Примеры формирования универсальных учебных действий на уроках химии
01.08.2012, 16:40
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.
Универсальные учебные действия - это навыки, которые должны
закладываться (после введения ФГОС НОО во всех школах России) уже в
начальной школе, на всех её уроках.
Универсальные учебные действия предлагается сгруппировать в четыре основных блока:
личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной
и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования,
контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и
структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого
содержания;
коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение
слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно
выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно
контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести
дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу
и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Учитель в процессе планирования уроков должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями:
состояние здоровья детей;
успеваемость по основным предметам;
уровень развития речи;
степень владения русским языком;
умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
стремление принимать и решать учебную задачу;
навыки общения со сверстниками;
умение контролировать свои действия на уроке.
Представить сегодня, что первоклассники смогут овладеть всеми
УУД в полной мере, и в средней школе учителям уже не надо будет
продолжать формирование УУД, не получается. А значит, уже сейчас всем
учителям надо быть готовым планировать свои уроки так, чтобы
универсальные учебные действия формировались (или развивались, если
удастся их сформировать, учитывая возрастные и психологические
особенности учеников начальной школы) при решении задач, работе с
текстом, чтении стихотворения и т.д.
Надо понимать, что пресловутые ЗУН (знания, умения, навыки)
отличаются от УУД (универсальные учебные действия) не сильно, с точки
зрения того жизненного багажа, который получает каждый ученик, обучаясь в
школе. Принципиальное различие, как я понимаю, заключается в функции
учителя на уроке. Раньше мы учили, передавая знания и свой опыт по его
формированию ученикам (поэтому мы были УЧИТЕЛЕМ), а теперь мы должны
помочь ученику самому добывать знания, консультировать ученика и
корректировать процесс самообучения и самосовершенствования. Мы
становимся ТЬЮТЕРАМИ.
На уроках химии развитие УУД возможно через систему заданий, например:
- личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых
ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё
отношение к изучаемому материалу. Так, например, в 8 классе изучение
химии можно начать с домашнего задания составить 5 предложений,
раскрывающих применение химических знаний в работе мамы (папы),
применение химии на кухне, в ванной, во время ремонта. При этом
предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность
химических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для
ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У
ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по химии. В
последующем предлагаются задания на подготовку сообщений на темы «Роль
растворов в медицине», «Химия в моей будущей профессии», «Йод и его роль
для моего здоровья», «Добыча нефти в нашем крае и проблемы экологии»;
- познавательные действия формируются в задании, в котором к известной
левой части уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты
реакции и уравнять, т.е. дописать правую часть уравнения. При
выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов должны:
определить класс веществ левой части - реагентов по их
химическому составу, т.е. установить логическую взаимосвязь состав –
классификация веществ;
определить тип предполагаемой реакции , мысленно воспроизвести
схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции;
определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ;
уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т.е.
соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и
индексов в формулах веществ.
Учащимся приходится одновременно выполнять логические построения,
осуществлять взаимосвязи графических (символьных) единиц и текстовой
структуры, связывать понятия атом, индекс, формула и числовые величины.
Решение подобных заданий учащимися на уроках является важным шагом к
успешному усвоению общего способа решения уравнений.
Для формирования коммуникативных действий (раньше - умение работать в парах (группах)) я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например, сдача минизачёта,
проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания латинских
названий элементов и т.д. В этом случае, ученики, сидящие за одной
партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы,
ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку
партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать
партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь
договариваться.
С целью формирования регулятивного действия - действия контроля,
проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Например, небольшой тест
графический или буквенный, проверку которого ученики проводят
самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами. Критерии
правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или
заранее записывается на отвороте доски. Ещё один возможный приём для
проверки теста - это если во время работы с тестом пара учащихся
выполняет тест на отворотах доски и после завершения, вместе со всеми их
работа проверяется, обсуждается, исправляется и сразу вырабатывается
система оценивания, по этому образцу происходит проверка и работы в
парах.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование
психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою
очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и
освоения учебных дисциплин, в том числе, химии.