Пятница, 29.03.2024, 09:07                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

Рекомендации по обучению школьников основам генеалогии
27.06.2012, 22:50

Генеалогия и ее роль в формировании обоснованной гражданской позиции подрастающего поколения

В последнее время много внимания уделяется формированию обоснованной гражданской позиции подрастающего поколения. Достичь этой цели можно, например, развивая интерес детей к генеалогии как в рамках основного, так и дополнительного образования.

Традиционно генеалогия рассматривается как вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение родов, родственные и кровные связи отдельных людей. В последнее время активно развивается необычный аспект генеалогии, определение которого пока не вошло в энциклопедии и словари, который можно назвать феноменом "любительская генеалогия". Это новое и пока недооцененное профессиональными историками явление, когда люди, не имея профессиональной подготовки, сами начинают заниматься изысканиями в этой области.

На всех этапах своего исследования генеалог­любитель находит новых родственников, расширяет круг своего общения, начинает более полно воспринимать себя как личность, история которой неразрывно вплетена в историю России. Для генеалогов­любителей серьезной задачей является приобщение детей к своему увлечению. Изучение прошлого семьи и ее становления является очень важным этапом формирования ребенка как личности и гражданина. Это особенно актуально сегодня, когда проблемы семьи поставлены в самый центр государственной и общественной жизни.

Дети школьного возраста активно интересуются своими родственниками. Они любят рассматривать фотографии, с удовольствием слушают, когда старшие рассказывают о дедушках­бабушках, помнят, как зовут прадедушек, прабабушек. Любого ребенка может заинтересовать история его семьи, но далее этого изучение, как правило, не идет. Если же ребенок сам принимал участие в составлении генеалогического древа, то интерес к своим предкам становится ему ближе и понятнее.

Занятия генеалогией обладают большим потенциалом для воспитания у детей гражданско­патриотических чувств. История тесно связана с генеалогией. На уроках педагог может рассказать о событиях, имеющих прямое отношение к предкам учащихся.

Генеалогия позволяет обнаружить в истории темы, которые кажутся детям интересными и даже забавными, но, тем не менее, позволяют "вписать” себя в историю, осознать свое место в ней, а значит, и определить свою гражданскую позицию.

Например, девочкам любопытно изучать сословную культуру, а именно кулинарию, моду, обычаи. Возможен как прямой генеалогический подход к рассмотрению этих областей, т. е. определение того, к какому сословию относились предки, а затем изучение их культуры, так и обратный: сначала изучается сословная культура, а потом ее приметы выискиваются в собственном быту.

Мальчикам, как правило, нравится изучать историю войн, в которых принимали участие их прадеды. Необходимо подчеркнуть, что это относится ко всем войнам в отечественной истории, но начать имеет смысл с Великой Отечественной, для чего следует использовать как воспоминания родственников, так и литературу.

Генеалогией можно увлечь учащихся также на уроках географии. Население Российской империи было крайне динамичным, мало кто из поколения в поколение жил на одном месте, да и те после 1917 г., скорее всего, место жительства поменяли. Семьи расселились по всей территории бывшего СССР и за его пределы. Свозить детей на родину предков могут только родители, но предложить им подготовить доклад о родине предков – задача учителя географии и преподавателя дополнительного образования. Рассказать о том, где живут родственники сейчас, тоже весьма интересно и познавательно.

Определить место проживания своих предков поможет специально созданный и наиболее полный источник генеалогических сведений по XX в. – Всероссийская книга памяти. Это самый крупный труд, содержащий ни с чем не сравнимое количество информации о предках и родственниках всех жителей России и бывшего СССР. В Книге памяти дети могут не только найти сведения о погибшем или пропавшем без вести предке или родственнике, но и уточнить место жительства своих предков (если известен только район проживания, но нет точного названия населенного пункта), найти сведения о членах семьи, о которых ничего не было известно или контакт с которыми был потерян еще до войны (особенно это справедливо для сельских населенных пунктов, во многих из которых погибло и пропало без вести 75% населения).

Есть и другие литературные источники, позволяющие искать сведения о своих предках в библиотеках, не обращаясь к архивам. Стимулировать интерес к такого рода литературе – сложная задача, требующая объединения усилий родителей и учителей.


Генеалогическое исследование

Первым этапом генеалогического исследования является опрос родственников. Он позволяет ученику стать активным участником процесса.

Поскольку каждая семья уникальна, нельзя составить единый список вопросов. Учитель может предложить обсудить следующие темы:

  1. Когда в семье появилась фамилия, есть ли какие­нибудь истории об ее происхождении, менялась ли она когда­нибудь?
  2. Есть ли традиционные для семьи имена? Какими уменьшительными именами звали предков и родственников? Откуда они взялись?
  3. Переселялась ли семья с место на место, сколько лет семья живет в этом городе (селе), есть ли какие­-нибудь семейные предания, связанные с местом жительства, предметы, привезенные со старого места? Есть ли семейные реликвии? Существует ли связанная с ними история? Кто изображен на старых фотографиях? Кто, когда и по какому поводу делал эти фотографии? Сохранились ли какие­-нибудь старинные документы?
  4. Были ли в семье традиции, которые со временем утрачены? В чем они состояли и откуда взялись? Как в семье отмечали праздники? В каких случаях собиралась вся семья? Что при этом делали, о чем говорили? Если это прекратилось, то почему? Кого в семье уважали и выражали ему особое почтение? Были ли в семье нарушители традиций, люди, которых не любили, побаивались, или такие, связь с которыми была потеряна?
  5. Есть ли какие­-то семейные особенности разговорной речи, семейные шутки и непонятные другим слова?
  6. Известны ли какие-нибудь яркие случаи из жизни родителей, дедушек и бабушек, более ранних предков, любых родственников? Есть ли легенды о родственных связях с колоритными личностями и знаменитостями? Есть ли истории про соседей и знакомых? Как предки встретились и поженились?
  7. Помните ли вы традиционные семейные блюда? Передавались ли рецепты из поколения в поколение? Откуда они взялись, как и почему менялись со временем? Была ли  традиционная праздничная пища? Есть ли в семье какие­-нибудь истории, связанные с едой?
  8. Как на семью повлияли разные исторические события, кто был их участником? Хранятся ли в семье награды? Какие браки не могли бы состояться, если бы не определенное историческое событие?

Но это только начальный этап исследования – поддерживать возникший интерес без участия школы, а именно учителей гуманитарного цикла (истории, литературы и т. д.), невозможно. В рамках внеклассной работы необходимо приобщать учащихся к следующему этапу занятия генеалогией – архивным исследованиям, изучению специальной литературы.

Учитель может вместе с учениками составить вопросник для бесед с родственниками.


Вопросник

В верхней части листа пишем фамилию, имя, отчество. Женщинам указываем также девичью фамилию (урожденная такая­то). Далее следуют данные:

  1. Число, месяц, год и место рождения, а для усопших – число, месяц, год смерти, место погребения.
  2. Фамилии, имена, отчества отца и матери.
  3. Фамилии, имена, отчества восприемников (крестных матери и отца).
  4. Для рожденных до 1917 г. – сословие (крестьяне, мещане, купечество, дворяне).
  5. Место жительства, в какие годы.
  6. Вероисповедание (православное, католическое, мусульманское, иудейское).
  7. Где воспитывался, какое образование получил.
  8. Места работы или службы, звания, должности.
  9. Участвовал ли в войнах, сражениях, когда, где.
  10. Какие имеет награды (знаки отличия, медали, ордена).
  11. Фамилия, имя, отчество жены (мужа).
  12. Имена, даты и места рождения детей, по возможности с указанием фамилий, имен и отчеств крестных отца и матери.

Также одной из первых тем изучения генеалогии может стать знакомство с терминологией родства. Она нужна для того, чтобы понять старые записи и объяснения пожилых родственников – большинство слов сейчас не используется (приложение).

Недостаточно знать, кем приходится исследователю тот или иной член его семьи, необходимо еще владеть информацией по оформлению этих данных. Как правило, сведения представляются в виде различных таблиц, росписей, досье, карточек. Существуют установленные правила заполнения этих документов: графика, символика, нумерация и т. д.


Родословное древо и его типы

Родословие можно оформить в виде древа. Существует несколько типов представления родства:

восходящее родословие начинают с определенного человека, затем идут по восходящим ступеням или коленам к отцу, деду, прадеду и т. д., от известного к неизвестному;

нисходящее родословие начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к потомкам;

мужское нисходящее родословие указывает все потомство родоначальника, происшедшее только от мужчин, с указанием имени их супругов;

мужское восходящее родословие выглядит как линия, поскольку в каждом поколении показан только один предок мужского пола. Фамилия в мужских родословиях только одна;

смешанное нисходящее родословие показывает все потомство данного родоначальника, независимо от пола;

смешанное восходящее родословие отражает всех предков по мужской и женской линии. В первом колене один человек, во втором два, в третьем – четыре, в четвертом – восемь и т. д. в геометрической прогрессии, причем каждый человек принадлежит к другому роду, так что в четвертом, например, колене присутствуют представители восьми различных фамилий.

В восходящем родословии стволом обозначен человек, от которого оно строится, разветвлением – его родители, ветвями помельче – дедушки и бабушки и т. д.

Чтобы построить восходящее древо, учитель предлагает ученикам в нижней части страницы написать свое имя, на следующем уровне (выше) будут вписываться родители, далее – бабушки и дедушки, затем – прабабушки и прадедушки. Братья и сестры, дяди и тети в такое древо не попадают.


Составление родословной таблицы

Помимо родословного древа, существует и другой способ оформления родословия – родословная таблица. Это то же самое, но без всяких "вольностей и украшательства”. Каждое поколение расположено строго на одной горизонтали. Старшинство лиц в каждом поколении идет слева направо. Восходящую таблицу начертить более или менее легко, нисходящую трудно – мешает разное число имен в каждом поколении и потомков у каждого человека. В генеалогических таблицах в русских родословных книгах XVII в. и русской дореволюционной исторической литературе родоначальник помещался в верхней строке, а далее шли вниз поколения его потомков.

Родословные таблицы делятся на несколько видов:

  • горизонтальная таблица строится слева направо: слева – родоначальник или человек, чье родословие составляется, а дальше – столбиками, по поколениям, все его предки или потомки. (Старшие потомки всегда располагаются сверху, и старшинство читается сверху вниз.);
  • кругообразные (круговые) таблицы использовались в английской и французской генеалогии. В центре – человек, для которого составляется родословие, далее круг делят пополам, в одной половине – предки по отцовской линии, в другой – по материнской. Круговые таблицы бывают только восходящими. Каждому имени в таблице присваивают свой номер.

В таблицах используют сокращения и знаки (приложение).


Родословная роспись

Еще одним способом оформления является родословная роспись. Это словесный пересказ таблицы, куда добавлены сведения о каждом имени. При любом сведении указывают источник, из которого оно взято. При имени с левой стороны ставится номер по порядку. В России родословные росписи появились в конце XV в. В сороковые годы XVI в. появились родословные книги, составленные в Разрядном приказе, ведавшим назначениями на военную службу. При Петре I создана Герольдмейстерская контора, которая существовала, меняя названия, до 1917 г.

Только в сотрудничестве школы и родителей можно развить действительный интерес детей к генеалогии, приводящий к знанию отечественной истории и формированию обоснованной гражданской позиции. При этом целесообразно рассмотреть возможность стимулирования такого интереса в рамках как основного, так и дополнительного образования. 


Терминология родства 
(приложение)

  • бабка, бабушка – мать отца или матери, жена деда;
  • брат – каждый из сыновей одних родителей;
  • брат крестный – сын крестного отца;
  • брат крестовый, брат по кресту, брат названый – лица, обменявшиеся нательными крестами;
  • братан, братаник, братеня, братеник, брательник – двоюродный брат;
  • братаниха – жена двоюродного брата;
  • братанна – дочь брата, племянница по брату;
  • братова – жена брата;
  • брательница – родственница вообще, двоюродная или дальняя;
  • братыч – сын брата, племянник по брату;
  • вдова – женщина, не вступившая в другой брак после смерти мужа;
  • вдовец – мужчина, не вступивший в брак после смерти жены;
  • внук – сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы;
  • внучка, внука – дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы;
  • деверь – брат мужа;
  • дед – отец матери или отца;
  • дед крестный – отец крестного отца;
  • дедина, дедка – тетка по дяде;
  • дедич – прямой наследник по деду;
  • дочь – лицо женского пола по отношению к своим родителям;
  • дочь названная – приемыш, воспитанница;
  • дщерич – племянник по тетке;
  • дщерша – племянница по тетке;
  • дядька – приставленный для ухода и надзора за ребенком;
  • дядя – брат отца или матери;
  • жена – замужняя женщина по отношению к мужу;
  • жених – сговоривший себе невесту;
  • золовица, золовка, золова – сестра мужа, иногда жена брата, невестка;
  • зять – муж дочери, сестры, золовки;
  • кум, кума – см: отец крестный, мать крестная;
  • мать – лицо женского пола по отношению к своим детям;
  • мать крестная, мать крестовая – восприемница при обряде крещения;
  • мать молочная – мамка, кормилица;
  • мать названная – мать приемышу, воспитаннику;
  • мать посаженная – женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха;
  • мачеха – другая жена отца, неродная мать;
  • муж – женатый мужчина по отношению к жене;
  • невестка – жена сына;
  • отец – лицо мужского пола по отношению к своим детям;
  • отец крестный – восприемник у купели;
  • отец названый – отец приемышу, воспитаннику;
  • отец прибеседный, отец посаженый, отец ряженый – лицо, выступающее вместо родного отца на свадьбе;
  • отценачальник – старший в поколении;
  • отчим – другой муж матери, неродной отец;
  • отчинник, отчич – сын, наследник;
  • падчерица – дочь от другого брака по отношению к неродному родителю;
  • пасынок – сын неродной одному из супругов;
  • племянник – сын брата или сестры;
  • племянница – дочь брата или сестры;
  • племяш – родич, родственник;
  • прародители – первая по родословной известная чета, от которой берет начало род;
  • пращур – родитель прапрадеда, прапрабабки;
  • родоначальник – первый известный представитель рода, от которого ведется родословие;
  • сват, сватья – родители молодых и их родственники по отношению друг к другу;
  • свекор – отец мужа;
  • свекровь – мать мужа;
  • свойственник – лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене;
  • свояки – лица, женатые на двух сестрах;
  • свояки двоюродные – лица, женатые на двоюродных сестрах;
  • сестра – каждая из дочерей одних родителей;
  • сестренич, сестрич – сын сестры матери или отца, племянник по сестре;
  • сестренка, сестрина, сестричка – двоюродная сестра;
  • сестренница – двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца;
  • сноха, сыноха – жена сына, невестка;
  • сношенница – жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу, невестки;
  • супруг – муж;
  • супруга – жена;
  • сын – лицо мужского пола по отношению к своим родителям;
  • сын крестный (крестник) – лицо мужского пола по отношению к восприемнику;
  • сын названый – приемыш, воспитанник;
  • тесть – отец жены;
  • тетка, тетя – сестра отца или матери;
  • теща – мать жены;
  • шурин – родной брат жены.

Многие из этих терминов могут дополняться прилагательными:

  • внучатный, внучатый – о родстве, происходящем из третьего колена (также троюродный) или еще далее; 
  • двоюродный – о родстве, происходящем из второго колена;
  • кровный – о родстве в пределах одной семьи;
  • однородный – о происхождении от одного отца;
  • одноутробный – о происхождении от одной матери;
  • полнородный – о происхождении от одних родителей;
  • пра­ – приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем порядке;
  • привенчанный – о происхождении от одних родителей, но до брака рожденный, а затем признанный;
  • родной – о происхождении от одних родителей;
  • сводный – о происхождении от разных родителей;
  • удочеренная – лицо женского пола по отношению к приемным родителям;
  • усыновленный – лицо мужского пола по отношению к усыновителям.

 Сокращения, используемые в родословных таблицах:

И. – имя (отчество исключено, восстанавливается по имени отца);

Ф. – фамилия;

Т/П – титул, профессия (род занятий, социальное положение, специальность, звания, ранги, чины и т. п.);

* 1833 – родился в 1833 году;

+ 1891 – умер в 1891 году;

Х 1890 – женился в 1890 году;

 )( 1888 – развелся в 1888 году;

( + ) 1895 – погребен в 1895 году.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 1673 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru