Четверг, 28.03.2024, 16:43                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА НА ТЕМУ "ИМПЕРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАСЦВЕТ И РАСПАД"
22.09.2012, 18:03

Ключевые понятия и термины: майордом, усобица, бенефиций, бенефициальная реформа, феод, условное землевладение, династия, империя, император, «каролингское возрождение»,            анналы,        романские языки.

Текущий контроль. Активизация пройденного материала, как всегда, нацелена на подготовку к изучению новой темы. Можно обсудить следующие проблемные задания и вопрос: докажите, что церковь и высшая государственная власть на рубеже Античности и Средневековья нуждались друг в друге и оказывали друг другу взаимную поддержку. Докажите, что вера имела в Средние века большое значение для сплочения жителей страны в один народ. Нуждалась ли церковь в античном наследии и почему? Возможен вопрос, предваряющий новый материал: как вы думаете, использование в Средние века античного наследия касалось только искусств и ремесел или важны были и традиции в сфере устройства государства?

План изучения нового материала: 1. Бенефициальная реформа Карла Мартелла. 2. Войны Карла Великого. 3. Первое восстановление империи на Западе. 4. «Каролингское возрождение». 5.  Верденский раздел.

Комментарий. Военная реформа Карла Мартелла была ответом на вызовы времени (набеги арабов, усиление магнатов и ослабление центральной власти) и способствовала формированию системы условного землевладения у франков (как позже реформы у англосаксов времен Альфреда Великого и в Германии времен Генриха I Птицелова). Смена Меровингов Каролингами сопровождалась важными изменениями во взаимоотношениях светской и духовной власти — правителей франков и пап римских, что способствовало сакрализации власти Каролингов. Вопрос о восстановлении империи важен и в контексте тематики развития государства, и с точки зрения роли традиции, в данном случае традиции империи, которую в 800 г. восстановил Карл Великий. С другой стороны, «каролингское возрождение» — повод поговорить о значении античного наследия, «возрождения» Античности. Верденский раздел и распад империи Карла Великого заставляют вернуться к теме стабильности и нестабильности государств и обществ и теме «ассимиляции» (которая, впрочем, встает и при рассмотрении войн Карла Великого в связи с причинами длительности и упорства сопротивления саксов). Наконец, впервые в курсе средневековой истории можно довольно подробно остановиться на деятельности исторической личности — Карла Великого, одного из самых выдающихся полководцев и правителей Средневековья, о котором мы к тому же довольно много знаем, причем не только о его государственной деятельности, но и о его внешности, привычках в повседневной жизни и т. д. (см. Справочный материал). Проблематику урока можно связать и с историей Руси: союз Карла со славянами против аваров — хороший повод упомянуть рассказ об обрах в Повести временных лет.

1. Беседу о бенефициальной реформе Карла Мартелла (а это первое в курсе 6 класса обращение к теме реформы) можно начать с вопроса: как вы думаете, реформы (т. е. то или иное существенное изменение имеющегося устройства) чаще проводятся тогда, когда в государстве и у его границ все благополучно, или же тогда, когда перед государством встают серьезные внутренние или внешние проблемы (обострение отношений между отдельными группами в обществе, начало нападений сильного врага)? После очевидного ответа учитель задает новые вопросы: где нам с вами искать информацию о причинах этих реформ? В тексте учебника? На карте? Какую информацию можно найти на карте, а какую — в тексте? Следует подчеркнуть, что возникновение системы условного землевладения было ответом не только на арабскую угрозу (по мнению многих современных историков, не столь уж значительную, хотя Карл Мартелл, естественно, знать этого не мог), но и на более широкие вызовы времени. Поэтому, выполнив свою военную функцию, реформа оказала огромное и долговременное воздействие на все общественное устройство франков. Обращаясь к чисто военным аспектам реформы (если в классе есть к ним интерес), можно предложить детям самим оценить, в чем заключалось

значение изобретения стремени, а заодно и подковы (у современных городских детей ответ на вопрос, зачем подковывать лошадь, тоже может вызвать затруднения). Подчеркнув не только высокие боевые качества тяжеловооруженной конницы, но и ее мобильность, можно отметить важность этого момента для преследования побежденного противника ведь только так можно было захватить богатую военную добычу. В битве при Пуатье франкская пехота остановила арабов, но воспользоваться результатами победы при отсутствии тяжелой конницы было невозможно. Однако снарядить достаточно многочисленную конницу стоило очень дорого. В этой связи можно указать стоимость вооружения и боевого коня. Данные об этом есть в «Рипуарской правде», записанной в VI в.: боевой конь и полное вооружение всадника (меч, копье, щит, броня, шлем, поножи) стоили столько же, сколько 15 коров — стадо, которое могло кормить целую деревню. В VIII в., видимо, эта цена была еще больше.

Особо следует подчеркнуть, что бенефиций жаловался при условии несения конной военной службы, что служило определенной гарантией долговременной службы тех, кого правитель наделял землей. На усмотрение учителя мы оставляем введение очень важного для Средневековья понятия «условное землевладение» здесь или же на дальнейших уроках, где оно сформулировано в полном объеме. Если здесь, то его имеет смысл закрепить выполнением задания 1 к § 3 в рабочей тетради.

Возможен и другой вариант рассмотрения бенефициальной реформы: учащиеся получают необходимую информацию к размышлению и сами должны решить, что бы они сделали на месте Карла Мартелла. Организовать такую работу поможет схема «Тяжкие раздумья Карла Мартелла», которую учащиеся должны закончить.

Тяжкие раздумья Карла Мартелла

                                                 

В процессе обсуждения результатов работы учитель может спросить: а почему реформу проводит майордом, а не король? Дело в том, что как раз майордомы, возвысившиеся за счет получения от Меровингов «безусловных» пожалований земли и затем отобравшие у них власть, прекрасно понимали, сколь непрочна верность тех, кто получил       землю            в          полную            собственность.

Рассматривая вопрос о воцарении во Франкском королевстве новой династии, можно обратить внимание на то, что для новой династии, могущественной, но не обладавшей авторитетом потомков Хлодвига, важно было создать дополнительные опоры своей власти, и здесь огромную роль сыграла санкция папы римского, а также церемония помазания на царство, которой во Франкском королевстве впервые удостоился именно Пипин. Этот сюжет демонстрирует важность представлений о священной природе государственной власти и в то же время подводит к образованию Папского государства («Пипинов      дар»).

2. Изучение материала о войнах Карла Великого целесообразно организовать в процессе работы с картой и источником (см. ниже). Следует иметь в виду, что сначала у Карла, по-видимому, не было четкой программы завоевательных войн, и он действовал, побуждаемый сиюминутной необходимостью, но постепенно такая программа сложилась. Ее важнейшие компоненты включали объединение под своей властью всех германцев (присоединение королевства лангобардов, Баварского герцогства, Саксонии), борьбу с аварами, которые до этого на протяжении двух веков грабили многие страны Западной Европы, борьбу с испанскими мусульманами, которую стоит упомянуть хотя бы потому, что злосчастное сражение в Ронсевальском ущелье (778) послужило основой для сюжета и знаменитой «Песни о Роланде», и некоторых популярных среди части нынешней молодежи песен так называемых менестрелей. Наконец, особую роль сыграло итальянское направление внешней политики, целью которого было установление политического контроля над Италией, включая прочный и удобный для Карла союз с папством. Отдельные направления этой программы иногда трудно разграничить между собой. Так, присоединение королевства лангобардов находилось в русле и германского, и итальянского направления и к тому же неминуемо влекло за собой начало борьбы с союзниками            лангобардов —      аварами.

Военные успехи Карла были бы невозможны без сильного войска, созданного еще Карлом Мартеллом и Пипином. Ядром войска была прослойка служилых людей, возникшая в результате бенефициальной реформы Карла Мартелла (следовательно, для укрепления войска требовалось постоянное расширение земельного фонда для новых раздач, т. е. новые завоевания), но при этом Карл практиковал и старинную систему призыва, предписывая епископам, графам и крупным землевладельцам явиться в условленное место со всеми своими вооруженными людьми; за уклонение или опоздание устанавливались наказания. Нередко призывалось население областей, граничивших с районами боевых действий; при этом 5—6 свободных людей в складчину вооружали одного,            который        и          шел    служить.

Яркое представление о том, какое впечатление производило огромное и великолепно вооруженное франкское войско, дает отрывок из сочинения «Деяния Карла», написанного одним монахом из Санкт-Галлена, который рассказывает, как король Дезидерий и его соратник Октер наблюдают со стен столицы лангобардов Павии за подходом франков.

И спросил Дезидерий Октера:

        С этой великой армией идет Карл?

Но тот ответил:

        Подожди, еще нет.

Увидев войска, где собраны были люди со всех уголков огромной империи, он снова обратился к Октеру:

        Конечно же, это Карл блистает славой во главе своих войск?

Но Октер ответил:

        Нет еще, подожди.

Задрожал тогда Дезидерий и спросил:

        Что же нам делать, если те, с кем придет он, будут еще многочисленнее?

<...> Тогда Октер, которому была ведома ни с чем не сравнимая сила Карла,

проговорил, и голос его дрогнул от страха:

        Когда увидишь, что в полях колосятся железные всходы, а реки По и Тичин катят на берег крутые железные волны и железный разлив грозит смыть города, то знай — это Карл.

Едва он умолк, как на западе появилась грозная черная туча. Император приближался. Сверкание клинков ослепляло осажденных. Это был Карл, железный император. Железом наполнились поля и равнины. Солнце сверкало, отразившись в сиянии железа. И народ Павии, став от ужаса холоднее самого железа, преклонил колена перед хладным клинком. Слышались отовсюду стенания горожан:

— О, тяжело ты, железо! Горе нам, железо!

На уроке можно предложить ученикам ролевое чтение отрывка, а затем обсудить с ними его содержание, не упустив из виду и вопрос: почему символом могущества Карла выступает именно железо? При этом не следует забывать, что раннее Средневековье, когда металлы были дороги и в повседневной жизни почти не использовались, историки называют «деревянной цивилизацией» и что дерево связывалось с плодородием, жизнью, искуплением грехов людей Спасителем, в то время как холодный и твердый металл был связан с войной и разрушением, являясь предметом многочисленных древних табу.

3.         Переходя к принятию Карлом императорского титула, следует предложить учащимся вспомнить, когда перестала существовать Западная Римская империя и, соответственно, как долго продолжался разрыв с имперской традицией. Рассказав о том, как на Рождество 800 г. папа римский возложил на Карла императорскую корону, можно упомянуть, что, по данным некоторых источников, Карл выглядел при этом недовольным. Чем объяснить это недовольство? Два варианта объяснения, принятые в историографии, таковы:

1) Карл был недоволен тем, что короной его увенчал папа, который тем самым навязал Карлу папскую модель империи как восходящей к духовной власти;

2) Карл вместе с папой «разыграли спектакль», с тем чтобы византийский император, который не мог не получить информацию о том, что происходило в Риме, счел ответственным за узурпацию не Карла, а папу; император при этом выигрывал время и «пространство для маневра» при переговорах            с Византией.

Принятие императорского титула увенчало военные и политические успехи Карла, но было бы ошибкой трактовать его только (или даже главным образом) с точки зрения соответствия достоинства титула размерам контролируемой территории (хотя по размерам она действительно приблизилась к территории Западной Римской империи). Гораздо важнее для Карла было восходящее к Августину Блаженному (хотя воспринятое, естественно, весьма огрубленно) представление о некоем сообществе христиан, отнюдь не только политическом, которое Бог предуготовил возглавить именно ему, Карлу, борцу за истинное христианство и защитнику престола Св. Петра.

