Долгие годы считалось, что главная задача учителя – передать
ученикам знания, обеспечить и проконтролировать их усвоение. Однако
результаты различных исследований продемонстрировали трудности
российских школьников в решении сугубо практических задач, требующих
применения знаний из самых разных областей науки одновременно, а иногда
и просто здравого смысла, умения рассуждать и аргументировать своё
мнение.
Модернизация российского образования, осуществляемая в настоящее
время, ставит своей целью овладение набором компетенций, необходимых
для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе.
Задача новой школы – научить учиться и научить думать, научить
ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом
получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения
поставленной цели. А формирование компетенций происходит в процессе
практической деятельности. Поэтому необходимо системное внедрение
активных форм обучения в школе.
Система активных форм обучения на уроках истории, внедряемая в
течение нескольких последних лет многообразна. Но особого внимания
заслуживают две формы – групповая практическая работа (командная
развивающая игра, деловая игра) и индивидуальная практическая работа
(практикум-тест, практикум по решению познавательных задач). Так как в
настоящее время приоритетной задачей урока истории становится обучение
приёмам поиска исторической информации и работы с ней в процессе
решения познавательных и практических задач различной сложности,
развитие навыков делового и личного общения, самостоятельной и
командной работы.
Один из вариантов решения этой задачи – использование групповой формы
обучения на уроках. Работа в малой группе способствует эффективному
усвоению новой и актуализации уже имеющейся информации, отработке
учебных умений. Групповая работа обеспечивает высокую мотивацию детей к
изучению прошлого, установлению связей между прошлым и настоящим,
развивает деятельностно-коммуникативные навыки, улучшает
психологический климат в классе.
Можно выделить несколько общих принципов, при соблюдении которых
групповая практическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной:
1) Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным,
т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а
периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный
эффект. Оптимальный вариант – полноценные, интенсивные занятия в малых
группах равномерно в течение учебного года, по 1-2 занятия в каждом
крупном тематическом блоке.
2) Групповая практическая работа особенно эффективна на уроке,
посвящённом закреплению и углублению новых знаний или отработке умений и
навыков, на повторительно-обобщающем уроке, а также на уроке изучения
нового материала, если этот материал хорошо известен ученикам помимо
школьного урока истории.
3) Группы должны формироваться с учётом психологических особенностей данного класса.
4) Оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки
его личной деятельности и деятельности группы в целом. Недопустимо
выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их
личного участия в работе. В конце урока должно быть обсуждение оценки
работы каждого ученика сначала самой группой, а потом обоснование
каждой оценки перед классом. Каждый ученик, оценивая работу других,
человек обязательно оценивает и свою работу. Тем самым ученик получает
возможность не просто познавать, но и познавать самого себя.
В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие
в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – деловые игры и
семинары.
Не менее важна также индивидуальная практическая работа. Она
содействует развитию абстрактно-логического мышления, обеспечивает
усвоение главного в изучаемом материале, постоянную актуализацию и
применение уже имеющихся знаний и навыков, способствует приобретению
новых компетенций, позволяют осмыслить уже известное по-новому,
индивидуализируют процесс обучения, помогает организовать постоянный,
глубокий и всесторонний мониторинг качества обучения.
Система индивидуальных заданий по истории, имеет некоторые общие
условия, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической
работы, как на уроке, так и дома:
1) Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно,
особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и
готовит к новому формату экзаменов.
2) Индивидуальная практическая работа (практикум) наиболее
целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и
развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания
(естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим).
3) Необходимо использовать задания разных уровней сложности – от узнавания до оценки (по классификации Блума*),
причём уровень сложности должен постепенно повышаться и в пределах
одного практикума, и, естественно, от класса к классу. Кроме того,
необходимо различать как базовый и профильный уровни изучения предмета,
так и индивидуальные возможности разных учеников.
4) Важнейшая задача индивидуальной практической работы – обучение
навыкам работы с текстом (от учебника – к историческому источнику,
научной или публицистической статье). Ученики учатся понимать
исторический текст, различать его виды, анализировать содержащуюся в
тексте информацию, делать выводы, различать точки зрения, формулировать
и аргументировать своё мнение.
Алгоритм планирования индивидуальной практической работы как формы урока:
А. Определение целей и отбор материала:
- Определение области ранее полученных знаний, которые должны быть применены в процессе самостоятельной работы.
- Определение области новых знаний, которые должны быть получены в процессе самостоятельной работы.
- Выделение главного в изучаемом материале.
- Определение тех мыслительных операций и учебных умений, которые должны развиваться в процессе самостоятельной работы.
- Формулировка цели урока для учителя в соответствии с местом и ролью изучаемой темы в курсе истории.
- Отбор основного материала для изучения в форме самостоятельной
практической работы (возможны и даже желательны, особенно в старших
классах, комбинированные варианты).
- Формулировка цели самостоятельной практической работы для учащихся.
Б. Основной материал для изучения:
- Документ (исторический источник, научный, публицистический или художественный текст)
- Текст учебника
- Видео- или аудиоматериал
- Историческая карта, картина
В. Технология создания раздаточного материала
- Подбор заданий, направленных на воспроизведение и первичное осмысление изучаемого материала.
- Подбор заданий, направленных на установление связей между ранее полученными и новыми знаниями, анализ изучаемого материала.
- Подбор заданий обобщающего и оценочного характера, позволяющих
творчески осмыслить изучаемый материал, научиться формулировать и
аргументировать собственное мнение.
В практике необходимо использовать активные формы учебных занятий
(дебаты, деловые игры, командные развивающие игры, конференции,
семинары). Причём использовать их надо дифференцированно, учитывая
возраст, уровень знаний и навыков обучаемых.
Так в младших классах целесообразно применять увлекательные командные
развивающие игры: «Жизнь первобытных людей глазами историка»,
«Библейские сказания», «Поэмы Гомера», по истории Древнего мира «По
страницам прошлого» и т.п.. В 8 классе проводим семинары «Почему не
удалась реформа М.М. Сперанского?», «Прав ли маркиз де Кюстин?»,
деловые игры по теме «Отмена крепостного права», «Экономика и общество
пореформенной России» и др. В 10 классе интересно проходит деловая
игра «Альтернативы Смутного времени»; в 11 классе – семинар «Октябрь
1917 г.: революция, переворот или …?», деловые игры «Модернизация
России в начале ХХ в.: пути, достижения, проблемы», «Политические
партии России в 1917 г.» и т.д.
В настоящее время активные формы обучения приобретают особое
значение. Они позволяют обеспечить свободное владение предметом,
развивают самостоятельность мышления и особенно историческую интуицию.
В связи с этим целесообразна следующая структура изучения любого тематического блока в 10-11 классах:
- вводная лекция с элементами беседы;
- практикум-обучающий тест (предусмотрено свободное использование любых доступных источников информации);
- практикум по решению познавательных задач;
- в завершение – семинар, деловая игра или дебаты.
Такая методика обучения позволяет добиваться прочного усвоения
исторических фактов без механического заучивания, расширяет круг
используемых учениками источников информации, вовлекает в работу каждого
ученика на доступном ему уровне сложности. А главное – учащиеся
самостоятельно устанавливают разнообразные логические связи между
историческими событиями и явлениями, воспринимают исторический процесс
во всём его многообразии, высказывают аргументированные суждения по
поводу изучаемого материала.
Вывод: системное внедрение активных форм обучения на
уроках истории позволяет эффективно развивать ключевые компетенции,
связанные с поиском и практическим применением исторической информации.
* Классификация Блума:
№ |
Уровни учебных целей |
Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня |
1. |
Знание
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до целостной теории. |
воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
объясняет факты, правила, принципы; |
2. |
Понимание
Показателем понимания может быть преобразование материала из
одной формы выражения – в другую, интерпретация материала, предположение
о дальнейшем ходе явлений, событий. |
– преобразует словесный материал в математические выражения;
– предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. |
3. |
Применение
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. |
– применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
– использует понятия и принципы в новых ситуациях. |
4. |
Анализ
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура |
– вычленяет части целого;
– выявляет взаимосвязи между ними;
– определяет принципы организации целого;
– видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
– проводит различие между фактами и следствиями;
– оценивает значимость данных. |
5. |
Синтез
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. |
– пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
– предлагает план проведения эксперимента или других действий;
– составляет схемы задачи. |
6 |
Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. |
– оценивает логику построения письменного текста;
– оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
– оценивает значимость того или иного продукта деятельности. |
|