Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.
М.Ю.Лермонтов
Задача: используя
информационно-коммуникативные технологии,
привлечь внимание учащихся к изучению темы,
активизировать их познавательную деятельность.
Цели:
- расширить и закрепить знания учащихся об одном
из самых величайших сражений в истории России;
- развивать навыки учащихся работы с картой,
документами, умения выделять главное;
- воспитывать чувство гордости и любви к Родине
на примерах подвига российского народа.
Оборудование:
- карта "Отечественная война 1812 г.”;
- презентация "Бородинское сражение”;
- документы об Отечественной войне 1812 г.;
- фотографии М.И.Кутузова, Барклая де Толи,
П.И.Багратиона.
Ход занятия
Основные, структурные
элементы урока |
Время |
Содержание и приемы работы |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
1 мин |
Организация учащихся класса
на работу. |
|
2. Переход к изучению нового
материала |
1 мин |
Вступительное слово учителя:
Мы продолжаем с вами знакомство с величайшими
сражениями в истории России. А вот о каком
сражении мы будем говорить сегодня, вы скажете
мне сами. Послушайте небольшое стихотворение:
Гроза 12-го года настала на Руси,
Когда на нашу землю вторглись
Французские полки.
И бой французам дали
На поле у Москвы.
И победила Русь святая
Всем силам вопреки.
Хайбалиева О.В. |
Учащиеся определяют, что речь
идет о Бородинском сражении. |
3. Постановка проблемной
задачи |
1,5 мин |
Учитель: Да, сегодня мы с вами
поговорим о Бородинском сражении, которое
состоялось 26 августа 1812 г. (1 слайд
презентации). Вот, что интересно, Бородинскую
битву и русские, и французы считают своей победой
и до сих пор это является спорным вопросом.
Давайте с вами выясним, чья же это была победа:
России или Франции? (2 слайд презентации) |
|
4. Составление плана работы на
уроке. |
5 мин. |
Учитель: Нам необходимо,
ребята, с вами составить план работы по изучению
Бородинского сражения. Как вы думаете, что
необходимо рассмотреть вначале.
В ходе беседы составляется план
занятия (3 слайд):
1. Военные силы сторон.
2. Ход Бородинского сражения.
3. Герои Бородино.
4. Итоги и значение битвы. |
Учащиеся отмечают, что
сначала необходимо рассмотреть силы воюющих
сторон. Затем можно переходить к изучению хода
сражения и героям битвы. В конце изучения
необходимо сделать вывод об итогах сражения и
его значении. |
5. Вступительное слово о войне
1812 г. |
6 мин. |
Учитель кратко знакомит
учащихся с началом Отечественной войны 1912 г. (5, 6, 7
слайды презентации) |
|
6. Работа по 1 пункту плана
"Военные силы сторон” |
6 мин. |
Учитель организовывает
работу с таблицей "Военные силы сторон” (слайд 8)
Учитель должен отметить, что, несмотря
на превосходство в силах, у русских многие войска
были необучены военному делу, это давало
преимущество Наполеону, именно поэтому у него
остался неиспользованным резерв. |
Ученики отмечают, что сил у
русских войск было больше, чем у Наполеона. |
7. Работа по 2 пункту плана
"Ход Бородинского сражения” |
8 мин. |
Учитель с помощью
презентации объясняет учащимся ход сражения (9 –
12 слайды).
Работа учащихся с документами о
сражении (Приложение 1).
Затем проводится работа с документами
и учащимся предлагается поиграть в игру "Чистая
доска”:
1. О чем свидетельствуют документы, с
которыми вы познакомились?
2. Как в бою себя вели русские воины?
3. Как в бою вели себя французы?
4. Что отличало русских и французов в
этом сражении? |
Учащиеся работают с
документами и отвечают на вопросы:
1. Учащиеся отмечают, что сражение было
ожесточенным.
2. Русские стояли насмерть, "с
неподвижностью твердейших стен”.
3. Французы воевали отчаянно, несмотря
на большие потери.
4. Их различали цели: русские
отстаивали свободу своей Родины, Москву, а
французы стремились "загребсти сокровища, им
обещанные, и насладиться всеми утехами жизни в
древней знаменитой столице”. |
8. Работа по 3 пункту плана
"Герои Бородино” |
2 мин. |
Учитель кратко знакомит
учащихся героями не только Бородинского
сражения, но и всей Отечественной войны 1812 г.
(слайды 13) |
|
9 Решение проблемного
вопроса. |
3 мин. |
Организовывается работа с
документами (Приложение 2) для ответа на вопрос,
поставленный в начале занятия: чья же это победа:
Франции или России? |
Учащиеся, знакомясь с
выдержками из документов, приводят различные
точки зрения о том, кому принадлежит победа в
Бородинском сражении, но в итоге приходят к
выводу, что все-таки это была победа русской
армии, России. |
10. Работа по 4 пункту плана
"Итоги и значение битвы”
Рефлексия |
6,5 мин |
Беседа с учащимися по
вопросам:
1. Какой вывод мы можем сделать о
значении Бородинского сражения?
2. Как вы думаете, можно ли было
избежать этого сражения?
3. Были ли в истории нашей страны
аналогичное событие? |
Учащиеся отвечают, что битва
показала силу русской армии, убедила русских
солдат, что они могут разгромить противника,
несмотря на то, что Наполеон считался
непобедимым.
Учащиеся отвечают, что Наполеон
стремился к генеральному сражению, надеясь в нем
разгромить русскую армию, и Кутузов понимал, что
отходить бесконечно русские не могут, позади
была Москва, которую надо было защитить. По
третьему вопросу ученики могут привести пример
начала Великой Отечественной войны – битва за
Москву. |
Приложение 1
Бородинское сражение.
Документ
1
«Французы
метались с диким остервенением; русские стояли с неподвижностью твердейших
стен. Одни стремились дорваться до
вожделенного конца всем трудам и дальним походам, загребсти сокровища, им обещанные, и насладиться всеми
утехами жизни в древней знаменитой
столице; другие помнили, что заслоняют собою сию самую столицу, сердце России и мать городов. Многие батареи до десяти раз переходили из рук в руки. Бомбы, ядра
и картечи летали здесь так густо, как
обыкновенно летают пули: а сколько здесь пролетело пуль!.. Вечер
наступал, и неприятель начал уклоняться.
Русские устояли... Они сражались под отечественным небом и стояли на родной
земле».
Русский офицер Ф.Н. Глинка
Документ 2
«На левом фланге происходила жесточайшая битва;
русские мужественно держались в окопах. Французы на каждый шаг вперед платили несметною потерей людей.
Нельзя не удивляться отчаянию, с каким они лезли на смерть; нельзя не
удивляться присутствию духа русских, с каким
они защищались, удерживая стремление превосходящих сил неприятеля. Тут
открылось передо мною обширное поле сражения. Я видел, как наша пехота в густых массах сходилась с неприятельскою;
видел, как, приближаясь одна к другой, пускали оне батальный огонь,
развертывались, рассыпались и наконец исчезали; на месте оставались только убитые, а возвращались раненые.
Другие колонны опять сходились и
опять таким же образом исчезали. Пехота неприятельская лезла на вал со всех
сторон и была опрокидываема штыками русских
в ров, который наполнялся трупами убитых; но свежие колонны заступали места разбитых и с новою яростию
лезли умирать; наши с равным
ожесточением встречали их и сами падали с врагами».
Русский офицер И. Т. Радожицкий
Документ 3
«Я участвовал не в одной кампании, но никогда еще
не участвовал в таком кровопролитном деле и с такими выносливыми солдатами, как
русские».
Французский офицер Франсуа
Документ 4
«Внутренность редута была ужасна; трупы были
навалены друг на друга, и среди них было много раненых, криков которых не было
слышно; всевозможное оружие было разбросано на земле; все амбразуры
разрушенных наполовину брустверов были снесены, и их можно было только
различить по пушкам, но большинство последних было опрокинуто и сорвано с
разбитых лафетов. Я заметил среди этого беспорядка труп русского артиллериста,
у которого было три ордена в петлице: казалось, что храбрец еще дышит; в одной
руке он держал обломок сабли, а другой крепко обнимал пушку, которой так хорошо
послужил. Неприятельские солдаты, занимавшие редут, предпочли погибнуть, чем
сдаться».
Французский офицер Лабом
Документ 5
«Бой
пехотный, ручной, на штыках, кавалерийские атаки, артиллерийский непрерывный огонь... Убитые и раненые падали с обеих сторон, по ним скакали орудия и кавалерия и
давили раненых; груды, горы убитых
лежали на пространстве четырех верст.
Приложение 2
Кто
победил в Бородинской битве? Мнение историков
Документ 1
« Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец
намеревался разгромить русскую армию
и заставить Россию заключить выгодный для
него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву».
Б.С.Абалихин
Документ 2
«Победа
моральная была бесспорна. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось
русской победой все-таки большей, чем французской».
Е.В. Тарле
Документ 3
«То была
победа нравственная, но еще оставалась нерешенной задача
материальной победы над вторгнувшейся в Россию армией».
А.З.Манфред
Документ 4
«Действительно, с точки зрения материальной,
Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской
позиции».
НА. Троицкий
Мнение
современников
Документ 5
«Французская
армия расшиблась о русскую армию».
А. П.
Ермолов
Документ 6
«Из всех, моих сражений самое страшное то, которое
я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские
стяжали право быть непобедимыми».
Наполеон
Мнение
писателя
Документ 7
«Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа...
Прямым следствием Бородинского сражения было бегство Наполеона
из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель
500-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на
которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего
духом противника».
Л.Н.
Толстой |