4.         Именно при работе над темой «Каролингское возрождение» лучше всего остановиться на личности Карла, которая здесь была наименее стеснена «государственной необходимостью». Вернувшись на короткое время к текстам документов § 2, следует подчеркнуть, что позиция христианина по отношению к Античности не была однозначно предопределена его религией (сомневаться в том, что и Григорий, и Карл были глубоко верующими людьми, не приходится), и свободная воля правителя могла оказаться решающим обстоятельством в деле сохранения античных традиций. Вопрос о важности достижений «каролингского возрождения» можно рассмотреть с опорой на иллюстрации.

5.         При рассмотрении данной темы важно подчеркнуть два момента: во-первых, причины раздела, во-вторых, то обстоятельство, что из трех долей две легли в основу двух важных государств современной Европы. Обсуждая причины раздела, следует подчеркнуть, что германской общности (которую, возможно, стремился возродить Карл), по сути, тогда уже не существовало: язык франков, осевших в романизированной Галлии, стал совершенно непохож на язык их восточных родичей. Если в более компактном Франкском королевстве эпохи Меровингов политикой Хлодвига и его крещением были запущены механизмы ассимиляции, то в данном случае сказались не только этнические и культурные различия между населявшими империю народами, но и размеры империи, проблемы коммуникаций (Альпы, отсутствие к востоку от Рейна удобных дорог). Римская империя была больше, но она складывалась в течение длительного времени, имела мощные ресурсы для строительства дорог и к тому же была расположена вокруг Средиземного моря. Объяснить причины распада империи Карла Великого отчасти позволяют судьбы державы Лотаря. Хотя он, как старший сын и наследник императорского титула, собрал в своем государстве самые богатые и престижные земли, включая два «полюса» державы Карла Великого — Рим и Ахен, но Италия была отделена от остальной территории Альпами, а Рейн был естественной границей между германцами романизированными и не очень. Если Франция и Германия, несмотря на длительную раздробленность, в конце концов все же восстановили свое единство, то у Лотарингии как целого не было никаких шансов: при первых же потрясениях ее северная часть была обречена на отделение от южной и раздел между западным           и            восточным   соседями.

Работа с источником. Отрывок из «Жизни Карла Великого» Эйнгарда о войне с саксами хорошо показывает, каким упорством отличалось сопротивление саксов, защищавших свою веру и свою свободу. Пристрастность Эйнгарда вполне очевидна, он оправдывает любые жестокости по отношению к саксам, коль скоро они не желают насильственного крещения. Обращает на себя внимание столь жестокое средство ассимиляции саксов, как их массовое переселение в другие области государства. Это метод, практиковавшийся в древности и Средневековье во многих державах, созданных путем завоеваний. Переселение, разрывая связь с прежде занимаемой территорией и разрушая механизмы исторической памяти, позволяло завоевателям подорвать волю к сопротивлению и ассимиляционную устойчивость покоренного народа.

Работа с картами. В рамках данного урока к карте желательно обратиться трижды. Во-первых, в связи с борьбой Карла Мартелла с арабами можно предложить детям не только найти на карте Пуатье, но и попытаться рассчитать, сколько времени могло потребоваться, чтобы перебросить пешее войско с северной границы государства на южную, откуда угрожали арабы (приняв в качестве условия, что пехотинец с оружием едва ли мог преодолевать более 25—30 км в день, а расстояние, скажем, от Парижа до Тулузы составляет около 500 км). Во-вторых, при работе над разделом «Завоевания Карла Великого» желательно проследить направления походов, причем обязательно оговорить, какому врагу какое направление соответствует. В-третьих, в связи с Верденским разделом можно предложить детям оценить достоинства и недостатки каждой из трех долей и высказать суждение, какое из трех государств выглядит наименее устойчивым и почему. Имеет смысл спросить (и при необходимости пояснить), с какими современными государствами во многом совпадают территории Западно-Франкского и Восточно-Франкского           королевств.

Работа с иллюстрациями. Иллюстрации к теме этого урока можно условно разделить на две группы: изображения Карла Великого и свидетельства «каролингского возрождения». В первой группе, пожалуй, наиболее многообещающей является «Серебряная монета», к которой имеет смысл обратиться сразу после рассказа о принятии Карлом императорского титула. Следует помочь ученикам прочитать надпись и дать им ее перевод, а затем задать вопросы: зачем Карл отдал приказ отчеканить такую монету? Почему он изображен в облике римских императоров? При работе с иллюстрациями второй группы можно предложить детям найти в интерьере Ахенской капеллы (с. 35) черты древнеримской архитектуры (это полукруглые арки, колонны с коринфскими капителями), а также оценить красоту и удобство для чтения фрагмента рукописи «каролингского возрождения», написанного так называемым каролингским минускулом. Можно предложить детям найти общие черты в иллюстрациях «Монах Ноткер...» и «Коронование Карла Лысого» (наличие на обеих иллюстрациях монахов, которых легко опознать по тонзуре). Далее можно задать вопрос: в чем заключается роль монахов в том и другом случае? Это, с одной стороны, поможет закрепить у учеников представление о значительной и многосторонней роли монашества в средневековом мире, с другой стороны, может работать на закрепление представлений о сакрализации королевской/императорской власти.

Справочный материал. Почти все сведения о внешности, привычках, образе жизни Карла Великого историки черпают из «Жизни Карла Великого» Эйнгарда, человека, который был секретарем короля и наблюдал его жизнь на протяжении многих лет.

Эйнгард отмечает высокий рост, массивную голову, большие живые глаза государя. По обычаю франков Карл брил бороду, зато носил длинные усы. Нельзя сказать, что он был красив и идеально сложен (Эйнгард отмечает короткую шею и толстый живот), зато превосходно держался, умел внушить почтение, а если нужно, и страх. Авторитарный правитель, он, похоже, всегда был убежден в своей правоте и никогда не испытывал колебаний. Характер сильный и ровный, чуждый внезапным вспышкам гнева и бессмысленной жестокости; отдельные случаи беспощадных расправ (самой ужасной из которых считается убийство в Вердене 4500 саксонских заложников — цифра, впрочем, слишком круглая, чтобы считаться достоверной) вызывались только необходимостью, как он ее себе представлял. Глубоко религиозный, он в то же время был чужд фанатизма. Карл ценил преданность и был доступен дружбе. В быту был неизменно скромен, оставляя пышные одежды и торжественный церемониал пиров лишь для официальных приемов; обычно носил франкскую традиционную одежду. Умеренность в еде и питье, которые отмечает Эйнгард, по современным понятиям весьма относительна: его обед «состоял лишь из четырех блюд, не считая жаркого», а «воздержанность его в вине доходила до того, что за обедом он выпивал не более трех кубков». Любимыми развлечениями Карла были охота и купание в теплых целебных источниках Ахена, который он сделал своей главной резиденцией. Теплую половину года Карл обычно проводил в походах (хотя после принятия императорского титула делал это гораздо реже, перепоручая командование сыновьям), а период с конца осени до весны был посвящен отдыху, общению с друзьями и делам управления. Любопытно, что в последние годы жизни Карл был очень привязан к белому слону, который был дипломатическим подарком багдадского халифа Харуна ар-Рашида (готовясь к принятию императорского титула, Карл вел важные переговоры с халифом, с помощью которого рассчитывал нейтрализовать возможное сопротивление Византии).
Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 4537 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru