Курс истории древнего мира занимает, на мой
взгляд, одно из важнейших мест в формировании
интереса к истории как науке, в стремлении
познавать, искать в прошлом ответы на вопросы
настоящего.
У пятиклассника должен возникнуть
естественный вопрос: "Кто мы? Откуда мы? Где наши
корни?”. И должно возникнуть желание найти ответ.
Взгляд на прошлое весьма противоречив. Задача
учителя помочь своему ученику стать
исследователем, пробудить в нем
любознательность и пытливость.
Первым шагом на пути решения поставленной
задачи является первый урок истории. Я предлагаю
несколько вариантов построения данного урока.
Вариант 1
Тема: Первое знакомство с историей.
Цели:
- Дать представление об истории как науке.
- Ответить на главный вопрос: ”Для чего нужно
изучать историю?”
- Дать представление об источниках исторической
информации, помогающих воссоздать картины
прошлого в сознании людей.
- Начать формирование навыков работы с
историческими источниками.
Оборудование урока: историческая карта,
географическая карта, газеты, книги, изданные в
прошлых веках, репродукции картин художников,
отображавших различные исторические события
(две - три картины), открытки с изображением
древнейших орудий труда, предметов быта, одежды.
Урок начинается с вводной беседы:
1.Что такое история?
2. Зачем её нужно изучать в школе? Зачем её нужно
знать людям?
3. В четвёртом классе вы уже знакомились с
исторической наукой, изучали наиболее важные
события в жизни народов России. Что вам
запомнилось больше всего?
4. Кто из вас любит читать книги, рассказывающие
о каких-либо исторических событиях? Кто хочет
поделиться своими открытиями, сделанными при
просмотре телепередач, чтении книг или журналов?
Беседа помогает восстановить в памяти то, что
изучалось в начальной школе, способствует
активизации мыслительной деятельности, помогает
выявить степень готовности учащихся к
восприятию исторического материала, уровень
интеллектуального развития, умение
фантазировать, готовность к сотрудничеству на
уроке.
Знакомство с планом урока:
- Что такое история?
- Как люди узнали о своём прошлом? Как ученые
узнают о далёком прошлом?
- Что нам помогает в изучении истории?
Опираясь на уже сказанное в начале урока,
выслушав выводы по высказанным предположениям,
даем определение термину "история”:
ИСТОРИЯ - это наука о прошлом человека и
общества.
Отвечаем на вопрос о значении знаний о прошлом.
Затем учащиеся в общих чертах знакомятся с
основными этапами исторического развития,
которые прошло человечество.
Изучение второго вопроса плана начинается с
вопроса: Сколько же нам лет? Как можно найти
ответ на этот вопрос?
Демонстрируются фотографии, открытки,
изображающие археологические раскопки и находки
ученых во время этих раскопок. Дается
представление об археологии как науке и
археологах, занимающихся изучением далёкого
прошлого Земли и человечества.
То, что мы с вами увидели, относится к
вещественным источникам. А к каким источникам
исторического знания можно отнести книги,
газеты, журналы, старые письма, дневники,
школьные записи? Это все письменные источники
исторического познания.
Рассмотрите фотографии и открытки, где
изображены одежда и предметы быта. К каким
источникам мы можем отнести изображенные здесь
вещи? (Учащиеся знакомятся с наукой этнографией).
Изучение третьего вопроса плана. На уроках
истории древнего мира мы будем изучать зарю
человеческого общества. Если всю историю
человечества представить в виде метровой ленты,
то 99 сантиметров приходится на историю
первобытного общества, а только один сантиметр -
на все последующие этапы развития. Почему? Мы
будем искать ответы на этот вопрос на наших
уроках. Мы увидим, как рождались и исчезали
народы, возникали и гибли государства. Что нам
поможет в поисках? Конечно же карта и атлас,
учебник, хрестоматия и книга для чтения по
истории древнего мира, а также художественная
литература, имеющаяся в школьной библиотеке.
(Выступление школьного библиотекаря с кратким
обзором имеющейся в школьной библиотеке
художественной литературы.)
Затем класс делится на творческие группы "юных
исследователей”. Каждой группе дается задание:
- Как нам будет помогать учебник в изучении курса
истории?
- Какие подсказки может дать историческая карта и
чем она отличается от карты географической?
- Чему мы сможем научиться, выполняя задания
контурной карты?
- Для чего нужны хрестоматия и книга для чтения по
истории древнего мира?
- Какие источники знаний мы можем привлечь на
уроках истории для углубления нашего
исторического познания?
В течение 10 минут учащиеся работают
самостоятельно, затем идет проверка
самостоятельной работы.
В конце урока учитель показывает образец
рабочей тетради по истории.
При подведении итога урока учитель просит
поделиться мыслями о тех открытиях, которые
сделали учащиеся на уроке истории.
Домашнее задание тоже необычно: необходимо
рассказать родителям о своих открытиях на уроке
и попробовать изобразить урок в красках.
Вариант 2
Проводится интегрированный урок. На него
приглашаются учителя, которые будут преподавать
в данном классе географию, биологию, математику;
(вариант интеграции - история + география +
биология; история + биология + математика). В
течение 10 минут учителя увлекательно показывают
связь истории с их предметами. Здесь и
увлекательное путешествие в мир чисел
(возникновение математической науки, как считали
древние египтяне или индийцы, показать роль
математических знаний при строительстве
пирамид, ирригационных систем, работы сборщиков
налогов и т.д.)
Преподаватель географии может рассказать о
представлении древних людей о Земле и сравнить
их с сегодняшним познанием мира.
Учитель биологии может познакомить ребят
со следующими рассказами:
"Некий китайский врач навещает больного и
прописывает ему необычное лекарство. Тот
морщится и не желает пить непривычный настой.
- Фу, какая гадость! Оно горчит и вяжет во рту, да
и запах имеет странный…
- Лекарство редко бывает приятным на вкус, -
убеждает врач, - но оно вернет тебе силы и поможет
встать на ноги. Его целебные силы велики: попомни
мои слова, за этим питьём большое будущее.
Древний врач оказался прав; в наши дни настой,
который когда-то считался в Китае лекарством,
любят пить ежедневно миллионы человек во всем
мире”
Пробовали ли вы этот настой? Как он называется?
И учитель может увлекательно рассказать
историю чая. Здесь может также прозвучать и
увлекательнейший рассказ о том, как человек
научился печь хлеб. Это творчество учителя.
Учитель истории, который является
связующим звеном между учителями-предметниками
и их рассказами, завершает урок вопросами:
- Что такое история?
- Как люди узнают о жизни людей в далеком прошлом?
- Что нам сможет помочь при изучении истории?
- С какими историческими источниками знания о
прошлом человечества вы познакомились на уроке?
Вариант 3
Урок проводится с использованием
частично-поискового, исследовательского,
проблемного методов обучения.
Учащиеся делятся на группы (на 5 - 6 групп по 4 - 5
человек, в зависимости от численности детей в
классе). На глубокое знакомство времени нет.
Поэтому проводим игру-тест. Каждая группа
получает конверт, где находится мозаика. Это
обыкновенный квадрат цветной бумаги,
разрезанный произвольно. В течение 1 минуты
ребята должны собрать квадрат и получить
какую-то историческую картинку. Наблюдая за
работой каждой группы, можно сделать вывод, кто
какую роль играет в данной малой группе: кто есть
лидер, организатор, исполнитель и т.д. Затем,
исходя из наблюдения, назначается руководитель
группы и дается задание. Группы работают с
открытками, текстовым, иллюстративным
материалом, атласом, исторической и
географической картами, учебником, отвечая на
вопросы, предложенные в варианте 1. Затем детям
можно предложить немного занимательного
материала. Например: "Чем были знамениты
повара древнеегипетских фараонов?" или "Чем
и как лечились древние финикийцы?". Можно
увлекательно рассказать, чем болел и как лечился
первобытный человек.
Затем ребятам можно предложить
пофантазировать:
- О чем бы ты спросил, если бы встретил…
- Мы оказались у стен древнего города…
- Путешествуя с помощью "Суперкниги”, мы
оказались…
- Мы находимся в краеведческом музее, где видим…
Завершить урок может игровой тест "Кто
быстрее?”, вопросы для которого можно взять в
дидактических материалах по истории древнего
мира.
Учитель может выбрать любой из трех вариантов
первого урока, но итог каждого урока должен
показать, насколько дети четко себе
представляют, что учитель является главным
помощником на пути долгого сотрудничества и
соавторства на уроке истории.
|