Пятница, 23.08.2019, 12:28                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 


НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА


НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА НА ТЕМУ "ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ"
22.09.2012, 18:08

Ключевые понятия и термины: христианство, язычество, христианские богословы, Отцы церкви, догматы, (Вселенские) соборы, Символ веры, церковный раскол, православная церковь, католическая церковь, ересь, еретики, арианство, церковная организация (церковь), духовенство, белое духовенство (дьяконы, священники, епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи, папа римский); черное духовенство (монашество), монах, аббат, церковная иерархия, монастырь, аббатство, монашеский орден, скрипторий, пергамен,     «семь свободных   искусств».

Текущий контроль. Может быть проведен в форме беседы с акцентом на материал предыдущих уроков, который связан с историей религии и церкви. Основные вопросы могут быть такими: почему остготы, завоевавшие Италию в 493 г., и покоренные ими жители так и не научились доверять друг другу? Почему они не смогли стать одним народом? Что заставило вождя франков Хлодвига с пониманием отнестись к просьбе епископа о возвращении драгоценной чаши? Почему королевство франков оказалось более прочным, чем другие германские королевства на территории Западной Римской империи? Если проводилась работа по иллюстрациям, то учащимся предлагаются следующие вопросы: почему византийцы заменили «занавесочками» фигуры придворных на мозаике, изображающей дворец Теодориха в Равенне? Почему византийцы, разгромив королевство остготов и захватив Равенну, надругались над памятью Теодориха и выкинули его останки из саркофага? (Этот пласт потребуется еще и на уроке 6 при изучении войн Юстиниана.) Даже краткие ответы желательно сопровождать показом на карте     всех            упоминаемых объектов.

План изучения нового материала: 1. Разработка основ христианского вероучения. 2. Ереси. 3. Церковная организация. 4. Монашество. 5. Церковь и античное наследие.

Комментарий. Тема связана с вопросом о роли религии и церкви в средневековом обществе. Именно здесь дидактически удобно показать взаимоотношения религии и власти, церкви и власти, а также роль государственной власти в становлении церкви и средневековые представления о сакральности власти. Отношение церкви к ересям и к античному наследию — варианты развития темы «своих» и «чужих». Отношение к античному наследию, кроме того, поднимает тему «преемственности» и «разрывов» в культурной традиции, «диалога культур», роли образования в сохранении и развитии культурных традиций («семь свободных искусств»). Проблема образования, как это и помечено специальным значком в учебнике, создает хороший повод обратиться к теме детства.

1. При изучении истории разработки основ христианского вероучения важно отметить роль государственной власти в этом процессе. Можно организовать работу с текстом учебника и двумя фрагментами из источников, которые желательно раздать каждому ученику и вклеить (или приколоть степлером) в тетради.

I

Мы постановили, руководясь здравым и правильнейшим рассуждением, принять такое решение, чтобы вообще никого не лишать свободы следовать и держаться соблюдаемой у христиан веры и чтобы каждому дана была свобода следовать той религии, какую сам считает наилучшею для себя, дабы верховное Божество, почитаемое нами по свободному убеждению, могло проявлять во всем обычную милость и благоволение к нам.

II

(1)       Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и            невидимым.

(2)       И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца

рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша...

Ребята должны высказать предположение о том, что это за тексты. После того как они (сами или по наводящим вопросам) пришли к выводу, что перед ними отрывки из Миланского эдикта Константина Великого о разрешении христианства, изданного в 313 г., и Символа веры, выработанного на I и II (Вселенских) соборах в Никее и Константинополе в 325 и 381 гг. и содержащего основные догматы, можно заполнить таблицу «Основные события в истории Церкви в IV в.».

313 г. — Миланский эдикт Константина Великого. В Римской империи разрешено исповедание христианства

 

325 г. — I Вселенский собор в Никее (при Константине Великом). Составление Символа веры с основными догматами. Осуждение арианства (записывается после чтения раздела 2 в § 2)

Начало деятельности

Христианство вытесняет языческие верования

христианских богословов — Отцов церкви

381 г. — II Вселенский собор в Константинополе (при Феодосии Великом). Дополнение Символа веры

 

Конец IV в. — христианство становится в Римской империи единственной разрешенной религией (указ Феодосия)

 

Краткому анализу материалов этой таблицы можно посвятить текущий контроль на следующем            уроке.

