирной организации
здравоохранения).
- на 50% – от образа жизни;
- на 25% – от состояния окружающей среды;
- на 15% – от наследственной программы;
- на 10% – от возможностей медицины.
И хотя традиционно считается, что основная
задача школы – дать необходимое образование, не
менее важная задача сохранить в процессе
обучения здоровье детей. С состоянием здоровья
связана и успешность обучения. Всё это требует
внимательного отношения к организации школьной
жизни: создание оптимальных гигиенических,
экологических и других условий, обеспечение
организации образовательного процесса,
предотвращающей формирование у обучающихся
состояний переутомления.
Учитывая сказанное, в своей работе я
придерживаюсь здоровьесберегающей организации
учебного процесса.
1. Образовательный процесс должен носить
творческий характер. Включение ребёнка в
творческий процесс, поиск решений служит
развитию человека, снижает наступление
утомления. Это достигается использованием:
- игровых ситуаций на уроке;
- разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра);
- наглядности;
- занимательных упражнений;
- фантазирования;
- загадок по различным темам.
Всё это способствует развитию коммуникативных
навыков, двигательной активности, концентрации
внимания, воображения, познавательных
способностей, снижает психоэмоциональное
напряжение, повышает интерес к урокам.
2. У учащихся особенно чувствительной является
нервная система, поэтому важным вовремя урока
является:
а) Чередование различных видов учебной
деятельности:
– опрос учащихся;
– работа с учебником;
– рассматривание наглядных пособий;
– ответы на вопросы;
– решение задач.
б) Использование различных методов,
способствующих активизации инициативы и
творческого самовыражения самих обучающихся.
– метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах, ученик
как исследователь).
Это снижает утомительную нагрузку, связанную с
необходимостью поддержания рабочей позы.
в) Проведение физкультурных минуток
– расслабление кистей рук. Устаёт рука –
устаёт ребёнок;
– на координацию движений и психологическую
разгрузку.
Надо встать и одновременно отдать честь правой
рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем
подняв большой палец левой руки сказать "Во!”.
Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но
другими руками.
– предупреждение утомления глаз;
– на регуляцию психического состояния.
"Успокоение” (Учитель говорит слова, а дети
выполняют действия, отражающие смысл слов. Все
выбирают удобную позу сидения.)
Нам радостно, нам весело!
Смеёмся мы с утра
Но вот пришло мгновение,
Серьёзным стать пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротики закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
(После медленного проговаривания этих слов
выдерживается пауза, после которой дети
приступают к работе.)
Эту задачу мы также решаем с помощью упражнений
для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают
кровообращение и расслабление мышц глаз.
Недостаток двигательной активности – одна из
причин снижения адаптивных ресурсов организма
школьников. Физминутки влияют на деятельность
мозга, активизируют сердечно-сосудичстую и
дыхательную системы, улучшают кровоснабжения
внутренних органов, работоспособность нервной
системы.
г) Важное значение имеет эмоциональный климат
на уроке:
– эмоциональная мотивация в начале урока
– создание ситуации успеха
"Не боюсь” (В ситуации трудной задачи, или
выполнения контрольной работы, надо проводить
это упражнение. Учитель говорит строчку и делает
паузу, а в это время дети про себя повторяют эти
слова)
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
3. Экологическое пространство
– озеленение кабинета;
– освещение кабинета;
– проветривание кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение учащихся
влияют запахи. Лучший их источник – растения,
наши молчаливые друзья и помощники.
4. Социализация личности ребёнка
– экскурсии;
– интегрированные уроки, направленные на
укрепления здоровья.
Установка на здоровье не появляется сама собой,
а формируется в результате педагогического
воздействия. Использование здоровьесберегающих
технологий в учебном процессе позволяет
обучающимся успешно адаптироваться в
образовательном и социальном пространстве,
раскрыть творческие способности, учителю
эффективно проводить профилактику асоциального
поведения.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое
место в главных ценностях человека в нашем
обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и
укреплять своё здоровье, будем личным примером
демонстрировать здоровый образ жизни, то можно
надеяться, что будущее поколение будут больше
здоровы и развиты, не только духовно, но и
физически.
Назовём основные требования к уроку с
комплексом здоровьесберегающих технологий:
– рациональная плотность урока (время,
затраченное школьниками на учебную работу)
должна составлять не менее60% и не более 75-80%;
– в содержательной части урока должны быть
вопросы, связанные со здоровьем учащихся,
способствующие формированию у обучающихся
ценностей здорового образа жизни и потребностей
в нём;
– количество видов учебной деятельности должно
быть несколько;
– в урок необходимо включать виды деятельности,
способствующие развитию памяти, логического и
критического мышления;
– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю
мотивацию деятельности учащихся;
– на уроке нужно создавать благоприятный
психологический климат и обязательно ситуации
успеха и эмоциональные разрядки;
– необходимо для увеличения работоспособности и
подавления утомляемости включать в урок
физминутки. |