Пятница, 26.04.2024, 19:43                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

Бородинское сражение (занятие элективного курса "Дни воинской славы")
19.06.2012, 19:22
Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина.

М.Ю.Лермонтов

Задача: используя информационно-коммуникативные технологии, привлечь внимание учащихся к изучению темы, активизировать их познавательную деятельность.

Цели:

  1. расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России;
  2. развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное;
  3. воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа.

Оборудование:

  1. карта "Отечественная война 1812 г.”;
  2. презентация "Бородинское сражение”;
  3. документы об Отечественной войне 1812 г.;
  4. фотографии М.И.Кутузова, Барклая де Толи, П.И.Багратиона.

Ход занятия

Основные, структурные элементы урока

Время

Содержание и приемы работы

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

1 мин

Организация учащихся класса на работу.

 

2. Переход к изучению нового материала

1 мин

Вступительное слово учителя: Мы продолжаем с вами знакомство с величайшими сражениями в истории России. А вот о каком сражении мы будем говорить сегодня, вы скажете мне сами. Послушайте небольшое стихотворение:

Гроза 12-го года настала на Руси,
Когда на нашу землю вторглись
Французские полки.
И бой французам дали
На поле у Москвы.
И победила Русь святая
Всем силам вопреки.

Хайбалиева О.В.

Учащиеся определяют, что речь идет о Бородинском сражении.

3. Постановка проблемной задачи

1,5 мин

Учитель: Да, сегодня мы с вами поговорим о Бородинском сражении, которое состоялось 26 августа 1812 г. (1 слайд презентации). Вот, что интересно, Бородинскую битву и русские, и французы считают своей победой и до сих пор это является спорным вопросом. Давайте с вами выясним, чья же это была победа: России или Франции? (2 слайд презентации)

 

4. Составление плана работы на уроке.

5 мин.

Учитель: Нам необходимо, ребята, с вами составить план работы по изучению Бородинского сражения. Как вы думаете, что необходимо рассмотреть вначале.

В ходе беседы составляется план занятия (3 слайд):

1. Военные силы сторон.

2. Ход Бородинского сражения.

3. Герои Бородино.

4. Итоги и значение битвы.

Учащиеся отмечают, что сначала необходимо рассмотреть силы воюющих сторон. Затем можно переходить к изучению хода сражения и героям битвы. В конце изучения необходимо сделать вывод об итогах сражения и его значении.

5. Вступительное слово о войне 1812 г.

6 мин.

Учитель кратко знакомит учащихся с началом Отечественной войны 1912 г. (5, 6, 7 слайды презентации)

 

6. Работа по 1 пункту плана "Военные силы сторон”

6 мин.

Учитель организовывает работу с таблицей "Военные силы сторон” (слайд 8)

Учитель должен отметить, что, несмотря на превосходство в силах, у русских многие войска были необучены военному делу, это давало преимущество Наполеону, именно поэтому у него остался неиспользованным резерв.

Ученики отмечают, что сил у русских войск было больше, чем у Наполеона.

7. Работа по 2 пункту плана "Ход Бородинского сражения”

8 мин.

Учитель с помощью презентации объясняет учащимся ход сражения (9 – 12 слайды).

Работа учащихся с документами о сражении (Приложение 1).

Затем проводится работа с документами и учащимся предлагается поиграть в игру "Чистая доска”:

1. О чем свидетельствуют документы, с которыми вы познакомились?

2. Как в бою себя вели русские воины?

3. Как в бою вели себя французы?

4. Что отличало русских и французов в этом сражении?

Учащиеся работают с документами и отвечают на вопросы:

1. Учащиеся отмечают, что сражение было ожесточенным.

2. Русские стояли насмерть, "с неподвижностью твердейших стен”.

3. Французы воевали отчаянно, несмотря на большие потери.

4. Их различали цели: русские отстаивали свободу своей Родины, Москву, а французы стремились "загребсти сокровища, им обещанные, и насладиться всеми утехами жизни в древней знаменитой столице”.

8. Работа по 3 пункту плана "Герои Бородино”

2 мин.

Учитель кратко знакомит учащихся героями не только Бородинского сражения, но и всей Отечественной войны 1812 г. (слайды 13)

 

9 Решение проблемного вопроса.

3 мин.

Организовывается работа с документами (Приложение 2) для ответа на вопрос, поставленный в начале занятия: чья же это победа: Франции или России?

Учащиеся, знакомясь с выдержками из документов, приводят различные точки зрения о том, кому принадлежит победа в Бородинском сражении, но в итоге приходят к выводу, что все-таки это была победа русской армии, России.

10. Работа по 4 пункту плана "Итоги и значение битвы”

Рефлексия

6,5 мин

Беседа с учащимися по вопросам:

1. Какой вывод мы можем сделать о значении Бородинского сражения?

2. Как вы думаете, можно ли было избежать этого сражения?

3. Были ли в истории нашей страны аналогичное событие?

Учащиеся отвечают, что битва показала силу русской армии, убедила русских солдат, что они могут разгромить противника, несмотря на то, что Наполеон считался непобедимым.

Учащиеся отвечают, что Наполеон стремился к генеральному сражению, надеясь в нем разгромить русскую армию, и Кутузов понимал, что отходить бесконечно русские не могут, позади была Москва, которую надо было защитить. По третьему вопросу ученики могут привести пример начала Великой Отечественной войны – битва за Москву.


Приложение 1

Бородинское сражение.

 

Документ 1

 

«Французы метались с диким остервенением; русские стояли с неподвижностью твердейших стен. Одни стремились дорваться до вожделенного конца всем трудам и дальним походам, загребсти сокровища, им обещанные, и насладиться всеми утехами жизни в древней знаменитой столице; другие помнили, что заслоняют собою сию самую столицу, сердце России и мать городов. Многие батареи до десяти раз переходили из рук в руки. Бомбы, ядра и картечи летали здесь так густо, как обыкновенно летают пули: а сколько здесь пролетело пуль!.. Вечер наступал, и неприятель начал укло­няться. Русские устояли... Они сражались под отечественным небом и стояли на родной земле».

Русский офицер Ф.Н. Глинка

Документ 2

 

«На левом фланге происходила жесточайшая битва; русские му­жественно держались в окопах. Французы на каждый шаг вперед платили несметною потерей людей. Нельзя не удивляться отчаянию, с каким они лезли на смерть; нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались, удерживая стремление превосходящих сил неприятеля. Тут открылось передо мною обширное поле сра­жения. Я видел, как наша пехота в густых массах сходилась с неприя­тельскою; видел, как, приближаясь одна к другой, пускали оне баталь­ный огонь, развертывались, рассыпались и наконец исчезали; на месте оставались только убитые, а возвращались раненые. Другие колонны опять сходились и опять таким же образом исчезали. Пехота неприя­тельская лезла на вал со всех сторон и была опрокидываема штыками русских в ров, который наполнялся трупами убитых; но свежие колон­ны заступали места разбитых и с новою яростию лезли умирать; наши с равным ожесточением встречали их и сами падали с врагами».

Русский офицер И. Т. Радожицкий

Документ 3

 

«Я участвовал не в одной кампании, но никогда еще не участвовал в таком кровопролитном деле и с такими выносливыми солдатами, как русские».

Французский офицер Франсуа

 

Документ 4

 

«Внутренность редута была ужасна; трупы были навалены друг на друга, и среди них было много раненых, криков которых не было слышно; всевозможное оружие было разбросано на земле; все амбра­зуры разрушенных наполовину брустверов были снесены, и их можно было только различить по пушкам, но большинство последних было опрокинуто и сорвано с разбитых лафетов. Я заметил среди этого беспорядка труп русского артиллериста, у которого было три ордена в петлице: казалось, что храбрец еще дышит; в одной руке он держал обломок сабли, а другой крепко обнимал пушку, которой так хорошо послужил. Неприятельские солдаты, занимавшие редут, предпочли погибнуть, чем сдаться».           

Французский офицер Лабом

 

Документ 5

 

«Бой пехотный, ручной, на штыках, кавалерийские атаки, ар­тиллерийский непрерывный огонь... Убитые и раненые падали с обеих сторон, по ним скакали орудия и кавалерия и давили раненых; груды, горы убитых лежали на пространстве четырех верст.



Приложение 2

Кто победил  в Бородинской битве? Мнение историков

 

Документ 1

 

 « Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву».

Б.С.Абалихин

Документ 2

 

«Победа моральная была бесспорна. А в свете дальнейших собы­тий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем фран­цузской».

Е.В. Тарле

Документ 3

 

«То была победа нравственная, но еще оставалась нерешенной задача материальной победы над вторгнувшейся в Россию армией».

А.З.Манфред

Документ 4

 

«Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции».

НА. Троицкий

Мнение современников

 

Документ 5

 

«Французская армия расшиблась о русскую армию».

А. П. Ермолов

Документ 6

 

«Из всех, моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Наполеон

Мнение писателя

 

Документ 7

 

«Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа... Прямым следствием Бородинского сражения было бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Фран­ции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника».

Л.Н. Толстой

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 2476 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru