Пятница, 26.04.2024, 14:19                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА НА ТЕМУ "СЕНЬОРЫ И ВАССАЛЫ"
22.09.2012, 16:59

Ключевые понятия и термины: устройство общества (общественное устройство), имущественное неравенство, зависимые крестьяне, сословие, теория трех сословий: молящиеся, воюющие, работающие; сеньор, вассал, условное землевладение, феодализм, феодальная лестница (феодальная иерархия), пэр, турнир, герольды, геральдика, герб, оруженосец, замок, донжон, кодекс рыцарской чести, куртуазность, трубадуры.

Текущий контроль. Для эффективной работы на этом уроке необходимо дополнить вопросы и задания, связанные с арабским миром, одним или двумя вопросами, направленными на активизацию ранее пройденного, например: как повлияли нападения арабов, венгров и норманнов на положение разных слоев европейского общества, как дружинников, так и простых земледельцев? Какие военные реформы проводились в странах Европы в VIII—X вв.? Как они влияли на положение тех, кто в результате их проведения становился профессиональным воином? А тех, кто был простым земледельцем?

План изучения нового материала: 1. Устройство общества в эпоху зрелого Средневековья. Сословия. 2. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. 3. Рыцарство на войне. 4. Рыцарство в мирной жизни. Рыцарская культура.

Комментарий. На первом уроке по периоду зрелого Средневековья есть возможность систематизировать знания, полученные в процессе изучения раннего Средневековья, посмотреть на все под углом складывания в это время нового устройства общества. Именно осознание самими людьми Средневековья справедливости и богоустановленности существующего устройства общества делало это общество устойчивым, способным отвечать на вызовы времени. Представления людей о взаимозависимости и полезности всех сословий напрямую влияли на возможность поддержания стабильности в обществе и государстве. Разумеется, теория трех сословий была не единственной схемой, объясняющей и оправдывающей существующее общественное устройство. Представлений о том, на какие части делится общество, существовало великое множество: его могли разбивать и на 2 части, и на 28 частей, выделяя, например, как отдельные части крестьян покорных и крестьян мятежных. Однако за «лесом» корпораций и общностей, реально влиявших на каждодневную жизнь, люди Средневековья выделяли по функциональному признаку три «больших» сословия. Теория трех сословий не была чисто ученой, умозрительной конструкцией, она получила довольно широкое распространение, оказала влияние на формирование важных аспектов самоидентификации многих людей (при всей ситуативности и иерархичности средневекового самосознания, никогда не ограничивавшегося только одним сословным уровнем). Отметим, что понятие «сословие» не раз потребуется учащимся в последующих курсах истории зарубежных стран    и          России.

Деление общества на несколько сословий сочеталось с очень прочными семейно- родовыми связями, а также с делением на множество прочих общностей и корпораций, которые частично рассматриваются в разных главах учебника: крестьянская община, цех, гильдия, церковный приход, монашеский орден, религиозное братство. Своего рода общеевропейской корпорацией было и рыцарство, и нередко рыцари разных стран, даже сражаясь друг с другом, воспринимали друг друга как «своих», в то время как горожан и крестьян как «чужих». Вообще средневековая Европа потому и была единым «христианским миром», что поверх этнических и государственных границ простиралось не только религиозное, но и сословное самосознание, как раз для рыцарства наиболее очевидное. Сложившаяся социальная структура, сверху донизу пронизанная разнообразными вертикальными и горизонтальными связями, обеспечила обществу определенную стабильность. Не последнюю роль в этом играла церковь, освятившая сословную структуру своим авторитетом. Это и представление о том, что сам Бог разделил общество на сословия, и положение духовенства как первого, высшего сословия, и возраставший контроль церкви над рыцарством, проявившийся, в частности, в сакрализации обрядов посвящения, в развитии представлений об обязанности рыцарства

защищать церковь и силой своего оружия бороться с ее врагами.

Особого внимания заслуживает вопрос о самооценке рыцарства и о развитии в его среде личностного начала и представлений о свободе. В рамках своей ступеньки «феодальной лестницы» рыцарь был свободен, как никто другой в средневековом обществе, ведь даже король не мог лишить его феода, если он выполнял свои обязанности. В вассальных связях внутри сословия воюющих рождались и крепли европейские представления о свободе, и не случайно рыцарство считается неотъемлемой частью западной    цивилизации.

1.         Текущий контроль в достаточной степени подготавливает учащихся к освоению материала о новом устройстве общества. Учителю важно свести отдельные наблюдения и выводы учеников в общую картину. Учитель может спросить: на какие основные части вы бы на месте людей Средневековья разделили общество, исходя из выполняемых ими задач? При необходимости используя наводящие вопросы, учитель подводит учеников к понятию «сословие» и к трехчастной структуре общества, а затем предлагает решить, опять же исходя из представлений средневекового человека, какое из сословий и почему должно считаться первым, какое — вторым, какое — третьим. Отметив, что сословия уподоблялись отдельным членам человеческого тела, и обратив внимание учеников на низшее, подчиненное положение третьего сословия, учитель предлагает вспомнить, как относились к физическому труду и к тем, кто им занимался, в Древнем Риме, и определить, в чем различие. Желательно, чтобы школьники сами пришли к выводу о том, что более высокая, чем в древности, оценка физического труда очень важное условие развития экономики и общества. Это не исключает случаев крайнего пренебрежения, даже презрения, с которым рыцари относились к представителям третьего сословия, особенно к крестьянам. Показательны в этом отношении строки стихотворения (в переводе В. И. Дынник) утонченного трубадура, певца рыцарства и его военных доблестей Бертрана де Борна (ок. 1140 — ок. 1215).

Мужики, что злы и грубы, На дворянство точат зубы, Только нищими мне любы! Любо видеть мне народ Голодающим, раздетым, Страждущим, необогретым! Пусть мне милая солжет, Ежели солгал я в этом!

Но если учитель сочтет целесообразным ознакомить учащихся с таким отношением к крестьянству, то он обязательно должен оговорить, что в целом это отношение ни в коем случае не преобладало. В этой связи уместно задать детям вопрос: могло ли общество оставаться устойчивым при господстве подобных настроений? Обсуждая его, следует подчеркнуть, что Средневековье в целом культивировало «отеческое» отношение сеньора к своим крестьянам, а там, где верх брало желание сеньоров содрать с крестьян побольше, невзирая на их разорение и на местные традиции, крестьяне разными способами боролись за     свою  свободу.

2.         Переходя к сословию воюющих (и отметив попутно, что кое-какими сведениями о сословии молящихся дети уже располагают из § 2, а о сословии работающих речь пойдет на следующем уроке), учитель с помощью вопросов актуализирует знания, полученные ранее: что такое феод и чем он отличается от бенефиция? Кто такие феодалы? Что такое феодальная раздробленность и почему она наступила? Отношения внутри сословия воюющих (вассальные связи) и пресловутая «феодальная лестница» характеризуются учениками (при необходимости с помощью наводящих вопросов учителя), исходя из определения феода. Детям будет легче запомнить ступеньки феодальной иерархии, если они изобразят их графически, выполнив задание 3 к § 10 рабочей тетради; при этом важно отметить, во-первых, что изображать в рамках той же схемы крестьян, хотя бы и с

пояснением, что они не входили в «феодальную лестницу», кажется нам логически и методически неверным; во-вторых, между баронами и рыцарями, как правило, существовала еще ступенька сеньоров, владевших замками (во Франции их называли шателенами), которые пользовались большим влиянием. Определив характер отношений между сеньором и вассалом, учитель задает вопрос: как обычно складывались эти отношения на практике? Ответ ученики готовят в ходе работы с источником. При желании учитель может дополнить эту работу еще одним, по-своему не менее выразительным источником, текст которого раздается ученикам.

Послание рыцаря Жана де Валленкура графу Эно

(область Нидерландов, граничившая с Францией)

(написано в 1340 г., во время Столетней войны, и содержит официальный отказ от оммажа своему сеньору)

Я, Жан, сир де Валленкур, ставлю вас в известность, что, хотя я держу от вас донжон в Валленкуре, а также четыре владения в Мурмэ, я вынужден вторгнуться в ваш край вместе с королем Франции и другими сеньорами, при коих я состою. И поскольку я ни за что не сделал бы этого до тех пор, пока считался бы вашим вассалом, мне велено из уст самого короля, чтобы я отказался от оммажа [вассальной клятвы], принесенного вам. Вы знаете, что все мои самые ценные владения расположены в королевстве Французском, а посему, дражайший сир, я отказываюсь от оммажа, принесенного вам.

Документ выразительно иллюстрирует весьма распространенную ситуацию, когда вассал держит феоды от двух враждующих друг с другом сеньоров. Заметим, что решение Жана де Валленкура по-своему весьма достойно; альтернативный вариант — пытаться сохранить оба феода, не оказывая помощи ни одному из сеньоров под предлогом их вражды друг с другом. Детям можно задать вопрос: по какой причине вассал принял решение отказаться от феода графа Эно, но сохранить феоды от короля Франции?

3.         Такие сюжеты, как геральдика, замки, воспитание рыцаря, кодекс рыцарской чести, относятся к жизни рыцарей и в военное, и в мирное время. Начать беседу лучше всего с объяснения понятия «рыцарь», которое не случайно в разных языках означает «всадник» (франц. «шевалье», исп. «кабальеро» и т. д.). Можно на предыдущем уроке предложить кому-нибудь из мальчиков подготовить материал о вооружении и боевой тактике рыцарей и обсудить подготовленное сообщение. При этом дети могут следить за рассказом, имея перед глазами иллюстративный ряд учебника и рабочей тетради.

4.         Тема геральдики осваивается дома в ходе самостоятельной работы с использованием материалов учебника и рабочей тетради, при этом желательно придать конкурсу гербов максимум торжественности, создать атмосферу праздника.

О том, как был устроен средневековый замок, ученики узнают на уроке в ходе работы с его планом. Вопрос о воспитании рыцарей обычно вызывает у детей интерес. Если позволяет время, можно предложить ученикам составить рассказ от имени пажа или оруженосца. Важнее уделить хотя бы несколько минут рассказу о рыцарской культуре, тесно связанной с очень высокой самооценкой рыцаря. В то же время повышенный интерес у детей вызывает беседа о культе прекрасной дамы (можно заранее поручить одной из девочек подготовить рассказ об этом ракурсе рыцарской культуры, в частности поэзии трубадуров). При этом желательно отметить, что именно рыцарство впервые столь высоко оценило женщину, сделав ее объектом настоящего поклонения. Лучшие поэты-трубадуры посвящали женщинам гениальные стихи.

Работа с источником. Послание Одона II (правильнее Эдда II, Одон — немного устаревший латинизированный вариант), графа Блуа и Шартра, королю Франции Роберту II, сыну и преемнику Гуго Капета, является хрестоматийно известным документом. Следует иметь в виду, что Одон не просто один из многих королевских вассалов, он один из самых могущественных среди них; достаточно сказать, что как раз в это время он пытался оспорить права на наследование Бургундии у германского императора Конрада II. Разными способами он подчинил себе ряд территорий, примыкавших к домену первых Капетингов. Эд был убежден, что если он даже захватит силой феод кого-нибудь из королевских вассалов, но при этом будет выполнять за него необходимую службу, то у короля не возникнет никаких оснований для недовольства. Понятно, что мириться с такой политикой значило для короля согласиться с дальнейшим ослаблением своей власти и в перспективе с ее полной утратой.

В этой связи можно предложить детям вспомнить, сколько времени прошло с того момента, когда знать избрала Гуго Капета королем (всего 36 лет), а заодно напомнить, что во Франции не была забыта практика низложения короля. Согласно логике графа, раз он благороден, унаследовал феод от отца и служил королю при дворе и в войске, то никакие другие его действия (даже если объективно они очевидно направлены против короля) не могут служить основанием для лишения феода. В подлиннике присутствует еще и любопытная (и, видимо, осознанная) игра слов: слово «честь» обозначало в то время также группу больших феодов, и слова «предпочту умереть на своем феоде, нежели жить без феода» означают одновременно «предпочту умереть за свою честь, нежели жить без нее».

На обсуждение этого круга проблем и нацелены вопросы, приведенные в учебнике. Формально граф считает себя совершенно правым (не исключено, что таковым и является), но в более широком смысле предполагалось, что вассал в целом не должен действовать во вред сеньору, и в этом отношении Одон, видимо, не был кристально чист перед своим сеньором. У короля, конечно же, не было никаких шансов лишить его феода.

Работа с иллюстрациями. В основном иллюстрации к уроку сосредоточены вокруг рыцарства и рыцарской культуры, но отдельного внимания заслуживает изображение на с. 97, прекрасно иллюстрирующее теорию трех сословий (вопрос к нему есть в учебнике). Учитель, закрепляя понятия «сеньор» и «вассал», при работе с иллюстрациями на с. 98 и 99, может задать вопрос: по каким признакам мы определяем, где изображен сеньор, а где вассал? При работе с планом рыцарского замка важно, чтобы ученики сами проследили по изображению, что врагам, напавшим на замок, придется преодолеть несколько рубежей обороны. Иллюстрации дают богатый материал по геральдике и могут быть использованы при работе над заданием 9 к § 10 рабочей тетради. Наконец, разбирая понятие «куртуазность», можно предложить детям найти в учебнике изображение, которое иллюстрирует это понятие.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 2326 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru