Внедрение ИКТ в образование - насущная и объективная потребность, так
как наше образование должно соответствовать требованиям современного
информационного общества. Наши ученики давно уже овладели хитростями
информационных технологий, и задача учителя – не отставать от них.
Только научившись прекрасно работать на современной технике, мы можем
соответствовать требованиям современности.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:
1) обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую
информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для
подготовки дидактических материалов, чтобы применять их на уроке;
2) создавать слайды по учебному материалу, используя редактор
презентаций MS Power Point и демонстрировать презентации на уроке;
3) использовать имеющиеся готовые программные продукты по своему предмету;
4) осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
5) разрабатывать тесты и проводить компьютерное тестирование.
Хорошо известно, что в курсе химии средней школы есть сложный материал, изучение и понимание которого требует развитого образного мышления,
умения анализировать и сравнивать. А многие ученики не владеют
необходимыми мыслительным навыками для глубокого понимания явлений,
обладают слабым образным мышлением и не понимают материал, если не
увидели и не потрогали объект изучения. И здесь на помощь приходят
современные технические средства обучения и, в первую очередь —
компьютер и мультимедиа проектор.
Использование ИКТ на уроках химии — это создание мультимедийных
сценариев уроков, демонстрация компьютерных моделей, анимационных
экспериментов, имитирующих химические опыты, пошаговая иллюстрация
решения задач, проведение компьютерных лабораторных работ, контроль за
уровнем знаний, организация проектной и исследовательской деятельности
учащихся. Перспективным является применение компьютера в работе с учащимися, обучаемыми на дому.
Использование ИКТ во внеурочной деятельности предполагает проведение дистанционного
обучения, ликвидацию пробелов в знаниях учащихся, индивидуальные
занятия с одаренными учащимися, подготовку к ученическим конференциям и
олимпиадам.
Перед каждым уроком, проводимым с использованием ИКТ, учителю
необходимо продумать, какой именно материал позволит добиться главной
цели: понимания учащимися основных понятий и умения применять их для
решения задач и при работе с уравнениями. Но все эти уроки пока
требуют колоссального количества времени на подготовку. И здесь на
помощь приходят выпущенные различными компаниями компакт-диски, которые
предназначены для изучения химии.
Электронные издания, казалось бы, - великое подспорье в работе учителя:
красочные, озвученные, со множеством видеороликов, демонстрирующих
школьные эксперименты, с набором тестовых заданий. Многие реакции в
условиях школьной химической лаборатории не могут быть
продемонстрированы: явления движения электрона, быстропротекающие
процессы, сложные опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В
результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в
состоянии мысленно их представить. Компьютер же может не только создать
модель таких явлений, но позволяет изменять условия протекания процесса,
«прокручивать» с оптимальной для усвоения скоростью.
Медиаресурсы при демонстрации видеозаписей компьютерных экспериментов
не заменяют, а дополняют реальный химический эксперимент, а иногда его
дублируют на большом экране, так как разнообразное представление
демонстрационного опыта способствует его запоминанию, образованию
устойчивого зрительного образа наблюдаемого явления. Их использование
позволяет при объяснении нового материала создавать проблемные ситуации,
выдвигать задачи, формулировать гипотезы, экспериментально проверять
их.
К наиболее эффективным формам представления материала по химии следует
отнести мультимедийные презентации. Эта форма позволяет представить
учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных
исчерпывающей структурированной информацией.
Сегодня компьютер – это средство доступа к информационным ресурсам сети
Интернет в поиске, отборе презентационного учебного материала для
различных этапов урока, создании информационного фонда по химии.
Скачивание предлагаемых на различных сайтах готовых презентаций, работа с
ними и использование на уроках позволяют познакомиться с работами
талантливых педагогов-новаторов, а также значительно экономить время при подготовке к уроку.
Есть прекрасные презентации, созданные высококлассными специалистами,
которые без всяких изменений используются на уроках, другие презентации
приходится перерабатывать для использования на своих уроках. На чужих работах учимся создавать качественные собственные презентации.
Что касается перспективы использования ИКТ в преподавании химии, то это, прежде всего, — подготовка
к ЕГЭ, дистанционное образование, профильное обучение и проектная
деятельность учащихся, а также организация работы с электронными
учебниками. Использование ИКТ на уроках превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения.
Компьютер – простой инструмент, который призван освободить учителя от рутинной работы
по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов,
списков, отчетов, привнести в работу новые творческие возможности,
удобство и комфорт.