Суббота, 27.04.2024, 04:51                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА НА ТЕМУ "НЕСБЫВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ ГЕРМАНСКИХ ИМПЕРАТОРОВ"
22.09.2012, 16:32

Ключевые понятия и термины: «Натиск на Восток», интердикт, кантон, курфюрст.

Текущий контроль. Наряду с вопросами и заданиями по предыдущему уроку (которые можно взять из учебника и рабочей тетради) желательно, чтобы ученики в общих чертах вспомнили материал о предшествующей истории Германии, а также о возвышении папства в XIXIII вв. В этой связи им можно задать вопросы: когда возникла Священная Римская империя? Какие страны она включала? На какие силы в обществе опирались первые императоры? Как и почему началась борьба между империей и папством? В чем значение «свидания в Каноссе»?

План изучения нового материала: 1. Император, князья и борьба за Италию. 2. Политика Германии в отношении славянских стран. 3. Борьба империи и папства в правление Фридриха II. 4. Возникновение Швейцарии. 5. Ослабление императорской власти в XIV в. «Золотая булла».

Комментарий. Основное значение материала по Священной Римской империи заключается в том, что здесь представлен иной по сравнению с Англией и Францией вариант развития государства, который к тому же относится к огромной территории (значительно большей, чем тогдашние Франция и Англия, вместе взятые). Как раз в тот период, о котором идет речь на уроке, Германия окончательно встала на путь не национальной, а региональной централизации, и князьями были созданы надежные механизмы, препятствовавшие усилению императорской власти за счет князей. В том, что события приняли именно такой оборот, огромную роль сыграло стремление императоров утвердиться в Италии и поставить под контроль ее богатства, а также борьба императоров с папами. Таким образом, перед нами еще один аспект роли церкви в развитии государства, а заодно — в лице Фридриха II — и новый поворот темы священной природы императорской власти. Тот же Фридрих II являет собой очень любопытное сочетание терпимости по отношению к иноверцам с полным отсутствием оной в отношении еретиков на территории своего государства. Наконец, возникновение и развитие Швейцарии демонстрирует нам еще один вариант развития государства в Средние века — довольно демократическое объединение отдельных областей.

1.         Данный вопрос, пожалуй, наиболее важен, поскольку именно в его первой части анализируются характер и история формирования механизмов ограничения императорской власти. Изучение этого материала можно организовать в процессе групповой работы учащихся с текстом раздела 1 § 17. Класс делится на две группы. Группа 1 отвечает на вопросы: в чем различались взаимоотношения между королем (императором) и крупными феодалами в Священной Римской империи и во Франции или Англии? В чем причины таких различий? Группа 2 отвечает на вопросы: какие цели ставил перед собой Фридрих Барбаросса? Почему, несмотря на многие успехи, в целом он так и не достиг этих целей?

2.         Переходя к теме немецкой колонизации славянских земель, желательно вспомнить материал урока 8 («Возникновение славянских государств») и подчеркнуть, что полабские и поморские славяне, в отличие от своих соседей чехов и поляков, к XII в. оставались язычниками и не создали собственной государственности, что делало их сравнительно легкой добычей сильного западного соседа. С другой стороны, земли между Эльбой и Одером были заселены гораздо реже, чем немецкие, и за завоеванием сразу же началась колонизация, которая его закрепила. В этой ситуации полабские и поморские славяне были обречены либо на уничтожение, либо, как это в основном и имело место, на ассимиляцию.

3.         Изучение материала этой части урока можно организовать в процессе самостоятельной работы детей, дав им задание составить по тексту раздела 3 § 17 максимально полный перечень тех черт политики и личности Фридриха II, которые заставляли современников называть его «Удивлением мира» (по-латыни — Stupor mundi). Возможен и другой вариант задания: определить, в чем различались политика и объем власти Фридриха II в Германии и на Сицилии.

4.         Начать изучение материала о Швейцарии лучше всего с обсуждения вопроса: почему в Швейцарии сложилась такая необычная для средневековой Европы форма организации власти? В ходе беседы учитель с помощью реплик и наводящих вопросов подводит учеников к пониманию важности таких обстоятельств, как труднодоступность горной страны, ее относительная изолированность от «равнинных» соседей, замедленное социально-экономическое развитие и связанное с этим замедленное имущественное и социальное расслоение. Другой вариант изучения этого материала — составление на основании данных учебника схемы устройства Швейцарского союза.

5.         Прежде чем обращаться к характеристике и оценке «Золотой буллы», целесообразно провести работу с источником, который демонстрирует реальный расклад сил в борьбе между императором и князьями в Германии за полвека до издания «Золотой буллы». В литературе общего характера иногда встречаются обвинения Карла IV в том, что тот ради достижения персональных выгод (в частности, ради исключения своих самых влиятельных противников, австрийских Габсбургов и баварских Виттельсбахов, из числа курфюрстов-выборщиков) согласился на законодательное закрепление бессилия императорской власти. Фактически, однако, это бессилие к середине XIV в. было уже свершившимся фактом, который император давно уже не мог изменить.

Работа с источником. Отрывок из решения курфюрстов низложить Адольфа Нассауского, принятого в Майнце в 1298 г., выразительно характеризует княжескую трактовку императорской власти. Источник крайне тенденциозный, приписывающий королю самые страшные преступления (вплоть до святотатств, ограбления и поджога церквей). Справедливо отмечая как причину низложения политику короля, направленную на ограничение всевластия церковных и светских князей, документ характерным образом умалчивает о других причинах конфликта. Все это желательно пояснить ученикам при работе над источником.

Работа с картой. Хотя специальной карты по Священной Римской империи в учебнике нет, составить представление о ее размерах и составе (к концу XI в.) можно по карте «Крестовые походы»; там же нанесены стрелки Крестового похода против славян.

Работа с иллюстрациями. При работе с иллюстрацией «Фридрих Барбаросса с сыновьями» учитель спрашивает: по каким признакам можно определить, где на иллюстрации изображен император? Одинаковый ли титул носят два его сына? (Корона на голове Генриха — на иллюстрации он слева - показывает, что в это время он уже был королем; более скромный головной убор его брата Филиппа соответствует титулу герцога.) Изображение гробницы Генриха Льва и его жены показывает, как и после смерти самые могущественные князья соперничали с императорами — в данном случае в отношении роскоши гробницы. Изображение капеллы королевского дворца в Палермо, возможно, вызовет у детей ассоциации с уже известными им византийскими памятниками. Действительно, византийское влияние на искусство Сицилии было очень значительным, и Фридрих II охотно пользовался услугами византийских мастеров.

Справочный материал. Адольф Нассауский (1292—1298) был избран королем после смерти Рудольфа I Габсбурга (1273—1291). Курфюрсты, не желая допускать передачи императорской власти по наследству, предпочли его сыну Рудольфа Альбрехту Габсбургу. Адольф был очень хорошо для правителя того времени образован (знал французский и латынь) и считался доблестным рыцарем, но не обладал большими владениями. В своей политике он пытался умиротворить страну, вынудив князей, баронов и представителей городов принести присягу в том, что в течение 10 лет они обязуются соблюдать мир. Для усиления своих позиций он стремился опереться на города и низшее дворянство, что и вызвало резкое недовольство князей. Против него возник заговор князей во главе с Альбрехтом Габсбургом. Курфюрсты противозаконно низложили короля и избрали на его место Альбрехта. В июле 1298 г. между Адольфом и его соперником произошло сражение. Адольф потерпел поражение и погиб в бою.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 2787 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru