Цель: способствовать воспитанию
патриотизма, чувства любви к Родине при изучении
темы: "Великая Отечественная война 1941-1945гг.” на
примере истории Кузбасса и г. Новокузнецка
(использование краеведческого материала).
Актуальность данной темы связана
с тем, что существует проблема воспитания
патриотизма и толерантности у подростков. В
настоящее время патриотизм и национальная
терпимость зачастую не являются
основополагающими нормами в менталитете
современной молодежи.
Гипотеза: предположим, что работа
по поиску, обработке и изучению краеведческого
материала будет способствовать формированию у
учащихся чувства патриотизма, которое основано
на осознании причастности к событиям,
происходившим в нашем крае в годы Великой
Отечественной войны.
Что же такое патриотизм?
В словаре дается определение "патриотизм” -
это чувство любви к Родине, деятельность,
направленная на служение интересам Отечества.
Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств,
закрепленных веками и тысячелетиями.
К сожалению, сегодня мы все чаще сталкиваемся с
явлениями, когда патриотизм подменяется другими
понятиями. Молодые люди не хотят идти служить в
армию, так как служба в армии, профессия военного
перестали быть престижными. Одновременно
утрачиваются чувство патриотизма, дружественные
связи между народами. И хотя Российская
Федерация является многонациональным
государством, внутри страны все чаще возникают
конфликты на национальной почве.
Патриотическое воспитание является одним из
важнейших направлений в деятельности
государственных, общественных и образовательных
организаций и учреждений.
По своему содержанию патриотическое
воспитание выступает как часть политического
воспитания, оно близко к нравственному и
трудовому воспитанию, так как верность Родине
служит одним из ведущих признаков высокой
нравственности, а трудовая деятельность
является воплощением патриотического сознания и
чувств.
Однако как самостоятельное направление
воспитательного процесса оно требует
специфического содержания и особых форм работы.
Важным элементом содержания воспитания является
показ героизма советских людей в годы Великой
Отечественной войны 1941-1945гг.
Испытанными формами этой работы являются
встречи с ветеранами Великой Отечественной
войны, героями трудовых подвигов; проведение
праздников и памятных дат, посвященных боевой
славе народа, его вооруженных сил.
Героические страницы Великой Отечественной
войны обладают огромной притягательной силой.
Ратные подвиги наших соотечественников на
фронте, их доблестный труд в тылу широко отражены
в научной, мемуарной, художественной литературе,
в театральных постановках, кинофильмах,
живописи, музыке, скульптуре.
Сравнительная близость событий Великой
Отечественной войны, обилие доступной для
школьников литературы, возможность встречи с
участниками событий вносят в работу значительно
больший элемент поиска и самостоятельного
исследования. Материалы используются на уроках
истории и во внеурочное время, демонстрируются
на школьных выставках и при оформлении
экспозиций.
В результате поисковой и частично-поисковой
деятельности у учащихся возрастает интерес к
предмету, повышаются чувства ответственности,
гражданского долга, развиваются коммуникативные
качества.
Патриотическое воспитание на примерах
мужества и героизма советских людей в годы
грозных великих испытаний дает положительный
результат, вооружает подростков знаниями о нашей
истории. Если на традиционных уроках учащиеся
получают общее представление о событиях, то
использование краеведческого материала для
освещения вопросов истории позволяет учителю
убедительнее и нагляднее влиять на становление
гражданина. У учащихся возникает чувство
причастности к событиям, происходившим в нашей
стране, нашем городе, на наших предприятиях, ведь
участниками этих событий были наши земляки, а
иногда знакомые и родственники. Привлечение
краеведческого материала приближает
историческое прошлое к сознанию школьников,
внося в учебный процесс элемент живого
созерцания. Краеведческая работа стимулирует
участие школьников в общественной жизни, играет
важную роль в воспитании патриотических чувств.
Задача учителя состоит в том, чтобы направлять
работу учащихся, контролировать и редактировать
собранный материал.
В своей работе я использую различные источники
для изучения событий 1941-1945гг.
- Во-первых, историческая литература и учебные
пособия, в которых рассматривается вклад нашего
города, его жителей в дело победы;
- Во-вторых, посещение краеведческого музея и
использование материала его экспозиций;
- В-третьих, работа по направлению "Имя на карте
города”;
- В-четвертых, встречи с ветеранами Великой
Отечественной войны, тружениками тыла,
участниками событий.
Характер краеведческого материала собранного
и обработанного учениками под моим руководством,
определяет многообразие методов и приемов его
использования. На уроке этот материал звучит как
яркий эпизод в рассказе учителя, докладах
школьников. Особенно ценно, когда такие доклады
или сообщения являются изложением результатов
самостоятельного поиска или небольшой работы с
элементами исследования.
В результате работы накоплен материал, который
используется на уроках в теме "Великая
Отечественная война”, для проведения
внеклассных мероприятий, посвященных дню
защитников Отечества и дню Победы, на встречах с
ветеранами.
Высокой оценкой проделанной работы является
тот факт, что многие наши ученики с желанием идут
служить в Российскую Армию, поступают на работу в
силовые структуры, получают юридическое
образование, становятся достойными гражданами
нашей Родины.
Активная жизненная позиция помогает учащимся
преодолевать трудности общения, быть
неравнодушными к другим людям. Участие в поиске и
его результаты повышают интерес к отечественной
истории, положительно влияет на успеваемость
учащихся.
Повышение интереса к истории и поисковой
работе по краеведению подтверждается
количеством учащихся, принявших участие в
подготовке и проведении уроков и внеклассных
мероприятий. В 2005 году в подготовке урока
активное участие приняли 5 учащихся одного
класса, в 2006 году отличились уже15 человек, в
2007году при подготовке внеклассного мероприятия
были задействованы более 30 учащихся 9-х классов.
В текущем учебном году работа продолжается.
Литература:
- Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод.
пособие для учителя.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- Внеклассные мероприятия по истории России. 10-11
классы. /Сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова -
Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
- История: Внеклассные мероприятия. 5-11 классы.
(Заочные путешествие и экскурсия, турниры
любознательных и смекалистых, урок мужества,
исторический вечер в "лицах”, праздник русской
культуры, "Круглый стол”) /Авт.- сост. И.В.
Кузьмина.- Волгоград: Учитель, 2005.
- Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории
России ХХ века в 9, 11 классах. – Волгоград:
Учитель, 2002.
- Нестандартные уроки в школе. История. 8-11 классы.
/Авт.- сост.Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2004.
- Патриотическое воспитание школьников. 5-11
классы: устные журналы, тематические вечера,
литературные композиции /авт.-сост. Н.А.
Белибихина, Л.А. Калитвенцева, Г.П. Попова. –
Волгоград: Учитель, 2007.
- Предметные недели в школе. История.
Обществоведческие дисциплины. /Сост.Н.С. Кочетов.
- Волгоград: Учитель, 2003.
|