Текущий контроль.
Может быть проведен по вопросам учебника и заданиям рабочей тетради.
Итоговое обобщение.
Учебник и рабочая тетрадь содержат достаточно материалов для итогового
обобщения по всему курсу истории Средних веков. Оно может быть проведено в
форме беседы учителя с классом. Учитель, при желании опираясь на раздел
учебника «Значение Средних веков в истории человечества», называет те или иные
тезисы общего характера, а учащиеся подтверждают или, если учитель захочет
внести в эту беседу элементы «провокации», опровергают их на конкретных
примерах. Другие возможные варианты итогового обобщения — «Турнир знатоков
Средневековья» и «Суд над эпохой Средневековья» (в котором используется идея о
«мрачном» и «светлом» обликах Средневековья из вводного раздела учебника «Что и
как изучает история Средних веков»). При втором или третьем сценарии класс
может быть разделен на две соревнующиеся друг с другом команды, и несколько
человек должны быть выбраны в качестве экспертов или судей для оценки
результатов. На «Турнире...» команды могут получать по очереди вопросы от
учителя, но лучше, если большая часть вопросов будет подготовлена командами
друг для друга, а учитель вместе с экспертами лишь заранее предложат общую
проблематику и характер вопросов. На суде команды защитников и обвинителей
эпохи Средневековья должны не только подготовить доводы защиты и обвинения, но
и постараться опровергнуть аргументы друг друга, поэтому им следует давать
слово по очереди: сначала одна сторона отвечает на довод своих противников, а
затем формулирует свой собственный, на который должны ответить оппоненты.
Прокуроры и адвокаты могут как выступать от своего имени, так и подготовить из
своей команды «свидетелей»: известных исторических деятелей, простых
ремесленников, крестьян, рыцарей, монахов, франков, готов, студентов и т. д. Не
исключается и участие персонифицированных образов стран, эпох, событий
(Античности, Возрождения, «Черной смерти»). Решение судей должно быть
аргументировано и учитывать не только собственные аргументы сторон, но и их
умение отвечать друг другу, вести дискуссию.
Еще одним способом
предоставить шестиклассникам возможность самим убедиться в том, что восприятие
Средних веков больше зависит от взглядов и ценностных установок самого человека
(а не от реальных «темных» и «светлых» сторон средневековой жизни), может стать
обсуждение рассказа великого немецкого поэта и писателя И. В. Гёте (1749— 1832)
о том, какое впечатление на него произвел готический собор Страсбурга:
«Когда я впервые
шел к Страсбургскому собору, голова моя была полна общепринятых теорий хорошего
вкуса. Я понаслышке чтил гармонию масс, чистоту форм и был заклятым врагом
произвольных путаных причуд готических строений. Под рубрикой «готическое», как
гласил словарь, я соединял все ошибочные представления о неопределенном,
беспорядочном, неестественном, бессвязном, некстати заплатанном, нагроможденном,
которые когда-либо приходили мне в голову. Так же неразумно, как в народе
называют «варварским» весь мир за пределами своей страны, так и я звал
«готическим» все, что не вмещалось в разработанную мной систему, начиная с
пестрых резных фигур и изображений, украшающих дома наших мещан во дворянстве,
и кончая великими памятниками старого немецкого зодчества, которые я осуждал по
причине нескольких мудреных завитков, и, присоединяясь к общему хору, твердил:
«Вконец задавлено украшениями». Поэтому-то, на пути к собору, меня разбирал
страх, словно перед встречей с ощетинившимся чудищем.
И как же я был
поражен, когда к нему приблизился. У меня дух захватило от его целостности и
величия. Собор состоял из тысяч отдельных, гармонически сочетавшихся частей, он
приводил в восторг и восхищение, но постигнуть, объяснить его себе было
невозможно».
Здесь очень важно,
чтобы дети обратили внимание на то, что в голове у Гёте существовали
определенные стереотипы (созданные образованием), которые он сумел преодолеть,
увидев собор своими глазами. К обсуждению источника легко подобрать видеоряд. |