2.         В беседе о ересях вновь желательно обратиться к начальной части Символа веры и к понятию догмата. Тогда суть арианства, с которым школьники уже встречались, можно будет представить очень наглядно. В приведенном выше отрывке Символа веры излагается догмат о единосущии (единстве естества) Бога Отца и Бога Сына. Именно этот догмат пытались оспорить последователи ереси Ария — ариане. Учащихся можно спросить: «Если какой-либо человек утверждает, что было время, когда Бог Сын не существовал, что Бог Сын был рожден или сотворен Отцом, то можно ли считать такого человека согласным с приведенным отрывком Символа веры?» Несмотря на сложность текста, дети довольно быстро определяют, каким словам Символа веры противоречит учение, изложенное в вопросе, и делают вывод, что приверженцы Символа веры будут считать такого человека еретиком. После этого во вторую строку таблицы записывается фраза «Осуждение       арианства».

3.         Материал о церковной организации может быть изучен в ходе самостоятельной работы учащихся с текстом учебника по заданиям 2-3 к § 2 рабочей тетради или по вопросу 2 к § 2 учебника. При составлении схем церковной иерархии следует избегать следующих ошибок: 1) «втискивания» иерархий Западной и Восточной церкви в одну схему (схем должно быть две); 2) перемешивания белого и черного духовенства (аббаты крупных монастырей подчиняются главе своего ордена, однако обычно не подчиняются епископам, а стоят наравне с ними, но «на соседней лестнице»); 3) включения простых верующих (мирян) в схему церковной иерархии, частью которой они не являются.

Церковная иерархия считалась земным отражением иерархии сил небесных, поэтому беспрекословное подчинение низших высшим считалось в церкви исполнением воли Божьей; послушание и дисциплина в церкви подчас превосходили воинскую. Называя центры патриархатов, следует предложить детям показать их на карте.

4.         Переходя к монашеству, следует учесть, что современные дети, как правило, что-то знают о том, кто такие монахи, но понять, ради чего люди Средневековья становились монахами, им нелегко: для этого нужно выявить особенности средневекового отношения к жизни и смерти. Несколько наводящих вопросов помогут детям понять, что тогда жизнь потерять было гораздо легче, чем теперь; люди жили рядом со смертью и постоянно

ощущали зыбкость земного существования. Христианство давало веру в жизнь вечную, однако приносило с собой не только надежду на вечное спасение в раю, но и страх вечных адских мук, спастись от которых смогут только живущие праведно. Посвятив себя Богу и добровольно отказавшись от радостей жизни, монахи приобретали особое положение в обществе; считалось, что их молитвы имеют такую силу, что позволяют замаливать как свои, так и чужие грехи. Именно монахи должны были возносить к Богу свои молитвы в то время, когда не молится никто другой: тем самым они как бы ограждали мир от дьявольских козней духовным щитом. Когда однажды ночью попал в бурю корабль французского короля Филиппа II Августа, тот велел всем молиться, заявив: «Если нам удастся продержаться до того часа, когда в монастырях начнется утреня, мы будем спасены, ибо монахи начнут богослужение и сменят нас в молитве».

В остальном изучение этой части нового материала лучше всего организовать с опорой на иллюстрации, уделив особое внимание устройству монастыря и роли монастырей в развитии            средневековой       культуры.

5. Вопросы об отношении Церкви к античному наследию можно обсудить, опираясь в числе прочего на иллюстративный ряд параграфа. Учитель спрашивает: могла ли церковь в своей ежедневной практике обойтись без достижений античного (языческого) искусства, науки, образования? В каких сферах церковного быта достижения античной культуры были особенно востребованы? (Даже только по иллюстрациям этого параграфа дети смогут сказать, что церкви были нужны архитектура и строительные технологии для строительства храмов, живописцы и мозаичисты для их украшения, для изготовления мозаик, кроме художников нужны были опытные мастера-стекловары, чтобы производить яркие стеклянные кубики — смальту, из которых складываются мозаики. Кожевенники должны были уметь выделывать пергамен из кожи молодых ягнят и козлят, поскольку каждому храму для проведения церковных служб нужно было иметь хотя бы несколько книг, а другого писчего материала для их изготовления просто не было; нужны были грамотные священники для чтения этих книг во время богослужения и переписчики, миниатюристы, переплетчики для изготовления книг; мастера-ювелиры и резчики по кости должны были изготавливать драгоценные оклады на бесценные книги... А церковная утварь? А одеяния священнослужителей? А правильное вычисление с помощью астрономии даты Пасхи на много лет вперед?) Следующие вопросы к классу: а могли ли необходимые знания и описания технологий содержаться в книгах языческих авторов? Что делать в таком случае церкви? А если мастеров в нужной области почему-то нет (они погибли или бежали в глухие леса в ходе бедствий Великого переселения народов) и живых носителей традиций не осталось, есть только книги? Далее имеет смысл обратиться к          работе           с  источником.

Работа с источником. На этот раз источников два. Во-первых, отрывок из письма папы римского Григория I Великого (папа в 590—604 гг.) к епископу Севильи Леандру, старшему брату знаменитого богослова, ученого и историка Исидора Севильского. Во- вторых, отрывок из «Капитулярия о занятиях науками» Карла Великого. На первый взгляд они выглядят диаметрально противоположными, но важны некоторые нюансы. Григорий I в период своего понтификата вовсе не выступал за полный отказ от обучения чтению и письму, а, наоборот, всегда ратовал за грамотность священнослужителей. При этом он выступал за практичность, приземленность образования, отказ от углубленного изучения филологии и языкознания. Григорий I, по-видимому, в отличие от своего друга Леандра, почти не знал греческого (такое стало возможным среди богословов Запада после перевода Библии Иеронимом). Григория и Леандра, несмотря на частые дискуссии по разным вопросам, связывало полное единомыслие в вопросах веры и преданная дружба, завязавшаяся в период пребывания обоих в Константинополе. Считается, что значительная часть их споров была посвящена именно отношению к античному наследию. Григорий I выступал не против умения клириков читать и писать (как может показаться из-за проявленной им в пылу полемики резкости), а против чтения фрагментов античных языческих авторов, на которых в течение нескольких столетий принято было отрабатывать знания тех или иных правил грамматики (поскольку в связи со свойственным системе образования консерватизмом эти подборки хрестоматийных дидактических примеров в VI в. еще не были обновлены с языческих времен). В вопросах использования для распространения веры языческого наследия (не только античного) Григорию I вообще был свойствен практицизм (см. фрагмент из инструкции Григория для отправляемых в Англию миссионеров в задании 4 к § 2 рабочей тетради). Не будем также забывать, что споры — в общении и в переписке — между Григорием и Леандром (а он ведь был епископом) свидетельствуют о том, что в церкви сформировались разные позиции       в          отношении   античного     наследия.

«Капитулярий о занятиях науками» предваряет тему «каролингского возрождения», которая будет рассматриваться на следующем уроке. Хотя речь идет о тексте закона, он лишен сухости, видна живая заинтересованность Карла Великого в углубленном изучении наук, но только ради лучшего постижения тайн Священного Писания. По сути, наука здесь понимается как богоугодное дело. Изменение в отношении к античному наследию у Карла Великого во многом связано с тем, что по сравнению с временами Григория христианская Европа гораздо дальше отошла от Античности и уже не так боялась ее языческого       содержания.

Работа с иллюстрациями. Среди десяти иллюстраций к этому уроку остановимся на нескольких. От гигантской скульптуры Константина Великого сохранились только голова и обломки конечностей, но считается, что всего остального в камне никогда и не было: на туловище, соответствующее такой голове, ушло бы слишком много мрамора, поэтому завернутая в тогу фигура была, видимо, сколочена из досок. Время создания статуи — ок. 315 г.— очень близко ко времени подписания Миланского эдикта 313 г.; так мог выглядеть император, когда издал указ прекратить все гонения на христиан.

Можно предложить детям определить, что обращает на себя внимание в лике Христа- Вседержителя из церкви Сан-Аполлинаре-Нуово. Скорее всего, кто-то из учеников заметит большие и широко раскрытые глаза, которые подчеркивают одухотворенность облика. Обычно вызывает интерес учащихся такая характерная черта иконографии Иисуса Христа, как так называемый кресчатый нимб: в нимб Иисуса Христа, в отличие от всех других нимбов, часто вписан крест, причем такое изображение, подчеркивающее Божественную природу Христа, явно противоречит трактовке, характерной для арианства. Прямое отношение к теме урока — взаимосвязи небесной и земной власти, небесной и земной иерархии — имеет слово «Вседержитель», упомянутое в подрисуночной подписи как название того иконографического типа, к которому принадлежит данное изображение Христа. Можно спросить детей, как они понимают это слово. Скорее всего, какие-то элементы верного толкования в их суждениях будут, и это надо обязательно отметить, а затем дополнить их предположения. «Вседержитель» — очень ранний славянский эквивалент греческого слова «Пантократор», эта калька с греческого возникла в славянских языках еще тогда, когда у глагола «держать» одним из основных значений было «держать власть, властвовать» (отсюда «держава» как один из основных символов власти). Более понятным современным переводом слова «Пантократор» должно было бы быть слово «Всевластец» (ср. случай с греч. «Автократор» и славянским эквивалентом «Самодержец», когда ближе к современному языку было бы «Самовластец», что прекрасно почувствовал Пушкин: «и на обломках самовластья»— имелась в виду «автократия/самодержавие»). Иконографический тип Вседержителя показывает Иисуса как Царя Небесного и Судию, небесный источник власти земных правителей. Считается, что художественные приемы изображения Христа как Вседержителя сложились под влиянием изображений императоров-триумфаторов. Шестиклассники иногда отмечают (можно подтолкнуть их к этому вопросом), что между скульптурным изображением Константина Великого на этой же странице и образом Христа-Пантократора есть что-то общее и это общее не является портретным сходством и не сводится к увеличенным глазам. Иногда ребятам удается очень удачно уловить суть этого сходства: оба изображенных стоят выше обыденной жизни, обладают властью, гипнотизируют, причастны        вечности      (хотя  и по-разному).

Дети часто спрашивают, почему Пантократор на мозаике поднял правую руку с двумя

сложенными пальцами. Этот благословляющий жест называется в богословии православной иконы «именословие», поскольку считается, что сложенные таким образом пальцы символизируют начальные буквы имени Иисуса Христа. Старообрядцы полагают, что это признак того, что двоеперстное сложение пальцев в христианстве древнее троеперстного, поэтому и креститься следует так, как они, — двумя перстами. Официальная церковь не связывает жест именословного благословения с крестным знамением.

При работе с иллюстрацией можно показать школьникам суть сложной символики иконографической схемы мозаичных изображений в полукуполе (конхе) полукруглой алтарной апсиды. В конхе сюжеты расположены в два яруса. В центре нижнего яруса в полный рост расположена фигура первого епископа Равенны Св. Аполлинария, который согласно церковному преданию был учеником апостола Петра. Аполлинарий одет в древнее епископское облачение. С каждой стороны к нему направляется процессия из шести белых овечек — это символическое изображение душ, наставляемых Аполлинарием на путь праведный. Тем самым Св. Аполлинарий представлен в образе доброго пастыря, пастуха человеческих душ — именно так в раннехристианском искусстве часто изображался сам Иисус Христос. Тема верхнего яруса изображений в конхе — Преображение Христово на горе Фавор. Преображение представлено здесь в очень необычной иконографии. Вместо просиявшей в белых одеждах фигуры Иисуса украшенный драгоценными камнями золотой крест на синем с золотыми звездами фоне, вписанный в круг. В средокрестье креста — небольшое оплечное изображение Иисуса. Вместо поверженных фигур апостолов Петра, Иоанна и Иакова их души в образе трех овец: Петр с одной стороны, братья Иоанн и Иаков — с другой. Выше по обеим сторонам креста угадываются фигуры праотца Моисея и пророка Илии в белых одеждах. Ниже на стенах алтарной апсиды между окнами расположены в полный рост фигуры четырех равеннских епископов, последовательно занимавших кафедру после Аполлинария. Бросается в глаза, что вся композиция построена так, чтобы уподобить Церковь земную Церкви Небесной, но не только тем, что Св. Аполлинарий уподобляется Иисусу Христу как добрый пастырь: фактически мозаика выражает идею, что во главе земной Церкви стоит сам Христос, ибо, глядя на это изображение, мы въяве ощущаем, что источником пастырской власти Св. Аполлинария является непосредственно крест над его головой, а вовсе не символ души апостола Петра в виде одинокой беленькой овечки. Мозаика является зримым образом идеальной вертикали церковной иерархии.

При работе с иллюстрацией «Монахи, разрубающие бревно» можно спросить школьников, что показалось им необычным во внешнем облике монахов, и пояснить, что гладко выбритая макушка именовалась тонзурой, а одежда — рясой и что по этим признакам всегда можно было распознать западноевропейского монаха; можно также обратить внимание на технику раскалывания бревна, которая используется плотниками до сих пор.

Наиболее пристального внимания заслуживает план средневекового монастыря. Он не только хорошо иллюстрирует п. 4 плана изучения нового материала, но подходит и для урока 12, когда разбираются принципы функционирования натурального хозяйства. Идеальный монастырь, по словам святого Бенедикта, «по возможности так должен быть основан, чтобы все необходимое, а именно вода, мельница, сад, пекарня или различные ремесла, существовало внутри монастыря, чтобы у монахов не возникло потребности скитаться вне его, ибо в том содержится вред для их душ». Следует пояснить, что, хотя в учебнике приведено современное изображение, оно точно воспроизводит контуры средневекового плана, окрашенные в разные цвета (совершенно произвольно) для более удобного восприятия. Работая с планом, при необходимости следует пояснять некоторые слова: ризница, трапезная, паломник (это слово можно предложить учащимся посмотреть самим в словарике), возможно, также слово «челядь». Для выполнения задания к плану можно разделить учащихся на группы. Возможная трудность заключается в том, что школьникам сложно определять по плану, как монастырь может выглядеть в трехмерном измерении. Ответ на поставленный в учебнике вопрос: на территории монастыря имеются хлевы, конюшни, амбары, молотильни и т. д., следовательно, монастырь, скорее всего, располагал     также            пашнями      и пастбищами.

На с. 28 внизу, как раз напротив того места, где помещен отрывок из письма папы римского Григория I Великого к Леандру, старшему брату Исидора Севильского, мы видим изображение этого папы на пластинке из слоновой кости. Таким образом, работая с текстом письменного источника, мы можем попытаться представить себе, как выглядел автор. Во всяком случае, таким его представляли потомки спустя примерно 300 лет после его кончины. У детей можно спросить: какие черты в облике этого человека свидетельствуют о его высоком церковном сане? Правильный ответ: таких черт нет. Григорий I изображен в монашеском одеянии в процессе работы над книгой, которая лежит перед ним на красивом пюпитре. Для потомков Григорий I являлся в первую очередь книжником, ученым-богословом, а не церковным иерархом, его творения были очень авторитетны и считались вдохновленными Святым Духом (не случайно на плече Григория I мы видим голубя). Такой чести (зримое присутствие Святого Духа) редко удостаивались даже авторы четырех канонических евангелий (ср. изображение евангелиста Марка). Детям, рассматривающим картинку без лупы, иногда кажется, что папа римский изображен в модном ныне молодежном головном уборе — косынке, лихо завязанной назад. На самом деле они принимают за концы косынки крылья голубя, склонившего головку к уху Григория I.
Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 3734 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Поиск


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИИ РОССИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ



ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ



ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


УРОКИ КРОЙКИ И ШИТЬЯ

ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ



Copyright MyCorp © 2019
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru