Пятница, 26.04.2024, 20:06                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА НА ТЕМУ "КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XI—XIII ВВ."
22.09.2012, 16:46

Ключевые понятия и термины: таинства, индульгенция, Клюнийская реформа, «Божий мир», легат, кардинал, сан, отлучение от церкви, «хождение в Каноссу», альбигойцы, Альбигойские войны, инквизиция, нищенствующие ордены, францисканцы, доминиканцы.

Текущий контроль. Контроль может быть проведен в основном по вопросам учебника и заданиям из рабочей тетради к § 12 и главе IV.

План изучения нового материала: 1. Сила и слабость Церкви. Клюнийская реформа. 2. Разделение церквей. 3. Папа против императора. 4. «Наместник Христа». 5. Альбигойские войны.  Инквизиция.            6. Нищенствующие ордены.

Комментарий. Цель урока — показать, как католической церкви в XIXIII вв. удалось ответить на очень непростые вызовы времени и в сложных условиях укрепить свои позиции. Среди этих вызовов было и искушение богатствами Церкви, которые, с одной стороны, соблазняли духовенство возможностями мирских удовольствий, развращали его, а с другой — притягивали жадные взоры светских государей, делали высшие церковные должности весьма желанными для сильных мира сего, отнюдь не помышлявших о служении Богу и Церкви. Наличие множества недостойных людей среди высшего клира подрывало основу основ могущества Церкви — ее авторитет среди массы простых верующих, ее способность влиять на умы и души. Другим серьезным вызовом оказалось, как это ни парадоксально, прекращение нападений арабов, норманнов и венгров, повысившее безопасность жизни и переключившее основные усилия сословия воюющих от борьбы с внешними угрозами на междоусобные войны. Многочисленные и разорительные войны между христианами, которые королевская власть не могла пресечь в силу своей слабости, угрожали подорвать основы общехристианского самосознания европейцев, а тем самым и могущества Церкви. Очень серьезным вызовом была борьба внутри самой Церкви: соперничество Рима и Константинополя за первенство в церковной иерархии, подкрепленное серьезными догматическими и обрядовыми расхождениями, ограничивало влияние папского престола. Еще одним следствием накопления Церковью несметных богатств стало то, что все больше людей обращали внимание на вопиющее несоответствие между бедностью Церкви апостольских времен и роскошью, свойственной ей теперь. С этим связано такое широкое распространение ересей, отрицавших способность богатой Церкви быть посредницей между Богом и людьми, что речь шла уже о самом существовании католической церкви. Для преодоления этой опасности Церковь была вынуждена, не ограничиваясь карательными и репрессивными мерами, принять в свое лоно часть тех, кто, проповедуя евангельскую бедность, все-таки не выступал открыто против Церкви. Отвечая на все эти вызовы, католическая церковь, казалось бы, сумела преодолеть кризис и подойти к вершине своего земного могущества. Правда, достигнуто это было ценой утраты экуменического единства, разгрома цветущих областей юга Франции, убийства людей (из которых и еретиками-то были далеко не все), создания инквизиции, во многом обеспечившей мрачную славу всей эпохи Средневековья, а также отлучения основной массы христиан Западной Европы от непосредственного восприятия текстов Священного Писания, превращения Библии в запретную книгу в христианском обществе. Отдаленные последствия некоторых из этих решений стали источниками последующих кризисов Церкви и западного общества в целом и в Средние века, и особенно в Новое время.

В ходе вступительной беседы учитель подводит учащихся к выводу: люди Средневековья были убеждены, что спасти душу можно только с помощью Церкви; отступление  от        этого  правила            считалось     ересью.

Далее учащимся раздается основа таблицы «Католическая церковь в XI-XIII вв.» (с. 80). Левый столбец таблицы — «Вызовы времени» — должен быть заполнен полностью. В правом столбце — «Ответы Церкви» — должны быть заполнены только две ячейки: о призывах Церкви к «Божьему миру» и об организации Крестовых походов (Крестовым походам будет посвящен следующий урок, здесь они лишь упомянуты в контексте остальных важнейших направлений деятельности Церкви в XI-XIII вв.; призывы же Церкви к «Божьему миру» удобно предложить в качестве наглядного примера ответа Церкви на один из вызовов времени). Для заполнения остальных ячеек правого столбца таблицы можно организовать работу в группах. Класс делится на шесть групп, каждая из которых работает с текстом одного раздела параграфа (кроме раздела 4, посвященного Иннокентию III). Группа 6 изучает вопрос о борьбе пап с императорами, используя текст источника к § 13. Затем каждая группа отчитывается по итогам своей работы, не только называя, какой ответ дала Церковь на тот «вызов», с которым данная группа работала, но и по возможности давая оценку адекватности этого ответа и его возможным последствиям (в этом помогут наводящие вопросы и краткие реплики учителя). Роль Иннокентия III рассматривается в процессе поисков ответов на вызовы альбигойской ереси и нищенствующих орденов.

Католическая церковь в XI—XIII вв.

Вызовы времени

Ответы Церкви


Богатство Церкви вело к «порче нравов» в среде духовенства, что грозило утратой авторитета Церкви, потерей ею влияния на верующих, появлением сомнений в ее способности быть посредницей между Богом и людьми

Клюнийское движение. Зародилось в церковной среде, было направлено на внутреннее очищение Церкви, строгое исполнение уставов, повышение морального уровня духовенства


Из-за богатств Церкви высшие церковные должности стали привлекательными для светских правителей, они стремились назначить на них своих людей. Такая практика мешала борьбе за очищение рядов духовенства от недостойных людей

Борьба пап с императорами за право назначать на высшие церковные должности. Григорий VII против Генриха IV (Хождение в Каноссу — 1077 г.)


Противоречия между Западной и Восточной ветвями христианства (как в догматах, так и в практике совершения таинств и богослужений) подрывают веру в действенность церковных обрядов. Нужно либо добиться устранения разногласий, либо официально прекратить церковное общение

Раскол 1054 г. Разделение католической и православной церквей


Войны и усобицы в Европе между христианами подрывают авторитет Церкви. Чтобы повысить свое влияние, Церковь должна предотвращать войны между христианами и направлять усилия сословия воюющих на борьбу с иноверцами

Призывы Церкви к «Божьему миру» между христианами


Организация Крестовых походов для изгнания мусульман из Святой Земли


После раскола 1054 г. католической церкви необходимо расширить сферу своего влияния на христианском Востоке


Недовольство людей порядками в Церкви и обществе привели в XI-XIII вв. к широкому распространению ересей. Еретики осуждали Церковь за отход от евангельской простоты, корыстолюбие, накопление богатств. Еретики пользовались огромным влиянием, особенно на юге Франции

Крестовый поход против альбигойцев (Альбигойские войны: 1209—1229 гг.)


Учреждение инквизиции


Запрет мирянам хранить и читать Библию. Толковать Священное Писание имеет право только духовенство


Довольно много людей в конце XII — начале XIII в. колебались между Церковью и еретиками: они разделяли требования еретиков о евангельской простоте и об отказе от богатств, но не выступали открыто против официальной Церкви. Среди них оказались основатели новых монашеских орденов Франциск Ассизский и Доминик де Гусман

Признание и включение папой Иннокентием III в систему Церкви нищенствующих орденов францисканцев и доминиканцев. Таким образом, наиболее притягательные для верующих идеи еретиков были подхвачены официальной Церковью


В ходе урока учителю желательно подчеркнуть, что в любой период существования католической церкви в ее рамках действовали самые разные люди, среди которых очень многие были глубоко и искренне верующими, талантливыми и замечательными по своим человеческим качествам. Даже те, кто принимал самые жестокие решения, были людьми отнюдь не одномерными и нередко руководствовались благими намерениями. Показательно, что один из самых светлых и привлекательных деятелей католической церкви, Франциск Ассизский, нашел понимание и поддержку у сурового Иннокентия III, благословившего   военную расправу с альбигойцами.

Работа с источником. Заметки Григория VII о папской власти извлечены из его небольшого по объему сочинения под характерным названием «Диктат папы». Некоторые историки полагают, что никакой «нормативной» силы этот документ не имел и что Григорий VII писал его для себя. В любом случае этот текст, безусловно, отражает позицию самого Григория VII по многим вопросам взаимоотношений папской власти и светских государей. Из вопросов к документу особенно актуален тот, который касается использования папой Григорием VII некоторых положений «Диктата папы» в своей практической деятельности.

Работа с иллюстрациями. Существует определенная трудность в том, чтобы в рамках предлагаемой модели урока организовать и работу с иллюстрациями. Можно предложить группам включать соответствующие иллюстрации в свои комментарии к «ответу на вызов» (например: «Символом могущества клюнийского движения стала огромная церковь аббатства Клюни, сохранившаяся часть которой изображена на с. 130»). В этом случае из пяти групп лишь одна (занимающаяся вопросом о разделении церквей) не будет располагать иллюстративным материалом.
Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 1827 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru