Ключевые понятия и термины: халифы, Халифат, «люди Писания», шииты,
сунниты, имам, эмир, михраб, каллиграфия.
Текущий контроль. Можно провести с использованием вопросов к § 8 на с.
82 (которые частично уже были задействованы для обсуждений итогов по разделам
темы на предыдущем уроке) и заданий рабочей тетради к § 8. Может быть также
предложен вопрос, предваряющий новый материал: как вы думаете, почему
мусульмане терпимо относились к иудеям и христианам, но преследовали язычников?
(Важно, чтобы в ответах на этот вопрос ребята вспомнили не только об
иудео-христианских корнях ислама, но и о том, что ислам возник и первоначально
развивался в торговых городах Аравии, вдоль путей международной торговли, и
лишь потом был воспринят кочевниками.)
План изучения нового материала: 1. Арабские завоевания VII—VIII вв. Возникновение
Халифата. 2. Расцвет и распад Халифата. 3. Культура стран Халифата.
Комментарий. Материал урока позволяет продолжить наблюдения над
явлениями, характерными для предгосударственных и раннегосударственных
образований у разных народов в эпоху Средневековья. Появившееся в VII в. арабское исламское
государство, так же как и германские королевства V в., проявляет повышенную склонность к внешней
экспансии. Дело в том, что постепенное усложнение возникшего при пророке
Мухаммаде государственного механизма за счет внутреннего развития было
невозможно при ограниченных ресурсах громадной по территории малонаселенной
Аравии. Чтобы сохраниться, новое государство должно было перейти к внешним
завоеваниям, которые поставляли бы средства для выделившейся элиты и
формирующегося государственного аппарата без обременительных для не слишком
богатого населения налогов. Наряду с этим история складывания Халифата наглядно
демонстрирует коренные различия ценностных установок первоначального ислама и
некоторых «фундаменталистских» (т. е. якобы нацеленных на возрождение каких-то
древних норм) и экстремистских течений, только прикрывающихся исламом. Хотя
религиозный фанатизм, безусловно, имел место уже в эпоху арабских завоеваний VII—VIII вв. (и во многом
способствовал их успешности), поначалу он не выливался в религиозные
преследования немусульманского населения, особенно христиан и иудеев. Более
того, арабские завоевания дают нам массу примеров удивительной для
Средневековья религиозной терпимости и взвешенной религиозной политики,
казалось бы, менее всего ожидаемых в условиях войны за веру с захватом чужих
территорий. Этим во многом объясняется и быстрота завоеваний, и сохранение,
несмотря ни на что, относительного единства разнородного Халифата в первые
десятилетия его существования. Тенденции же к распаду Халифата, выступления
покоренного населения начались именно после того, как власти попытались
отступить от первоначальных принципов отношений: увеличить налог, взимаемый с
христиан, обложить податями церкви и монастыри, начать религиозные
преследования христиан, впервые зафиксированные при халифе Йазиде II (720—724),
спустя 80 лет после покорения Сирии и Палестины, когда уже выросло несколько
поколений христиан под властью мусульман, обложить налогами вновь обращенных
мусульман-неарабов. Кроме этого, конечно же, накопились противоречия и внутри
арабского общества.
Все сказанное об особенностях взаимодействия культур и ассимиляционных
процессах в арабском мире в комментариях к предыдущему уроку в полной мере
относится и к материалу этого урока.
1. Особое внимание к этому разделу оправдано тем, что характер
завоеваний во многом определил все последующее развитие Халифата и его
культуры. Одним из вариантов изучения истории завоеваний с высокой степенью
самостоятельности учащихся является начало выполнения в классе заданий по
контурной карте в рабочей тетради (задания 1—2 к § 9) с параллельным
«географическим комментированием» учащимися своих действий (куда ведут рисуемые
стрелки, что завоевывается, где и когда происходят крупные сражения, кто противостоит арабам и т. д.).
Другим вариантом может быть сопоставление картографического материала с данными таблицы-схемы «Арабские завоевания (632—751)» и преобразование
результатов этого сопоставления в короткий связный рассказ о ходе завоеваний по
каждому из трех основных направлений продвижения арабов. Работа может
проводиться как устно в группах (тогда класс делится на три группы по числу
основных направлений), так и письменно индивидуально. Необходимость в
таблице-схеме возникает из-за некоторых особенностей отображения арабских
завоеваний не только на картах учебников и атласов, но и на больших настенных
картах: из-за скученности надписей на картах небольшого масштаба либо
картографам не удается разместить всю необходимую информацию, либо ее
достаточно сложно считать. Так, важная победа арабов в 636 г. на реке Йармук
(Ярмук) (восточный приток реки Иордан) над войском византийского императора
Ираклия традиционно не попадает на учебные карты, поскольку картографам трудно
разместить все необходимые условные знаки и надписи в регионе, насыщенном
географическими названиями.
Полный текст статьи скачивайте по ссылке, расположенной вверху страницы.
|