Пятница, 29.03.2024, 05:36                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

Опыт преподавания истории русской культуры в курсе истории России
03.06.2013, 09:39

Важную роль в формировании исторического сознания молодежи играет изучение не только социально – экономической и политической истории, но и культуры. Именно культура, с её образностью, эмоциональностью позволяет наиболее ярко выявить важные, переломные моменты истории нашего Отечества. По мнению автора предлагаемого материала примером такого подхода может стать изучение русской культуры «золотого века». Именно этот этап культурной жизни способствовал развитию русского национального самосознания, во многом подготовил общественный подъем будущей эпохи «Великих реформ».

Автор данной публикации предлагает рассмотрение данной темы в форме урока в классах с углубленным изучением истории на основе опыта преподавания проблем культуры в общем курсе истории России.

Тема урока: «Золотой век» русской культуры». (Культура России в первой половине XIX в.)

Цели урока: показать, что «золотой век» в русской культуре явился закономерным отражением формирования русского национального самосознания, а так же был обусловлен утверждением реализма в литературе и живописи, становлением русской классической музыки – явлений, определивших дальнейшее развитие культуры XIX-XX вв.; работать с понятиями: стиль, жанр; эстетическое воспитание.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование: компьютер, проектор, доска-сканер.

Литература:

  1. История России XVIII-XIX веков/ Под ред. акад. Л.В.Милова. – М.: 2006.
  2. Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А. История России XVIII – XIX веков. (любое издание)
  3. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. - М., 1975.
  4. Рябцев Ю.С. История русской культуры XVIII-XIX веков. - М., 1997.
  5. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX-XX вв. - М., 1996.

Ход урока

Ученики класса разделены на 3 группы и приходят на урок с подготовленным домашним заданием. Первая группа изучала литературу первой половины XIX века, её роль в общественном движении. Учащимся было рекомендовано обратиться за помощью к учителю литературы и заполнить таблицу:

Литература первой половины XIX вв.

Стили, их характерные черты Тематика Писатели, произведения
     
     
     

Вторая группа занималась русской живописью первой половины XIX в. Учитывая обширность материала и ограниченность времени урока, договорились, что лицеисты остановятся на творчестве К. Брюллова, А. Венецианова, П.Федотова. Третья группа изучала русскую музыку первой половины XIX в. Формирование двух последних групп было проведено с учетом дополнительного образования, которое получили учащиеся, обучаясь в музыкальной, художественной школах. В работе группы, занимающейся живописью приняли участие дети, посетившие Третьяковскую галерею на каникулах по программе «Мы – россияне».

Учитель объявляет тему. Культура первой половины XIX века может быть предметом изучения целых разделов серьезных исследований и даже отдельных монографий, поэтому на уроке мы остановимся на литературе, живописи и музыке, остальные области культуры (просвещение, наука, архитектура, театр) лицеисты изучат самостоятельно дома. Преподаватель предлагает подумать, почему культуру первой половины XIX в. называют «золотым веком» русской культуры.

Обращаясь к первой группе, учитель говорит, что литература XIX века – время быстрой смены идейно-художественных направлений, одновременного существования разных художественных стилей. Какие художественные стили существовали в изучаемый нами период времени? Какие темы поднимали расские писатели? Назовите важнейшие произведения. Ответы учащихся сопровождаются показом презентации (приложение1) и могут быть сведены в таблицу:

Стили темы Писатели, произведения
Сентиментализм-стиль XVIII-XIX вв., демократический по направленности, обращен к человеку, его внутреннему миру. Человек, его чувства, человек и природа. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»
Романтизм-стиль начала XIX в., возник в результате расхождения действительности и идеала, утверждал стремление к свободе, чувство личной и гражданской независимости. Историческая тема; романтизация старины. Личность, её активная роль в жизни. В.А. Жуковский, поэты-декабристы, Пушкин А.С. «Руслан и Людмила», Лермонтов М.Ю. «Мцыри», Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе длиз Диканьки»
Реализм-стиль, для которого характерно правдивое отражение действительности, с ее общественными противоречиями, демократизм. Родина, любовь к ней. Патриотизм с показом проблем русской действительности. Вера в будущее России.  Грибоедов А.С. «Горе от ума», Пушкин А.С. «Евгений Онегин», Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени», Гоголь Н.В. «Мертвые души»

В общественном движении литература была одной из форм общественного сознания, когда в самодержавной России не было условий для открытых публичных выступлений. Оставаясь глубоко гуманистической и сострадательной, она оказывала влияние на формирование нравов общества.

Таблица оформляется на доске-сканере, сканируется, копии раздаются ученикам.

Класс приступает к обсуждению второго вопроса. Второй группе , изучавшей творчество К. Брюллова, А. Венецианова, П. Федотова, было предложено обратить внимание на вопросы:

  1. К каким художественным стилям можно отнести работы этих художников? Каковы характерные черты стилей?
  2. Назовите самые известные работы художников. Что на них изображено?
  3. Какие актуальные проблемы подняли русские художники в первой половине XIX в.?

Изучив рекомендованную литературу, ответы учащихся могут содержать следующую информацию.

Самая известная картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» может быть отнесена к стилю академизм, для которого характерно обращение к античной теме, преклонение перед красотой, которую исповедовали греки и римляне, само изображение подобно театральной декорации. Хотя идея картины романтична – трагическое противостояние человека и слепых жестоких сил природы. Впервые на картине К.Брюллова главным героем является не личность, а народ, народная драма.

Главная тема в творчестве А. Венецианова – жизнь и труд крестьян. Заслуга художника в том, что он обратил внимание общественности к личности крепостного крестьянина. Картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно», «Захарка» - глубоко гуманистичны. Бытовой жанр вытесняет исторический, развиваются новые реалистические тенденции в живописи. Вместе с тем, в работах Венецианова присутствует романтизация крестьянского труда (праздничная одежда на пашне, играющий ребенок), что было далеко от реальности начала XIX века.

Утверждение в живописи стиля реализма связано с творчеством П. Федотова. Написанные в бытовом жанре картины «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер», «Анкор, ещё, анкор!» затрагивают актуальные проблемы того времени: обнищание дворянства и брак по расчету, карьеризм и невежество части чиновничества, засилие армейской муштры в николаевской России.

Рассказы о картинах учащиеся сопровождают показом презентаций, подготовленных дома или презентации, подготовленной учителем.

Третьей группе учащихся, изучавшей русскую музыку, учитель предлагает построить ответ по плану:

  1. Назовите имена русских композиторов 1 половины XIX в., написанные ими произведения (коротко их содержание).
  2. В чем заключается историческое значение их деятельности?

Лицеисты отмечают, что фигурой первой величины в русской музыке следует считать М.И. Глинку. Он стал родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки, создал национальную русскую оперу – «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин».

В основу сюжета оперы «Иван Сусанин» положен исторический факт, связанный с историей Смутного времени в России, когда простой крестьянин спас царя, династию и Отечество. Тем самым автор признал за низшим сословием России достоинства, характерные в среде дворянства: служение Отечеству, патриотизм. Несмотря на холодный прием оперы великосветской публикой, услышевшей «кучерскую музыку», произведение М.И. Глинки стало символом поднимающегося русского национального самосознания.

Для творчества А.С. Даргомыжского наряду с принципами реализма и народности становятся характерными большая социальная, драматическая напряженность, сочувствие к «маленькому человеку» (опера «Русалка»).

При наличии времени можно послушать на уроке отрывки из опер М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского.

Завершает разговор о музыке учитель, обращая внимание на то, что в сложные для нашего народа исторические события, мы обращаемся к истокам нашей национальной культуры. Так, в 90-е годы XX века, в условиях распада СССР, крушения старых идеалов и поиска новых ориентиров, гимном нашей страны несколько лет был заключительный хор оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» «Славься».

Завершить урок следует ответом на вопрос: почему русскую культуру первой половины XIX века называют «золотым веком». Прозвучавшая на уроке информация позволяет учащимся сделать вывод:

  1. В первой половине XIX века сложились направления, которые определили дальнейшее развитие культуры в XIX-XX вв.: реализм в литературе и живописи, русская классическая музыка.
  2. Культура отразила формирующееся русское национальное самосознание;
    • внимание к человеку, личности, гуманизм.
    • сопереживание с судьбой своего Отечества, гражданственность, патриотизм.
    • способствовала формированию общественного мнения накануне Великих реформ.

Домашнее задание: Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А. История России XVIII-XIX века, параграфы 73-74. Вопросы, связанные с историей науки, архитектуры и театра выносятся на самостоятельное изучение.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 1792 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru