Четверг, 25.04.2024, 19:03                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА НА ТЕМУ "СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД"
22.09.2012, 17:04

Ключевые понятия и термины: отделение ремесла от сельского хозяйства, привилегии, городское самоуправление, бюргеры, буржуа, городской совет, городская республика, ратуша, мастер, подмастерье, ученик, ремесленные цехи, конкуренция, устав цеха, шедевр, таможня, спекуляция, гильдия, ярмарка, меняла, банк, товарно-денежное хозяйство.

Текущий контроль. Необходимо активизировать прежде всего знания из предыдущих двух уроков (сословия, сеньоры и крестьяне, натуральное хозяйство), а также материал о прекращении набегов норманнов и венгров. Текущий контроль должен нацеливать учеников на проблему: как внутри третьего сословия выделилась отдельная сословная группа, которая стала катализатором развития товарно-денежного хозяйства и тем самым экономики вообще.

План изучения нового материала: 1. Причины роста средневековых городов. 2. Города против сеньоров. 3. Городское общество. 4. Облик города и быт горожан. 5. Ремесленники и их цехи. 6. Купцы, торговля, денежный обмен. 7. Развитие товарно- денежного   хозяйства.

Комментарий. Рост и развитие средневековых городов — следствие множества причин (можно даже сказать — всего развития средневекового общества), но в школьном курсе в дидактических целях среди них обычно выделяют зарождение товарно-денежных отношений внутри натурального хозяйства. Понимание сути этого явления позволит учащимся лучше осознать истоки «коммерческой», «капиталистической» составляющей современной жизни. В этом плане город противостоял феодальному миру, но в то же время являлся его неотъемлемой частью, был пронизан его токами. В деревне коренятся его истоки, деревня кормила город и обеспечивала его демографический и в конечном счете экономический рост. Вот почему, изначально видя в обитателях деревни «чужих», город легко принимал их в «свои», тем самым демонстрируя еще один ракурс темы «своих» и «чужих». Город с его готовностью вести дела с любыми партнерами, если только это выгодно, вообще был гораздо терпимее деревни. В то же время история борьбы городов с сеньорами, в которую часто была вовлечена и королевская власть, демонстрирует новые ракурсы проблематики государства, которое, отстаивая в первую очередь собственные интересы, но в то же время, стремясь сохранить стабильность в обществе, выступает в ряде случаев как общественный арбитр. Следует подчеркнуть, что уже к XIIXIII вв. города стали настолько значимым фактором европейской жизни, что без них невозможно представить себе всю последующую историю Западной Европы.

1. На примере объяснения причин, приведших к оживлению городской жизни в Европе на исходе раннего Средневековья, возрождению старых и возникновению новых городов, можно провести с шестиклассниками тренинг по выработке навыков выявления причинно-следственных связей событий и явлений, формированию и закреплению алгоритмов логического мышления. Может быть организована работа с заготовкой схемы «Причины роста средневековых городов». Листки с заранее размноженной заготовкой схемы (на доске в данном случае работать неудобно ввиду сложности схемы) раздаются учащимся, которым предлагается изобразить в виде стрелочек причинно-следственные связи между записанными в ячейках схемы событиями и явлениями средневековой действительности.

                                                                 

Проработка схемы может вестись как с обсуждением в классе (ученики по очереди зачитывают вслух содержание ячеек схемы, называют, к каким ячейкам должны идти от нее стрелки, и объясняют свою позицию), так и полностью самостоятельно. «Логическая цепочка» открыта в обе стороны. Внизу можно оставить несколько свободных ячеек, чтобы дети записали свои предположения о том, к каким многообразным последствиям должно привести увеличение городского населения и отделение ремесла от сельского хозяйства (например: «Возникновение новых и рост старых городов»; «Совершенствование приемов и ремесла, и сельского хозяйства»; «Ускоренное развитие и сельского хозяйства, и ремесла»; «Рост спроса на сельскохозяйственную продукцию»; «В некоторых регионах могут возникнуть проблемы с обеспечением продовольствием жителей городов»). Иногда шестиклассники обращают свой взор и к началу «логической цепочки» и высказывают мысль о том, что «Прекращение набегов...» произошло не само по себе, а благодаря тому, что «В результате военных реформ Карла Мартелла, Альфреда Великого и Генриха I Птицелова в Европе сложилось сословие «воюющих» или же «В странах, из которых прежде организовывались нападения, возникли собственные государства» (или «завершился тот этап в развитии общества, который предполагал внешнюю агрессию»). Некоторые ребята даже приходят самостоятельно к выводу, что «Прекращение набегов...» и «Рост безопасности жизни...» имели свои последствия не только для сельского хозяйства, ремесла, торговли и сословия «работающих», но и для сословия «воюющих»: чтобы и дальше оправдывать свой высокий статус в обществе, «воюющие» были заинтересованы в том, чтобы принять участие в каких-либо крупных военных мероприятиях, проводимых в общеевропейском масштабе и с высокой целью, причем эти мероприятия должны были бы быть предприняты вскоре после начала бурного роста городов, т. е. никак не позднее конца XI в. Разумеется, столь масштабное «социальное прогнозирование» с таким точным предсказанием неизбежности начала Крестовых походов не является непосредственной учебной целью, которую мы ставим при выполнении этого задания, но развивающаяся в таком направлении самостоятельная познавательная деятельность учащихся, безусловно, заслуживает всяческого поощрения.

Когда совместными усилиями сделаны выводы о причинах развития средневековых городов, можно перейти к следующему вопросу: какие условия требовались городам для быстрого развития? Это, с одной стороны, удобство занятия ремеслом и торговлей, да и вообще жизни. С другой — безопасность. Следующий вопрос: какие места соответствовали этим условиям? Или иначе: в каких местах могли раньше всего возникать новые города (перекресток торговых путей, порт, у замка, у монастыря, на холме и т. д.)? С этим вопросом тесно связан вопрос о значении названий средневековых городов, который обычно вызывает у школьников повышенный интерес.

2.         Отметив, что в городах по мере их роста и благодаря занятиям ремеслом и торговлей сосредоточивались большие богатства, учитель задает вопрос: кому принадлежала та земля, на которой возводились города? Ученики, которые помнят принцип «Нет земли без сеньора», делают вывод, что города возникали на земле сеньоров, а значит, их жители зависели от сеньоров и те могли использовать свою власть, чтобы заставлять горожан работать на себя или отдавать сеньору часть произведенной продукции. Ученики сами могут сделать вывод: окрепнув, города обязательно будут бороться против сеньоров. Учителю следует указать на трудности такой борьбы для горожан: сеньоры располагают военной силой, пользуются поддержкой Церкви (львиную долю епископов и аббатов составляют их родственники, не говоря уже о том, что многие города имели духовных сеньоров), имеют доступ к королю. Как лучше поступить горожанам? У них есть свои козыри — деньги. С чего начать? Самое простое — попытаться выкупить у сеньоров свои повинности. Если же не получится, город за свои деньги может и построить неприступные стены, и нанять солдат, и заплатить королю, чтобы в спорной ситуации склонить его на свою сторону. Королю иной раз выгодно поддержать горожан и по другой причине: чтобы ослабить того или иного мятежного феодала. Именно поэтому города нередко добивались своих целей и обретали свободу. Учитель может привести конкретный пример того, как проходила такая борьба в Страсбурге.

3.         Рекомендуем предоставить детям возможность самим реконструировать состав городского общества. Отправная точка — концентрация в городе ремесла и торговли, а значит, ремесленников и купцов. Далее, при необходимости прибегая к наводящим вопросам, можно подвести учеников к тому, что в городе непременно должны были жить священники и монахи, что богатство и комфорт не могли не привлекать в город сеньоров и рыцарей, а вместе с ними и их слуг, что для оформления сделок требовались нотариусы, что в городах скапливались нищие. Численность населения городов росла так быстро, что объяснить это только «внутренним воспроизводством» горожан невозможно, к тому же именно города особенно сильно страдали от эпидемий. Как же объяснить такой быстрый рост населения? Только переселением крестьян из деревни в город. Что же заставляло крестьянина переселяться в город, в непривычную среду? С одной стороны, желание прокормиться в непростых условиях, с другой — стремление обрести свободу. Учитель подчеркивает, что в городе, заинтересованном в притоке населения, не действовали многие правила, характерные для сеньориальной деревни («Городской воздух делает свободным»).

Далее учитель может спросить: но во всем ли свободны и равно ли свободны были горожане? Полноправные граждане формально обладали равными правами, но, во-первых, далеко не все жители города были полноправными гражданами, а во-вторых, и последние пользовались в городе отнюдь не одинаковым влиянием. Как правило, самые богатые стремились захватить всю власть в городе в ущерб всем остальным, которые в свою очередь боролись против этого. Подводя школьников к понятию городской республики, можно обсудить вопрос: если более бедные одерживали победу, как им следовало изменить устройство города, чтобы самый узкий круг семей не смог диктовать свою   волю  всем   остальным?

4.         При работе над этой частью урока лучше всего предложить детям на основании того, что они уже знают о городе, самим описать его облик, снаружи и внутри. Такие его обязательные компоненты, как городская стена, рыночная площадь, ратуша, собор (или главная церковь), вполне «вычисляются» исходя из торгово-ремесленной сути города, истории его борьбы за свободу, представлений о религиозности горожан. Другой вариант изучения этой части материала — работа со схемами.

5.         Обращаясь к теме организации труда ремесленников, учитель задает вопросы: как вы думаете, нуждались ли ремесленники одной специальности, работающие в одном городе, в том, чтобы как-то координировать свои усилия? В чем это могло выражаться? Эта беседа вплотную подводит к определению цеха и его функций. Обязательно надо обсудить вопрос: в чем положительные и отрицательные стороны такой жесткой регламентации и производства, и всей жизни ремесленников? Переходя к вопросу о том, как со временем цехи стали все более тормозить развитие ремесла, можно предложить учащимся (в распечатке) выдержку из источника.

Решение цеха шелкопрядильщиц (начало XV в.)

Да будет вам известно, что к нам явился Вальтер Кезенгер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но, посоветовавшись и подумавши со своими друзьями, совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому было постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, ни когда-либо впоследствии.

Вопросы к документу: как вам кажется, правильно ли поступил цех? Убедительно ли он обосновал свое решение? Какими вам видятся возможные последствия такого решения для изобретателя и для самого цеха?

6.         Учащиеся не всегда хорошо представляют себе, в чем именно заключалась необходимость торговли для жизни людей, и это желательно с ними сразу же обсудить. Можно задать вопрос: из чего складывается цена товара и почему один и тот же товар в одном месте стоит гораздо дороже, чем в другом? Обсуждение поможет детям понять, в чем значение фигуры купца для Средневековья. Можно, разбив детей на пары, предложить им составить диалог между средневековым купцом и покупателем, в котором купец объяснял бы, почему его товар стоит так дорого. Из трудностей профессиональной деятельности купца с помощью наводящих вопросов учащиеся легко «выведут» необходимость объединения купцов в союзы — гильдии; желательно, чтобы они сразу же поставили эту форму объединения в один ряд с уже известными им общиной и цехом. Вопрос об основных торговых путях, торговых регионах Европы отрабатывается на карте. Можно поставить вопрос: в каких именно местах удобно было вести торговлю? С помощью наводящих вопросов ученики приходят к выводу, что оптимальным является сочетание нескольких форм торговли: лавки в городах, периодические (чаще всего еженедельные) торги местного значения, наконец, большие ярмарки, на которых заключались масштабные сделки. Отметив сочетание роста торговли с политической раздробленностью, учащиеся легко приходят к выводу о многообразии монетных систем и необходимости менял, а при дальнейшем развитии торговли и денежных операций — о возникновении         банков.

7. Предложив учащимся вспомнить, какое хозяйство господствовало в средневековой деревне, учитель задает вопрос: укладываются ли городское ремесло, торговля, банки в понятие «натуральное хозяйство»? Затем ученики с помощью учителя формулируют понятие     «товарно-денежное хозяйство».

Завершая разговор о средневековом городе, учитель задает вопросы: какие черты характера развивала профессиональная деятельность горожанина? Чем горожанин мог отличаться от крестьянина?

Работа с источником. Изложенная в документе 864 г. история возникновения Брюгге (Бельгия) — одно из самых ранних свидетельств роста городов на новых основах, к тому же на редкость выразительное. Брюгге упоминается в письменных источниках с VII в., но заметный рост города прослеживается с IX в. и особенно в X—XI вв. Следует показать Брюгге на карте и подчеркнуть, что Фландрия, главным городом которой являлся Брюгге, была одним из самых экономически развитых регионов средневековой Европы, что объясняет столь раннее городское развитие. Под упоминаемым в тексте источника государем имеется в виду граф Фландрии, замок которого, по-видимому, и послужил ядром будущего города; мост, давший городу имя, возник как раз при замке. Можно предложить детям (если они уже изучили вопрос о том, в каких местах возникали города) определить это для данного случая. Весьма вероятно, мост заслонит от них замок; желательно скорректировать такую точку зрения. Можно предложить детям объяснить логику развития города: сначала появляются торговцы, затем лавки, потом постоялые дворы, затем жилые дома. При этом надо иметь в виду, что лавки в те времена вполне могли сочетать в себе функции ремесла и торговли.

Работа с картой. Показом на карте сопровождается упоминание любых географических объектов. Карта позволяет выделить два основных региона морской торговли: средиземноморский и балтийский. Учитель просит детей определить, какими товарами могли торговать в том и в другом регионе, используя при необходимости наводящие вопросы. Можно также предложить детям самим проложить оптимальные маршруты из одного города в другой (из Милана в Лондон, из Брюгге в Неаполь и т. д.), объяснив, почему из возможных вариантов избраны именно эти.

Работа со схемами. Можно предложить учащимся найти общие черты (наличие большой реки, крепостной стены, собора) и различия (так, Кельн и Лондон практически целиком расположены на одной стороне реки, а Париж — на обеих; в столичных городах Лондоне и Париже есть цитадели — Тауэр и Бастилия, а в Кельне нет; в Париже есть университет).

Работа с иллюстрациями. Замок графов Фландрских — один из самых эффектных в Европе — дает прекрасный повод обсудить вопрос: почему сеньор, живущий в центре принадлежащего ему города, возводит столь мощные укрепления против своих горожан? (Хотя первоначально в Генте, как и в Брюгге, город мог возникнуть вокруг замка, но существующие стены и башни возведены уже тогда, когда замок стоял посреди города.) Возможный вопрос к иллюстрации: как вы думаете, что можно сказать о коммуне, которая построила для своих заседаний такое здание? Стены Каркассона и Авилы убедительно показывают, как важна была для города его безопасность. Мост в Эрфурте не только демонстрирует, как высоко ценилось в городе место для строительства, но и дает представление о распространенной в городах многих стран технике строительства, которую в Германии называли фахверк: каркас стены делался из прочных бревен, а промежутки заполнялись дешевым материалом (часто прессованная солома с глиной) и штукатурились. Дома, построенные в такой технике, были достаточно прочны, относительно дешевы (за счет «вставок» из дешевых материалов) и весьма живописны. Иллюстрация «Окраска материи» дает представление о тяжести и вредности многих ремесленных производств, ведь рабочим приходилось по много часов вдыхать испарения красителей.

Справочный материал. Названия средневековых городов. Названия многих городов, возникших в эпоху Средневековья, хранят память о том, как они возникли. Так, названия на Сент-, Сен-, Сан-, Санкт- (что означает «святой») свидетельствуют о возникновении города у стен монастыря (Сент-Омер, Санкт-Галлен, Сан-Джиминьяно). Окончание - берг говорит о том, что город возник на горе или холме (Нюрнберг), а окончание - бург о каком-то изначальном укреплении (Эдинбург, Аугсбург). Если название оканчивается на - бридж или -брюк, то речь идет о возникновении города у моста (Кембридж мост через Кем, Оснабрюк мост через Осну), а если на -форд или -фурт у брода (Оксфорд бычий брод). Копенгаген гавань купцов, а все английские города с окончанием на - честер и -кастер (от латинского «каструм» военный лагерь) возникли на месте древнеримских военных лагерей (Манчестер, Ланкастер). Названия многих античных городов в эпоху Средневековья изменились, но все же видны в современных названиях: Цезараугуста стала Сарагосой, Лугдунум Лионом, Могунция Майнцем, Виндобона Веной и т. д.

Борьба горожан Страсбурга за свободу. Ее этапы прослеживаются частично по хроникам, частично по городским хартиям— Первому (1189) и Второму (1214) праву Страсбурга. Первое право фиксирует многочисленные повинности горожан по отношению к своему сеньору — епископу, который назначал в городе всех должностных лиц, имел монополию на чеканку монеты, взимал пошлины и штрафы. Но и оно свидетельствует об определенном ограничении власти епископа со стороны горожан, ведь до записи права она была вообще бесконтрольной. За 25 лет, прошедших между записями Первого и Второго права, в результате каких-то неизвестных нам событий из истории борьбы горожан с сеньорами произошли большие изменения: многие права епископа были ограничены или перешли к городскому совету. Со временем его стали выбирать каждый год члены старого совета, срок полномочий которых истекал. Такой способ выбора совета делал его независимым от сеньора. Во второй половине XIII в. епископы отчаянно пытаются восстановить свою прежнюю власть, и дело доходит до настоящей войны, но горожане одерживают победу и закрепляют свое господство в городе.
Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 1967 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru