Ключевые понятия и термины: таинства, индульгенция, Клюнийская реформа,
«Божий мир», легат, кардинал, сан, отлучение от церкви, «хождение в Каноссу»,
альбигойцы, Альбигойские войны, инквизиция, нищенствующие ордены, францисканцы,
доминиканцы.
Текущий контроль. Контроль может быть проведен в основном по вопросам
учебника и заданиям из рабочей тетради к § 12 и главе IV.
План изучения нового материала: 1. Сила и слабость Церкви. Клюнийская
реформа. 2. Разделение церквей. 3. Папа против императора. 4. «Наместник
Христа». 5. Альбигойские войны. Инквизиция. 6. Нищенствующие ордены.
Комментарий. Цель урока — показать, как католической церкви в XI—XIII вв. удалось
ответить на очень непростые вызовы времени и в сложных условиях укрепить свои
позиции. Среди этих вызовов было и искушение богатствами Церкви, которые, с
одной стороны, соблазняли духовенство возможностями мирских удовольствий,
развращали его, а с другой — притягивали жадные взоры светских государей,
делали высшие церковные должности весьма желанными для сильных мира сего,
отнюдь не помышлявших о служении Богу и Церкви. Наличие множества недостойных
людей среди высшего клира подрывало основу основ могущества Церкви — ее
авторитет среди массы простых верующих, ее способность влиять на умы и души.
Другим серьезным вызовом оказалось, как это ни парадоксально, прекращение
нападений арабов, норманнов и венгров, повысившее безопасность жизни и
переключившее основные усилия сословия воюющих от борьбы с внешними угрозами на
междоусобные войны. Многочисленные и разорительные войны между христианами,
которые королевская власть не могла пресечь в силу своей слабости, угрожали
подорвать основы общехристианского самосознания европейцев, а тем самым и
могущества Церкви. Очень серьезным вызовом была борьба внутри самой Церкви:
соперничество Рима и Константинополя за первенство в церковной иерархии,
подкрепленное серьезными догматическими и обрядовыми расхождениями,
ограничивало влияние папского престола. Еще одним следствием накопления
Церковью несметных богатств стало то, что все больше людей обращали внимание на
вопиющее несоответствие между бедностью Церкви апостольских времен и роскошью,
свойственной ей теперь. С этим связано такое широкое распространение ересей,
отрицавших способность богатой Церкви быть посредницей между Богом и людьми,
что речь шла уже о самом существовании католической церкви. Для преодоления
этой опасности Церковь была вынуждена, не ограничиваясь карательными и
репрессивными мерами, принять в свое лоно часть тех, кто, проповедуя евангельскую
бедность, все-таки не выступал открыто против Церкви. Отвечая на все эти
вызовы, католическая церковь, казалось бы, сумела преодолеть кризис и подойти к
вершине своего земного могущества. Правда, достигнуто это было ценой утраты
экуменического единства, разгрома цветущих областей юга Франции, убийства людей
(из которых и еретиками-то были далеко не все), создания инквизиции, во многом
обеспечившей мрачную славу всей эпохи Средневековья, а также отлучения основной
массы христиан Западной Европы от непосредственного восприятия текстов
Священного Писания, превращения Библии в запретную книгу в христианском
обществе. Отдаленные последствия некоторых из этих решений стали источниками
последующих кризисов Церкви и западного общества в целом и в Средние века, и
особенно в Новое время.
В ходе вступительной беседы учитель подводит учащихся к выводу: люди
Средневековья были убеждены, что спасти душу можно только с помощью Церкви;
отступление от этого правила считалось ересью.
Далее учащимся раздается основа таблицы «Католическая церковь в XI-XIII вв.» (с. 80).
Левый столбец таблицы — «Вызовы времени» — должен быть заполнен полностью. В
правом столбце — «Ответы Церкви» — должны быть заполнены только две ячейки: о
призывах Церкви к «Божьему миру» и об организации Крестовых походов (Крестовым
походам будет посвящен следующий урок, здесь они лишь упомянуты в контексте остальных важнейших
направлений деятельности Церкви в XI-XIII вв.; призывы же Церкви к «Божьему миру» удобно
предложить в качестве наглядного примера ответа Церкви на один из вызовов
времени). Для заполнения остальных ячеек правого столбца таблицы можно
организовать работу в группах. Класс делится на шесть групп, каждая из которых
работает с текстом одного раздела параграфа (кроме раздела 4, посвященного Иннокентию
III). Группа 6 изучает вопрос о
борьбе пап с императорами, используя текст источника к § 13. Затем каждая
группа отчитывается по итогам своей работы, не только называя, какой ответ дала
Церковь на тот «вызов», с которым данная группа работала, но и по возможности
давая оценку адекватности этого ответа и его возможным последствиям (в этом
помогут наводящие вопросы и краткие реплики учителя). Роль Иннокентия III рассматривается в процессе
поисков ответов на вызовы альбигойской ереси и нищенствующих орденов.
Католическая церковь в XI—XIII вв.
Вызовы времени
|
Ответы Церкви
|
|
Богатство Церкви вело к «порче нравов» в среде духовенства, что
грозило утратой авторитета Церкви, потерей ею влияния на верующих, появлением
сомнений в ее способности быть посредницей между Богом и людьми
|
Клюнийское движение. Зародилось в церковной среде, было направлено на
внутреннее очищение Церкви, строгое исполнение уставов, повышение морального
уровня духовенства
|
|
Из-за богатств Церкви высшие церковные должности стали привлекательными
для светских правителей, они стремились назначить на них своих людей. Такая
практика мешала борьбе за очищение рядов духовенства от недостойных людей
|
Борьба пап с императорами за право назначать на высшие церковные
должности. Григорий VII против Генриха IV (Хождение в Каноссу — 1077 г.)
|
|
Противоречия между Западной и Восточной ветвями христианства (как в
догматах, так и в практике совершения таинств и богослужений) подрывают веру
в действенность церковных обрядов. Нужно либо добиться устранения разногласий,
либо официально прекратить церковное общение
|
Раскол 1054 г. Разделение католической и православной церквей
|
|
Войны и усобицы в Европе между христианами подрывают авторитет
Церкви. Чтобы повысить свое влияние, Церковь должна предотвращать войны между
христианами и направлять усилия сословия воюющих на борьбу с иноверцами
|
Призывы Церкви к «Божьему миру» между христианами
|
|
Организация Крестовых походов для изгнания мусульман из Святой Земли
|
|
После раскола 1054 г. католической церкви необходимо расширить сферу
своего влияния на христианском Востоке
|
|
Недовольство людей порядками в Церкви и обществе привели в XI-XIII вв. к широкому
распространению ересей. Еретики осуждали Церковь за отход от евангельской
простоты, корыстолюбие, накопление богатств. Еретики пользовались огромным
влиянием, особенно на юге Франции
|
Крестовый поход против альбигойцев (Альбигойские войны: 1209—1229
гг.)
|
|
Учреждение инквизиции
|
|
Запрет мирянам хранить и читать Библию. Толковать Священное Писание
имеет право только духовенство
|
|
Довольно много людей в конце XII — начале XIII в. колебались между
Церковью и еретиками: они разделяли требования еретиков о евангельской
простоте и об отказе от богатств, но не выступали открыто против официальной
Церкви. Среди них оказались основатели новых монашеских орденов Франциск
Ассизский и Доминик де Гусман
|
Признание и включение папой Иннокентием III в систему Церкви нищенствующих орденов
францисканцев и доминиканцев. Таким образом, наиболее притягательные для
верующих идеи еретиков были подхвачены официальной Церковью
|
|
В ходе урока учителю желательно подчеркнуть, что в любой период
существования католической церкви в ее рамках действовали самые разные люди,
среди которых очень многие были глубоко и искренне верующими, талантливыми и
замечательными по своим человеческим качествам. Даже те, кто принимал самые
жестокие решения, были людьми отнюдь не одномерными и нередко руководствовались
благими намерениями. Показательно, что один из самых светлых и привлекательных
деятелей католической церкви, Франциск Ассизский, нашел понимание и поддержку у
сурового Иннокентия III, благословившего военную расправу с альбигойцами.
Работа с источником. Заметки Григория VII о папской власти извлечены из его небольшого по
объему сочинения под характерным названием «Диктат папы». Некоторые историки
полагают, что никакой «нормативной» силы этот документ не имел и что Григорий VII писал его для себя. В любом
случае этот текст, безусловно, отражает позицию самого Григория VII по многим вопросам
взаимоотношений папской власти и светских государей. Из вопросов к документу
особенно актуален тот, который касается использования папой Григорием VII некоторых положений «Диктата
папы» в своей практической деятельности.
Работа с иллюстрациями. Существует определенная трудность в том, чтобы в
рамках предлагаемой модели урока организовать и работу с иллюстрациями. Можно
предложить группам включать соответствующие иллюстрации в свои комментарии к
«ответу на вызов» (например: «Символом могущества клюнийского движения стала
огромная церковь аббатства Клюни, сохранившаяся часть которой изображена на с.
130»). В этом случае из пяти групп лишь одна (занимающаяся вопросом о
разделении церквей) не будет располагать иллюстративным материалом. |