Самый распространенный способ повторения и закрепления материала –
традиционно-репродуктивный (ученик повторяет услышанное от учителя или
пересказывает текст учебника). Конечно, и он бывает эффективным,
особенно если речь идет об учащихся с низким уровнем ЗУН. Но
значительно лучших результатов можно добиться, если для повторения и закрепления большого объема информации предложить ученикам творческое задание, имеющее и практическую ценность.
Хотелось бы поделиться с коллегами давно опробованными и ставшими
уже традиционными в системе работы автора заданиями в форме проектов,
которые пользуются наибольшей популярностью среди учеников (и их
родителей!). Это:
- «Практические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века
- «Историческая азбука» для учеников 6-7 классов
1. «Практические работы». Исследовательский проект.
В соответствии с общеобразовательными стандартами РК, историю ХХ
века ученики пытаются постигнуть в 9 классе, что ещё достаточно тяжело
для них в силу психолого – возрастных характеристик. Данная работа
помогает осмыслить исторические процессы, происходившие в СССР,
«пропустить» их через призму истории своей семьи.
На первом уроке в новом учебном году учащиеся получают список тем
практических работ на учебный год (примерно в такой таблице):
Темы практических работ
Цель для учеников: составить летопись истории своей семьи
|
Тема работы |
Цель, задачи |
Рекомендуемая структура |
1 |
Исследование «Начало ХХ века в истории моей семьи» |
Цель: научить учащихся проведению исследовательской работы
Задача для учащихся: попытаться восстановить информацию о
предыдущих поколениях, найти сведения, конкретизировать
обстоятельства жизни предков в начале ХХ века и раннее |
1. Генеалогическое древо
2. ФИО, годы жизни, место рождения и проживания предков, живших в конце XIX – начале ХХ вв.
3. Характеристика района, в котором жили предки в начале ХХ века
(достопримечательности, сохранившиеся с того времени, наличие
промышленности и др.)
4. Род занятий (известный или предполагаемый – «почему?»)
5. Другие обстоятельства жизни (состав семьи, условия жизни, семейные легенды, реликвии и т.п.) |
2 |
Исследование «20-30 – е годы ХХ века в истории моей семьи» |
Цель: научить учащихся на основе имеющихся источников воссоздавать прошлое
Задача для учащихся: на основе имеющихся источников выяснить
судьбы предков в 20-30–е гг. ХХ века, акцентировав внимание на
возможность влияния на историю семьи экономических процессов
(коллективизация или индустриализация) или социально-политических
событий того времени |
1. Изменения в составе семьи. Основные семейные события того времени.
2. Район проживания семей. Влияние на данную местность
исторических процессов того времени (осуществление индустриализации или
сплошной коллективизации, репрессии, депортация и т.п.)
3. Влияние исторических процессов того времени на жизнь родственников |
3 |
Исследование «Влияние Великой Отечественной войны на историю моей семьи» |
Цель: закреплять навыки исследовательской работы
Задача для учащихся: выяснить, как повлияла ВОВ на судьбу ваших предков |
1. «Фронтовые дороги моего … (прадеда)». /Откуда
был призван, в каких сражениях принимал участие, был ли ранен
(убит), какие награды имеет и т.д.(истории, принесенные с фронта)/
2. «Всё для фронта – всё для победы» (о родственниках,
находившихся в годы войны в тылу – условия жизни, памятные события и
т.д.)
3. Родственники, находившиеся в годы войны в лагерях ГУЛАГа, на
оккупированных территориях, подвергшиеся депортации – если таковые
имелись. |
4 |
Исследование «Влияние исторических процессов второй половины ХХ века на историю моей семьи» |
Цель: развивать навыки исследовательской работы
Задача для учащихся: выявить влияние исторических процессов
второй половины ХХ века на судьбу семьи и/или конкретных
родственников; завершить повествование о истории своей семьи |
План разрабатывается учениками самостоятельно |
Сразу оговариваются сроки выполнения этих работ (например, по одной
работе к концу каждой четверти. Но первая работа иногда требует больше
времени для сбора информации).
Обязательно объясняется и практическая значимость выполнения работы (здесь можно прибегнуть к поддержке родителей).
Строгих требований к оформлению нет – ведь все работы после проверки
возвращаются в семью. Поэтому для работы можно приобрести специальную
книгу «Летопись моей семьи» или тетрадь с плотным переплетом – на
усмотрение ученика. Свою работу дети могут дополнять «первоисточниками»
- документами семейного архива, фотографиями и т.п.
А главное, и ученики и их родители знают, что оценивается не объем и
содержание, а уровень исследования. Учителя интересует не частная
жизнь семьи, а то, как ребенок учится проводить исследование.
Информация, которая будет занесена в работу, должна иметь ссылку на
источник. Например: «Из рассказа бабушки выяснилось, что…», «По
наградным листам прадеда удалось проследить его боевой путь: …», «судя
по указанному в документе месту рождения прабабушки, можно
предположить, что мои предки были выходцы из …» и т.д.. Всевозможные
версии, которые имеют хоть какое – то основание тоже вносятся в работу.
Таким образом, учащимися в течение года проводится глубокая исследовательская работа, которая для них имеет тройную пользу:
- закрепляется материал по истории Отечества в ХХ веке;
- развиваются исследовательские навыки
- семья ученика наконец – то получает свою собственную летописную историю или , по крайней мере, её основу.
2. «Историческая азбука». Творческий проект.
Его предлагается создавать ученикам 6-7 класса в конце полугодия или большого раздела истории.
Принцип простой: ученики оформляют буквы алфавита от «А» до «Я» в
своей тетради или на альбомных листах (развернутых или в книжном
варианте). Напротив каждой буквы они должны написать одно – два понятия
(термин, личностьи т.д.), связанные с изученным периодом. При этом к
указанному понятию можно нарисовать рисунок (но необязательно) и дать
небольшую информацию о данном понятии.
Пример из «азбуки» истории древнего мира:
К
|
|
Копье
Холодное, колющее или метательное, оружие – древко с
каменным, костяным или металлическим наконечником, общей длиной от
полутора до пяти метров.
Копье известно с эпохи раннего палеолита и первоначально
представляло собой заостренную палку, позднее к древку стали
привязывать каменный наконечник. |
|
Коринф
Древнегреческий полис (в 6 км от современного Коринфа). Основан
ок. 10 в. до н. э. Крупный торгово-ремесленный центр, соперничал с
Афинами, славился изделиями из бронзы и керамикой, активно
участвовал в колонизации. |
Для детей любознательных, имеющих какое-либо хобби можно предложить
тематическую «азбуку»: «Цветочно-историческую» (растения в истории),
«Зоо-историческую» (Животные, птицы, насекомые, рыбы, сыгравшие роль в
истории – на самом деле или в мифах), «Военно-историческая» и т.п.
Пример из «Военно-исторической азбуки» по истории средних веков:
А
|
|
Арбалет
(франц arbalète от латин. arcus — лук и ballista — метательный
снаряд), холодное метательное оружие в средних веках, стальной или
деревянный лук, укрепленный на деревянном станке (ложе). |
Б
|
|
Булава
Холодное оружие ударного действия длиной около 0,5-0,8 м в виде
тяжелой каменной или металлической головки на деревянной рукоятке,
разновидность палицы. |
Из данной работы, нацеленной на закрепление и повторение материала,
можно также сделать практически значимое задание – составление азбуки
для учеников младших классов, сестренки, младшего племянника – для
развития их кругозора. В этом случае работа выполняется не в тетради и
предъявляются более высокие требования к её оформлению.
Таким образом, выполнение данного задания является не только
эффективным приемом в процессе обучения, но и дает шести- и семиклашкам
творческую удовлетворенность и удовольствие от осознания важности
завершенной ими работой. |