Внеклассная, или внеурочная работа по химии – это система
учебно-воспитательных мероприятий, проводимых вне обычных классных занятий,
сверх учебного плана, вне расписания уроков. В отличие от обычных уроков,
участие во внеклассной работе является для учащихся добровольной.
Основными задачами
внеклассной работы по химии являются формирование и развитие интереса,
склонности к изучению химии, выявление способностей и дарований к этому
предмету, расширение кругозора, овладение специальными умениями и навыками
экспериментальной работы в химической лаборатории, а также со специальной
научной и популярной литературой. В ходе внеклассной работы осуществляются оформление
химического кабинета, учащиеся получают дополнительные возможности социальной
адаптации, развивается их самостоятельность, творческие способности,
нравственные качества личности, проводится профессиональная ориентация.
Внеклассная работа по
предмету является неотъемлемой частью общешкольного плана
учебно-воспитательного процесса. Планы внеклассной работы по предмету
обсуждаются, как в педагогическом коллективе, так и с участием ученических
органов самоуправления и всех заинтересованных школьников.
Чтобы внеклассная
работа была успешной, массовой и продуктивной необходимо предварительно
заинтересовать учащихся на уроках. Нужно, чтобы у определенной части учащихся
появилась увлеченность предметом и потребность более углубленно заниматься
химией, чтобы у них возникла внутренняя мотивация, побуждающая детей к активной внеклассной
деятельности. Это особенно важно, так как вся внеклассная работа строится в
школе на принципе добровольности.
Внеклассную работу по
химии в зависимости от числа участников и от формы ее организации можно
подразделить на массовую, групповую и индивидуальную. К массовым формам
относятся такие, как: тематические вечера, химические олимпиады,
научно-практические и читательские конференции, дни, недели или месячники химии
и т.д. В массовых мероприятиях в той или
иной степени участвуют многие учащиеся с различным уровнем интереса к химии,
хотя основная роль принадлежит членам химических кружков и тем учащимся,
которые сознательно интересуются химией. В массовых мероприятиях могут принимать
участие учащиеся целого ряда школ.
К групповым формам
внеклассной работы, прежде всего, относятся химические тематические кружки,
объединяющие 10-15 учащихся по возрасту, интересам и определенному виду
занятий.
Индивидуальная
внеклассная работа проводится как в рамках массовых или групповых мероприятий,
когда некоторые ученики получают индивидуальные задания или работают по
отдельным программам, так и только лишь с отдельными учениками, например, при
подготовке к конференции, к олимпиаде, к поступлению в вуз и т.д.
Основными принципами
организации внеклассной работы являются добровольность, инициатива и
самодеятельность учащихся; актуальность и научность темы выбранного направления
работы и ее связь с жизнью; плановость, систематичность и системность
проведения занятий и мероприятий.
2. Дни химии в школе (неделя, декада,
месячник)
Наиболее массовым
(наиболее трудоемким и ответственным, но и более эффективным) видом внеклассной
работы по химии в школе является проведение Дней химии.
Дни, посвященные определенному
школьному предмету, проводятся в школах традиционно в определенное время. Для
химии оптимальными сроками являются октябрь-ноябрь. Проведение Дней химии
включается в общешкольный учебно-воспитательный план; для их проведения
создается оргкомитет (рабочая группа) во главе с
. Заместителем назначается ______________. В состав оргкомитета входят
классные руководители 8-11 классов, учителя-предметники, представители
ученического самоуправления, воспитатели и т.д.
В проведении Дней
химии участвует практически вся школа. Заранее вывешиваются объявления о
проведении и план мероприятий с указанием сроков и ответственных лиц.
Примерный план
меропрятий Дней химии включает: подготовку и развешивание красочных объявлений,
плакатов; проведение классных часов в начальных и старших классов; проведение
открытых уроков; проведение экскурсий; выпуск каждым классом тематических
стенных газет и плакатов; отчеты о работе химических кружков; изготовление
тематических стендов; оформление школы и химического кабинета; субботники в
химкабинете; проведение общественного смотра знаний по химии; конкурсы,
викторины, школьная олимпиада по химии; подготовка и проведение тематического
вечера или утренников по химии; подведение итогов и награждение лучших химиков
(учащихся) школы и педагогов-организаторов Дней химии.
3. Химические кружки
Химические кружки, как
и учебный предмет в целом, в общеобразовательной школе, решают определенные
задачи. Такими задачами, вытекающими также из роли химической науки в
современной жизни, в первую очередь, являются:
-сознательное, прочное
и глубокое усвоение основ химической науки, ее понятий, законов, учений и
теорий; овладение специальными практическими умениями и навыками в области
химии;
-развитие
познавательных и мыслительных способностей учащихся, умений самостоятельно
овладевать знаниями, а также понимание роли химической науки в обществе;
-формирование научного
мировоззрения учащихся и естественнонаучной картины мира в их сознании, преодоление
хемофобии и безразличного отношения к современным экологическим проблемам;
-ознакомление
школьников с ролью химии в промышленности, сельском хозяйстве, медицине,
строительстве, транспорте, искусстве и других отраслях производства и
деятельности человека; подготовка учащихся к сознательному выбору профессии;
-воспитание
гражданской нравственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного
отношения к материальным и духовным ценностям.
Кроме того, эта форма
внеклассной работы обеспечивает:
-дальнейшее развитие
интересов и способностей учащихся в области химии и смежных наук; проведение
профориентационной работы;
-расширение и
углубление знаний учащихся об истории химии и сути основных химических
терминов, понятий, законов, теорий и учений; о свойствах, применении и методах
получения важнейших веществ и материалов; о сущности и механизмах химических
процессов;
-подготовку и
проведение тематических вечеров, выпуск стенных газет, оформление стендов,
изготовление дидактических материалов и пособий (моделей, схем, плакатов,
слайдов и т.д.), помощь в оформлении химического кабинета школы;
-подготовку учащихся к
олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям и поступлению в вузы.
Организуя работу
кружков, следует исходить из таких общедидактических принципов, как:
актуальность и связь с жизнью; научность; доступность изучаемого на занятиях кружка
материала и его связь с учебной программой; возможность проявления учащимися
творчества и самостоятельности; индивидуальный подход и учет интересов каждого
ученика; плановость и систематичность в проведении занятий; занимательность; добровольность участия школьников во
внеклассных мероприятиях; включение в эти мероприятия элементов
общественно-полезного труда; широкое освещение достигнутых результатов.
Основное содержание
кружков должно, на наш взгляд, во-первых, базироваться на учебном и
исследовательском эксперименте, а, во-вторых, быть многопрофильным по тематике,
то есть включать сведения по биологии, медицине, физике, экологии, географии,
истории и т.д.
Химические кружки
лучше всего организовывать по классам, однако, если параллельных классов в
школе мало, то в кружок записываются учащиеся нескольких классов. Работу в этом
случае проводят по секциям или возрастным группам. Общее число членов кружка из
соображений обеспечения должной безопасности при проведении эксперимента не
должно превышать 12-15 человек.
Члены кружка выбирают
старосту (и его помощников, если кружок состоит из нескольких секций по
классам). Время работы кружка (не менее 2 часов в неделю) согласуется с
учащимися и включается в общешкольное расписание внеклассных мероприятий. Не
следует допускать необоснованных переносов занятий, тем более их отмену.
Занятия должны проходить в химическом кабинете. За безопасность работы учащихся
отвечает преподаватель. Полный текст статьи скачивайте по ссылке вверху страницы.
|