Происходящие в российском обществе глубокие
социально-экономические перемены, стремительное
изменение условий жизни требует от специалистов
принятия быстрых и нестандартных решений.
Недостаток профессионалов с творческим подходом
к решению поставленных задач является одной из
главных проблем современности. Общество
нуждается в специалистах, которые могут
самостоятельно и критически мыслить, способных
видеть проблему и творчески её решить.
Человек, за которого постоянно принимали
решения, не изменится в одночасье, для этого
необходимо формировать исследовательские
умения, в нашем случае для развития умений в
области химии и биологии.
Углубленное, профильное и предпрофильное
обучение в число первоочередных целей включает
формирование исследовательских умений
школьником, а, следовательно, является
ступенькой для дальнейшего развития умений
ребенка.
Вместе с расширением и углублением
классических знаний необходимо перестроится на
формирование умений и навыков самостоятельной
познавательной деятельности, что пытаемся
реализовывать на уроках биологии, химии и во
внеурочной деятельности с учащимися.
На уроках развиваем исследовательские умения
учащихся, используя различные средства и методы.
Учитель управляет процессом исследований.
Лабораторные и практические занятия по химии и
биологии помогают учащимся развить следующие
общеучебные умения и навыки.
Среди которых познавательные умения и навыки:
- анализа и синтеза;
- описания наблюдаемых явлений;
- формулировка целей и задач;
- выдвижение гипотезы и предсказание результата;
- использование математических символов;
- установление причинно-следственных связей.
Очень важно развивать организационные умения и
навыки:
- планирование эксперимента;
- рациональное использование времени;
- правильная организация рабочего места при
выполнении лабораторных работ.
Немалую важность имеют технические умения и
навыки:
- пользование измерительными приборами и
измерение физических величин;
- математическая обработка результата;
- использование учебной и технической
литературы;
- учет правил ТБ;
- оформление результатов (схемы, таблицы, графики,
рисунки).
Полученный результат требует развития умений и
навыков сотрудничества:
- обсуждение задания и распределение
обязанностей;
- взаимопомощь и взаимоконтроль (самоконтроль);
- обсуждение результатов и формулировка вывода.
Любая исследовательская работа должна быть,
прежде всего, значима для самого ученика,
навязанная "из вне” тема вызывает скорее
отторжение, а не интерес. Поэтому предлагаем
целый "веер” тем, областей знаний, с которыми
может работать ученик. По мере обсуждения,
планирования работы тема корректируется. Часто
темы рождаются из тех вопросов, которые задают
дети на уроках и в большинстве случаев именно эти
работы и оказываются наиболее удачными. Конечно,
основная работа по теме, которую выбрал ребенок,
осуществляется во внеурочное время и в этом
случае учитель играет роль консультанта,
корректируя и направляя ученика.
В наш век развития
информационно-коммуникативных технологий
работа с книгой часто отходит на второй план,
бывает, что и учителя начинают относиться к ней
несколько пренебрежительно, предпочитая работу
на уроке с компьютером. Считаем, что это в корне
неверный подход. С книгой тоже надо уметь
работать, это одна из составляющих
функциональной грамотности человека. Эта работа
начинается с простейших заданий: найти
определение, ответить на поставленный вопрос, в
дальнейшем задания усложняются.
Работая с книгой, ученик получает новые знания,
но если правильно поставлены вопросы, то книга
служит для закрепления знаний и выработки
общепредметных умений и навыков. Одновременно
книга обеспечивает развитие,
самосовершенствование ученика, как личности.
Ученик, изучив небольшой текст, становится
исследователем и пытается извлечь информацию из
прочитанного и дома уже читает не только учебник,
но и дополнительную литературу, а также
использует ресурсы интернета, причем делает это
вдумчиво и критически.
Не маловажное значение для развития навыков
исследования имеет работа с рисунками и схемами.
Умение правильно составить схему, представить её
публике необходимо не только в школе. К этому
приходим постепенно вместе с детьми. Сначала на
уроках разбираются готовые схемы, потом детям
предлагается составить схему из готовых
элементов. В дальнейшем ученики самостоятельно
работают с предложенным материалом,
систематизируют его, составляют схемы и
демонстрируют их.
Работа с различными таблицами становиться для
учащихся работой поисковой направленности, а
это, в свою очередь, ведет к развитию учебного
познания. Постановка учениками, совместно с
педагогом, проблем, выдвижение и проверка
гипотез, генерация идей развивает
исследовательские качества учащихся. Становясь
исследователем, первооткрывателем ученик
развивает свои исследовательские способности.
Подтверждение этому является то, что ученики,
обучаясь в классах естественнонаучного профиля,
выступают на конференциях, занимают призовые
места. А участие принимают все ученики, выбирая
одно из направлений работы. Так, Ефименко Соня,
большая любительница мороженого
заинтересовалась, а есть различия в качестве
любимого продукта у разных производителей.
Мороженого выпускается много и с различными
добавками, её цель была изучить пломбир,
различных фирм. Соня провела исследования на
химический состав, оформление упаковки и
стоимость продукта. Получив результат, Соня
выступила на конференции, по итогам на краевом
уровне заняла 1 место. Но не это её была основная
цель. Соня поделилась своими открытиями с
учащимися восьмых и девятых классов, она
рассказала о своем исследовании.
Вахракову Дашу интересовали различные
газированные напитки, и она стала исследователем
влияния напитков на рост растений, для опытов
были посажены и выращены специально растения,
поливались водой обычной, газированной,
"Кока-колой”, "Спрайтом”, "Флешем”, "Лайм”.
После месячного эксперимента только два цветка
продолжали расти, те которые поливали обычной
водой и газированной. Дашу заинтересовали
свойства напитков по отношению не только к
растениям, но и какую они имеют положительную
характеристику, а здесь пришлось быть
исследователем большого количества
дополнительного материала книг и журналов.
Мерзлякова Ольга заинтересовалась
взаимоотношением человека и собаки. Её работа
посвящена соответствию темпераментов хозяина и
его собаки. Для этого были обследованы около 40
собак двух наиболее популярных пород – немецкая
овчарка и лабрадор-ретривер, а также
протестированы их хозяева. Выводы оказались
несколько неожиданными даже для самой
исследовательницы, но при этом заинтересовали
всех участников научно-практической
конференции.
Ныне уже студентка 1 курса медицинского
университета Рыжкова Ольга с 8 класса школы
заинтересовалась работой системы органов
кровообращения, прежде всего потому, что
проблемы с сердцем в детстве были у самой Ольги.
Постепенно эта работа изменила свое направление,
девочку больше стали интересовать проблемы
заболевания крови у детей. Как результат,
выбранная профессия – врач педиатр.
Ещё одну девушку, Кузнецову Екатерину,
исследовательская работа сначала привела как
помощника в кабинет ветеринарного врача, а потом
– на 1 курс факультета ветеринарной медицины.
Необходимо заметить, исследовательская работа
помогает детям не только определиться с областью
знаний, вызывающих их наибольший интерес, но и
определиться с их будущей профессией.
Таким образом, думаем можно продемонстрировать
развитие исследовательских умений ребенка,
которые во многом зависят от наставника,
умеющего поддержать ученика, помочь
определиться в правильном направлении, а также в
решении поставленных задач. |