Ключевые понятия и термины: «Натиск на Восток», интердикт, кантон,
курфюрст.
Текущий контроль. Наряду с вопросами и заданиями по предыдущему уроку
(которые можно взять из учебника и рабочей тетради) желательно, чтобы ученики в
общих чертах вспомнили материал о предшествующей истории Германии, а также о
возвышении папства в XI—XIII вв. В этой связи им можно задать вопросы: когда возникла Священная
Римская империя? Какие страны она включала? На какие силы в обществе опирались
первые императоры? Как и почему началась борьба между империей и папством? В
чем значение «свидания в Каноссе»?
План изучения нового материала: 1. Император, князья и борьба за
Италию. 2. Политика Германии в отношении славянских стран. 3. Борьба империи и
папства в правление Фридриха II. 4. Возникновение Швейцарии. 5. Ослабление
императорской власти в XIV в. «Золотая
булла».
Комментарий. Основное значение материала по Священной Римской империи
заключается в том, что здесь представлен иной по сравнению с Англией и Францией
вариант развития государства, который к тому же относится к огромной территории
(значительно большей, чем тогдашние Франция и Англия, вместе взятые). Как раз в
тот период, о котором идет речь на уроке, Германия окончательно встала на путь
не национальной, а региональной централизации, и князьями были созданы надежные
механизмы, препятствовавшие усилению императорской власти за счет князей. В
том, что события приняли именно такой оборот, огромную роль сыграло стремление
императоров утвердиться в Италии и поставить под контроль ее богатства, а также
борьба императоров с папами. Таким образом, перед нами еще один аспект роли
церкви в развитии государства, а заодно — в лице Фридриха II — и новый поворот темы
священной природы императорской власти. Тот же Фридрих II являет собой очень любопытное сочетание терпимости по
отношению к иноверцам с полным отсутствием оной в отношении еретиков на
территории своего государства. Наконец, возникновение и развитие Швейцарии
демонстрирует нам еще один вариант развития государства в Средние века —
довольно демократическое объединение отдельных областей.
1. Данный вопрос, пожалуй,
наиболее важен, поскольку именно в его первой части анализируются характер и
история формирования механизмов ограничения императорской власти. Изучение
этого материала можно организовать в процессе групповой работы учащихся с
текстом раздела 1 § 17. Класс делится на две группы. Группа 1 отвечает на
вопросы: в чем различались взаимоотношения между королем (императором) и
крупными феодалами в Священной Римской империи и во Франции или Англии? В чем
причины таких различий? Группа 2 отвечает на вопросы: какие цели ставил перед
собой Фридрих Барбаросса? Почему, несмотря на многие успехи, в целом он так и
не достиг этих целей?
2. Переходя к теме
немецкой колонизации славянских земель, желательно вспомнить материал урока 8
(«Возникновение славянских государств») и подчеркнуть, что полабские и
поморские славяне, в отличие от своих соседей чехов и поляков, к XII в. оставались язычниками и
не создали собственной государственности, что делало их сравнительно легкой
добычей сильного западного соседа. С другой стороны, земли между Эльбой и
Одером были заселены гораздо реже, чем немецкие, и за завоеванием сразу же
началась колонизация, которая его закрепила. В этой ситуации полабские и
поморские славяне были обречены либо на уничтожение, либо, как это в основном и
имело место, на ассимиляцию.
3. Изучение материала этой
части урока можно организовать в процессе самостоятельной работы детей, дав им
задание составить по тексту раздела 3 § 17 максимально полный перечень тех черт
политики и личности Фридриха II, которые
заставляли современников называть его «Удивлением мира» (по-латыни — Stupor mundi). Возможен
и другой вариант задания: определить, в чем различались политика и объем власти
Фридриха II в Германии и на
Сицилии.
4. Начать изучение
материала о Швейцарии лучше всего с обсуждения вопроса: почему в Швейцарии
сложилась такая необычная для средневековой Европы форма организации власти? В
ходе беседы учитель с помощью реплик и наводящих вопросов подводит учеников к
пониманию важности таких обстоятельств, как труднодоступность горной страны, ее
относительная изолированность от «равнинных» соседей, замедленное
социально-экономическое развитие и связанное с этим замедленное имущественное и
социальное расслоение. Другой вариант изучения этого материала — составление на
основании данных учебника схемы устройства Швейцарского союза.
5. Прежде чем обращаться к
характеристике и оценке «Золотой буллы», целесообразно провести работу с
источником, который демонстрирует реальный расклад сил в борьбе между
императором и князьями в Германии за полвека до издания «Золотой буллы». В
литературе общего характера иногда встречаются обвинения Карла IV в том, что тот ради
достижения персональных выгод (в частности, ради исключения своих самых
влиятельных противников, австрийских Габсбургов и баварских Виттельсбахов, из
числа курфюрстов-выборщиков) согласился на законодательное закрепление бессилия
императорской власти. Фактически, однако, это бессилие к середине XIV в. было уже свершившимся
фактом, который император давно уже не мог изменить.
Работа с источником. Отрывок из решения курфюрстов низложить Адольфа
Нассауского, принятого в Майнце в 1298 г., выразительно характеризует княжескую
трактовку императорской власти. Источник крайне тенденциозный, приписывающий
королю самые страшные преступления (вплоть до святотатств, ограбления и поджога
церквей). Справедливо отмечая как причину низложения политику короля,
направленную на ограничение всевластия церковных и светских князей, документ
характерным образом умалчивает о других причинах конфликта. Все это желательно
пояснить ученикам при работе над источником.
Работа с картой. Хотя специальной карты по Священной Римской империи в
учебнике нет, составить представление о ее размерах и составе (к концу XI в.) можно по карте
«Крестовые походы»; там же нанесены стрелки Крестового похода против славян.
Работа с иллюстрациями. При работе с иллюстрацией «Фридрих Барбаросса с
сыновьями» учитель спрашивает: по каким признакам можно определить, где на
иллюстрации изображен император? Одинаковый ли титул носят два его сына?
(Корона на голове Генриха — на иллюстрации он слева - показывает, что в это
время он уже был королем; более скромный головной убор его брата Филиппа
соответствует титулу герцога.) Изображение гробницы Генриха Льва и его жены
показывает, как и после смерти самые могущественные князья соперничали с
императорами — в данном случае в отношении роскоши гробницы. Изображение
капеллы королевского дворца в Палермо, возможно, вызовет у детей ассоциации с
уже известными им византийскими памятниками. Действительно, византийское
влияние на искусство Сицилии было очень значительным, и Фридрих II охотно пользовался услугами
византийских мастеров.
Справочный материал. Адольф Нассауский (1292—1298) был избран королем
после смерти Рудольфа I Габсбурга (1273—1291). Курфюрсты, не желая допускать
передачи императорской власти по наследству, предпочли его сыну Рудольфа
Альбрехту Габсбургу. Адольф был очень хорошо для правителя того времени
образован (знал французский и латынь) и считался доблестным рыцарем, но не
обладал большими владениями. В своей политике он пытался умиротворить страну,
вынудив князей, баронов и представителей городов принести присягу в том, что в
течение 10 лет они обязуются соблюдать мир. Для усиления своих позиций он
стремился опереться на города и низшее дворянство, что и вызвало резкое
недовольство князей. Против него возник заговор князей во главе с Альбрехтом
Габсбургом. Курфюрсты противозаконно низложили короля и избрали на его место
Альбрехта. В июле 1298 г. между Адольфом и его соперником произошло сражение.
Адольф потерпел поражение и погиб в бою. |