Пятница, 23.08.2019, 11:55                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 


НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА


НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА НА ТЕМУ "СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДЕРЕВНЯ"
22.09.2012, 17:12

Ключевые понятия и термины: надел, повинности: барщина, оброк; лично зависимые крестьяне, трехполье: яровые, озимые, пар; страда, закрома, недород, неурожай, эпидемия, натуральное хозяйство, община, угодья, фольклор.

Текущий контроль. Проводится по вопросам учебника и заданиям рабочей тетради с упором на те вопросы, ответы на которые позволяют выявить взаимозависимость разных сословий.

План изучения нового материала: 1. Крестьяне и сеньоры. 2. Трудовые будни. 3. Натуральное хозяйство. 4. Община. 5. Крестьянская культура.

Комментарий. Урок продолжает знакомить учащихся с основными сословиями средневекового общества. Крестьяне составляли подавляющее большинство как населения в целом, так и третьего, самого многочисленного сословия — работающих, и, следовательно, именно от их готовности мириться со своим положением и нести во всей полноте тяготы налогов и повинностей во многом зависела возможность сохранения социального мира и стабильности в обществе и государстве, именно на их религиозности зиждилось в конечном счете могущество Церкви. Учебник уходит от некогда господствовавшей в школьном преподавании концепции о бесконечно тяжелом положении и постоянно усиливавшейся эксплуатации народных масс в эпоху Средневековья. Это достигается, во-первых, показом того, что не только сеньор не мог прожить без выполнения крестьянами своих повинностей, но и крестьяне тоже нуждались в покровительстве и защите сеньора; во-вторых, подчеркиванием разнообразия форм и степени тяжести крестьянских повинностей, которые сеньор не мог произвольно увеличивать. Из материала этого и предыдущего уроков следует вывод, что сеньор был заинтересован не в нищих и вымирающих, а в обладающих прочным хозяйством и платежеспособных крестьянах. Параграф насыщен сельскохозяйственной лексикой, которая часто вызывает затруднения у современных городских детей (приходится, например, объяснять, чем недород отличается от неурожая), несмотря на то, что некоторые слова уже встречались в курсе истории Древнего мира и при изучении других предметов. Желательно выявить все не до конца понятные слова на этом уроке, проработать их вместе с терминологией и ввести в активный словарный запас так, чтобы при изучении курса русской истории в 6 классе и в дальнейшем дети могли свободно оперировать            этой    лексикой.

1. Работу целесообразно начать с обсуждения вопроса к классу: почему в Европе в эпоху зрелого Средневековья говорили: «Нет земли без сеньора»? Это высказывание можно записать в центре доски и, нарисовав несколько пустых овалов со стрелками, ведущими от них к высказыванию, предложить учащимся заполнить схему перечнем путей, которыми земля попадала под власть сеньора (лучше, если все записи на доске делают учащиеся). Шестиклассники, как правило, быстро вспоминают и записывают такие пути, как «Земельные пожалования вассалам при условии несения военной службы» (например, в ходе реформы Карла Мартелла), «Раздача земли приближенным германских королей в ходе завоевания Западной Римской империи». После наводящего вопроса вспоминают, что сеньор мог быть не только светским, но и духовным, и записывают «Пожалования монастырям и епископствам на помин души и для прощения грехов». Может быть, кто-нибудь сделает предположение, что в бурные эпохи быстрых изменений политических границ и правовых норм мог происходить и «Насильственный захват сеньорами земель более слабых соседей», и будет прав. Достаточно редко ребята сами вспоминают о возможности такого пути, как «Добровольный переход крестьян с землей под власть сеньора в поисках защиты и покровительства». Если этот путь не был самостоятельно назван учащимися, их следует подвести к выводу о возможности такого варианта через работу с текстом отрывка источника после § 11: «Из анналов аббатства Мури» (заодно повторяются термины «анналы» и «аббатство»). Таким образом, наглядно закрепляется мысль о том, что все сословия средневекового общества нуждались друг в друге. В заполненном виде схема могла бы выглядеть так:

                                                 

Далее учащиеся, пользуясь текстом учебника, самостоятельно записывают в тетрадях, чем конкретно оборачивалась для крестьян их поземельная и (иногда) личная зависимость от сеньора, что они обязаны были делать для него в обмен на возможность пользоваться землей, а также защиту и покровительство. Записи целесообразно сделать в виде схемы повинностей, причем основу схемы и некоторые термины может (для скорости) нарисовать и записать учитель, а оставленные пустыми ячейки заполняют ученики.

Перед разбором понятия «натуральное хозяйство» можно в качестве синонима термина «оброк продуктами» ввести понятие «натуральный оброк». В сильном гуманитарно-ориентированном классе можно сказать, что обязанность крестьян за отдельную плату перерабатывать свою продукцию исключительно на мельницах, прессах для вина и растительного масла, в пекарнях и на других приспособлениях, принадлежащих    сеньору,        называется  баналитетом.

Разумеется, в схеме названы лишь самые основные повинности, в которых чаще всего выражалась поземельная зависимость крестьян. Такие платежи, как мэнморт («право мертвой руки» — подать, которую лично зависимый крестьянин платил сеньору за вступление в наследство после умершего родственника), формарьяж (подать за вступление в брак за пределами владений своего сеньора) и др., являвшиеся проявлением личной зависимости, в нее не вошли. Но они легко могут быть добавлены, если учитель считает это целесообразным или класс проявляет повышенный интерес к теме.

В принципе основы обеих схем (с варьирующимся числом незаполненных ячеек), будучи размноженными на ксероксе или на компьютере по числу учеников в классе, могут быть использованы для выполнения самостоятельных работ, как предваряющих изучение нового материала, так и для текущего контроля на следующем уроке.

Подводя итоги этой части нового материала, необходимо поставить перед учащимися вопрос о том, что могло вызвать недовольство крестьян и нарушить мир между сословиями. Ответ на этот вопрос они фактически уже видели и в тексте документа, и в тексте учебника, нужно лишь подтолкнуть их к выводу о том, что крестьян возмущали не столько сами повинности, сколько попытки сеньора произвольно увеличить их, крестьяне лишь стремились к четкой письменной фиксации традиционно устоявшихся размеров повинностей. Также самостоятельно (или по наводящему вопросу) учащиеся придут к заключению, что в нормальных условиях сеньор не был заинтересован ни в том, чтобы спровоцировать своих крестьян на выступления, ни в том, чтобы довести до полного истощения их хозяйство чрезмерными повинностями. При ответе на вопрос учителя: «Чем, кроме увеличения традиционной нормы повинностей, мог сеньор вызвать возмущение крестьян?» — дети приходят к выводу, что невыполнение сеньором своих обязанностей по защите и покровительству могло возмутить крестьян не менее, чем увеличение податей. (Это, собственно, и произошло во Франции во время Столетней войны и явилось одной из основных причин Жакерии).

2.         Этот пункт плана может быть оставлен для самостоятельного изучения, необходимо только убедиться, что дети понимают значение встречающихся в этом разделе параграфа сельскохозяйственных терминов: страда, закрома, трехполье, яровые, озимые, пар; знают, зачем земле отдыхать под паром и в чем значение озимых для выживания крестьянской семьи. Если есть возможность изучить эту тему в классе, целесообразно привлечь иллюстрации с изображениями полевых работ.

3.         Раздел о натуральном хозяйстве невелик по объему, но очень важен для выработки у учащихся основ экономической грамотности, необходимых каждому современному человеку. На средневековых моделях шестиклассники знакомятся с основными закономерностями функционирования экономики. Можно сразу записать на доске термин «натуральное хозяйство» и предложить ребятам высказать свои соображения о том, что он может означать. Если их мысль работает в правильном направлении, можно задать им вопрос о том, как должно называться «ненатуральное хозяйство», в котором в противоположность натуральному не «почти все необходимое для жизни производится и потребляется на месте», а «что-то одно производится в больших количествах специально на продажу, чтобы все остальное можно было купить за деньги». В этом случае они сами могут прийти к выводу, что должен быть еще термин «товарно-денежное хозяйство» (варианты «товарное хозяйство» и «денежное хозяйство» учитель при самостоятельной работе детей должен оценить как правильные и лишь слегка их подправить). Если же мысль ребят никак не прорывается дальше соображения: «Ну, это такое хозяйство, где едят натуральные продукты и носят одежду из натуральных волокон», то термин «товарно-денежное хозяйство» (из следующего урока) можно дать им в качестве подсказки, как антонимичный термину «натуральное хозяйство». Тогда учащиеся смогут сами сделать вывод о сути натурального хозяйства. Очень важно подчеркнуть, что до полного нуля торговля все-таки никогда не опускалась (иначе, во-первых, будет не совсем ясно, из чего потом стали расти города и развиваться товарно-денежное хозяйство, во-вторых, непонятно, как быть с товарами, которые нужны всем, но встречаются далеко не везде, — соль, железо; в-третьих, непонятно, как будет удовлетворять свой специфический спрос элита, особенно сеньоры). Следующий провоцирующий вопрос к классу: как вы думаете, тот небольшой объем торговли, который всегда сохранялся даже при господстве натурального хозяйства, должен был приходиться в основном на ближнюю или дальнюю торговлю? В результате обсуждения этого вопроса ребята приходят к парадоксальному выводу о том, что чем незначительнее объем торговли в структуре хозяйства, тем на более дальние расстояния она ведется. Этот вывод чрезвычайно важен для будущего курса русской истории, поскольку Древнерусское государство начинает складываться в IX в. (при господстве натурального хозяйства) именно вдоль трансконтинентального торгового пути «из варяг в греки», и торговля с Византией по этому пути сыграла свою роль в усилении имущественного неравенства в восточнославянском обществе. Очень хорошей иллюстрацией процветающего натурального хозяйства является комплекс, раскопанный методами подводной археологии на озере Паладрю. Если этот пример был на вводном уроке освещен подробно, на него имеет смысл сослаться при изучении этой темы.

4. Учителю следует иметь в виду, что, хотя существование сельской общины в эпоху зрелого Средневековья не подвергается сомнению (споры идут лишь об объеме ее функций, которые, видимо, несколько различались в разных регионах и в разное время), вопрос о происхождении общины остается остродискуссионным. Одни исследователи полагают, что община существовала у германцев уже в эпоху Великого переселения народов, другие категорически против этого возражают, отмечая возможность разной интерпретации сравнительно скудных свидетельств источников. В школьном курсе целесообразно говорить об общине лишь для того периода, когда ее существование не вызывает сомнений среди историков и подтверждено надежными свидетельствами источников, т. е. для зрелого Средневековья. Функции общины удобно разобрать, предложив детям заполнить таблицу, используя материал учебника. Учитель раздает заготовки таблицы, в которых даны заглавие и названия столбцов; содержание столбцов заполняется учениками самостоятельно по тексту учебника, а в последней строке учитель предлагает записать общий вывод.

Функции общины

Хозяйственная

Взаимопомощь

Поддержание порядка

Судебная

Религиозная

Культурная

Определение порядка севооборота и использования угодий; строительство дорог и других объектов общего пользования

Помощь погорельцам, вдовам, сиротам

Поддержание порядка, защита от чужаков

Разбор споров членов общины; наказание нарушителей принятых норм (кроме случаев, подлежащих суду сеньора)

Содержание священника, строительство и ремонт церкви

Организация праздников

Община играла огромную роль в жизни крестьян во всех сферах жизни. Все вопросы, за исключением тех, которые должен был решать сеньор, решались при участии общины

5. Ознакомиться с крестьянской культурой можно во время самостоятельной работы. Желательно дать детям задание: опираясь на текст какой-нибудь из баллад о Робин Гуде (русские переводы этих баллад неоднократно печатались; весьма вероятно, они есть и в Интернете), найти в нем черты крестьянской культуры.
Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 1287 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИИ РОССИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ



ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ



ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


УРОКИ КРОЙКИ И ШИТЬЯ

ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ



Copyright MyCorp © 2019
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru