Пятница, 23.08.2019, 12:08                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 


НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА


НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ХИМИЯ

Химия в стихах и других художественных произведениях
10.02.2013, 16:03

Важное направление перестройки образования - его гуманитаризация. Она предполагает существенное усиление общекультурной направленности в обучении естественно-научного цикла, в частности химии. Один из путей гуманитаризации обучения состоит в широком привлечении поэзии, художественной литературы к изучению предмета.

В основу данной системы положены методические рекомендации материалов из журнала "Химия в школе”. Вместе с тем предлагаемый опыт работы обладает определенной долей новизны, что выражается через: разработку целых тем с использованием поэзии; проведение поэтических уроков; использование стихов местных поэтов; применение стихов детского сочинения; сочетание поэзии и живописи. Данный опыт обобщен и распространен в области и представляет собой большой объем систематизированного материала с классификацией по темам, классам и рекомендациями по методическим приемам использования. Приведем некоторые из них.

8 класс

Нам дарит химия сегодня
Чудесных множество веществ,
Пластмассы, каучук, волокна
Всех их, конечно же, не счесть.

Для урожаев – удобрения,
Для техники – металл любой.
Строителям цемент и краски,
Врачам – лекарств огромный рой.

Нам химия подарит свет,
Уют, одежду, обед приличный.
Даст то, чего в природе нет
Лишь знать ее должны мы на "отлично”.

Тема: Введение в курс

Методический прием использования (далее МПИ): эмоциональное поэтическое подведение итогов урока.

- Видите камень вон тот придорожный?
- Камень как камень…обычный.
- Возможно.
Как бы о нем поточнее узнать?...
Надо науку на помощь позвать.

Как пишется "камень”,
Научит Грамматика,
Размеры и форму найдет Математика,
Физика массу отыщет и вес,
Минералогия взглянет на срез.

- Это кремень,- она скажет ребятам,-
И называют его силикатом.
А силикат расплавляют в печи
И получают стекло, кирпичи…

Археология скажет: - Находка!
Справа на камне видна обработка!
- Жил в этой местности древний народ…-
Дальше история слово берет.

- Был этот камень в почете и силе,
Древние люди им сучья рубили.
Им добывали одежду и пищу,
Жилой примотан он был к топорищу.

В каменном веке, во времени давнем,
Люди огонь высекали тем камнем…
Камень в овраге лежит придорожном…
Камень простой?
Или, может быть сложный?

О камне ты все ли узнал, Человек?
Наука поможет! Не каменный век.

(Е.Ефимовский "Ракета и травинка” истории в стихах.

"Детская литература”,1989г.)

МПИ: увлекательное начало урока, отражающее взаимосвязь изучаемых в школе предметов.

История о том, как искали алхимики философский камень, который даже обычный свинец превращает в золото.

Алхимики считали,
Что ртуть в любом металле…
Алхимики мешали буру и купорос.

Мешали вместе с глиной
Толченый рог козлиный,
Пять перьев петушиных,
Один крысиный хвост.

Все в печке обжигали,
А после возгоняли
И снова очищали,
Добавив волчий ус.

И, выпарив искусно,
Рассматривали сгусток,
И падали без чувств,
Попробовав на вкус.

Надеялись случайно
Раскрыть природы тайну…
Нашли мышьяк и фосфор.
А это чем не клад?

За хитрые приборы,
Кислоты и растворы
Все химики алхимикам
Спасибо говорят!

(Е.Ефимовский)

МПИ: поэтическое подведение итога рассказа об алхимиках, отражающее вклад алхимиков в развитие науки химия.

(Вопрос: в чем заключается отличие учений древнегреческих философов от алхимиков? Ответ: философы наблюдали мир, умозрительно объясняли. Алхимики действовали, экспериментировали, ставили опыты.

Вопрос: что явилось результатом действий алхимиков? Ответ: открыли новые вещества, минеральные кислоты, щелочи, соли, а также способы воздействия на вещество: нагревание, смешение, измельчение, перегонка и т.д.).

Тема: Вода

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А, в сущности, только вода.

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана
А все это - только вода.

В бирюзовой дали исчезая
Лебедями плывут облака.
Вот туча идет грозовая
А, в сущности - только вода.

Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.

Как пухом зимой одевает
Снег белый родные поля,
Но время придет - все растает
И будет простая вода.

(Е.Л.Куликова "Вода” с. 44-45; Н.Н.Горский

"Вода - чудо природы”)

МПИ: увлекательное начало, источник знаний: агрегатные состояния воды.

Тема: Классификация химических элементов.

Всем в мире движет жажда знаний.
Прогресса двигатель - Вопрос.
Восторг открытий, испытаний.
Природы пристальный допрос.

Чем старше мир - сложней вопросы.
Уже нам мало просто знать.
Все изощреннее допросы
Ответ себе трудней все дать.

Но не сломить в нас любопытство,
Узнаем все, иль ничего.
Движением разума искрится
В природе наше естество.

Металл куем. Нам надо знать
Какой процесс здесь происходит.
Мы воду пьем. Нам надо знать -
Какой здесь атом хороводит.

Так и в химической науке.
По мере фактов накопленья
Для знаний, а не ради скуки
Произошло веществ деленье.

На две группы поделили
Неметаллы и металлы
Посмотрели и решили:
Суть системы мы узнали.

Неметалл - оксид кислотный,
И к тому ж не проводник,
С кислотою неохотно
Он поехал бы на пикник.

У металлов- все иначе:
Образуют с кислотой
Разных солей много пачек,
Одним словом- вид другой.

С гидроксидом цинка опыт
Все деленья поломал
Для ученых массу хлопот
Дополнительных создал.

Доберейнер догадался
Всех по массе посчитать
По порядку постарался
Элементы перебрать.

Ньюлендс предлагал другое
Кто-то третье. Все не то!
Объяснение есть иное,
Впереди оно!

(Стихи детского сочинения "Тот или другой”).

МПИ: источник знаний; опрос.

Тема: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

В семье директора гимназии
Родился мальчик в прошлом веке.
Никто тогда еще не знал
О том великом человеке.

Гимназию окончил Дима,
Поступил он в институт.
И с медалью золотою
Завершил учебу тут.

Диссертацию с успехом
Дима тоже защитил,
И два года за границей
Дмитрий Иванович прожил.

Был он избран по приезду
Профессором в университет,
Где научную работу
Вел в теченье многих лет.

Открытий сделал он немало,
Как Лейбниц или Клапейрон,
А больше всех его прославил
Периодический закон.

(Стихи детского сочинения "Ученый”).

МПИ: поэтический рассказ о жизни ученого.

Тема: Кислоты

Все мы химию учили
Точно знаем и давно,
Если дождик льет из тучи
Это значит Н2О.

Но из труб больших заводов
Вылетает сизый дым,
И летит по небосводу
SО2 и SО3.

Вредный смог автомобильный
И котельная труба
Добавляют к туче синей
Ядовитый NО2.

Поднимаясь выше, выше,
Прямо к туче дождевой,
Злополучные оксиды,
Реагируют с водой.

И летит из тучки дождик,
Только дождик не простой,
Обливает нас азотной,
Или серной кислотой.

А растения болеют
И теряют аромат,
И животные болеют
Кто же в этом виноват?

(Стихи детского сочинения)

МПИ: источник знаний; кислотные осадки.

Категория: ХИМИЯ | Добавил: admin | Теги: методическая копилка учителя химии, химические формулы, задания по химии, дидактический материал по химии, дополнительный материал к урокам хи
Просмотров: 2577 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИИ РОССИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ



ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ



ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


УРОКИ КРОЙКИ И ШИТЬЯ

ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ



Copyright MyCorp © 2019
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru