Здоровьесберегающие технологии в образовании — это организация
учебно-воспитательного процесса таким образом, при котором достижение
положительного результата в обучении осуществляется без переутомления и
утраты здоровья и учащихся, и учителей. Прогнозируемая модель личности
современного школьника— это духовно, нравственно и физически здоровая
личность, образованная, творческая, адаптированная к условиям
нестабильного социума.
Сохранение здоровья школьников начинается с расписания уроков. При
его составлении учитывается, что оптимальное восприятие учебного
материала происходит на вторых-четвёртых уроках. Поэтому, используя
элементы технологии В.Ф. Шаталова, которая служит здоровьесбережению, на
последних уроках можно добиваться внимания и сосредоточенности
учащихся, применяя работу в парах, «вертушках», используя две доски,
интерактивную доску и т.д. Написание писем, стихов, рассказов
используется как способ разрядки эмоционального напряжения. Равным
образом действует и смех, несовместимый с волнением и тревожностью и
служащий средством уменьшения действия стресса. Воздействие музыки также
может быть «допингом», восполняющим эмоциональную недостаточность.
Сохранению здоровья способствует применение системы игровых заданий.
Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой
системе: покажи, на что похожа эта буква, на звук какого животного или
явления похож данный звук, изобрази своё настроение, отношение к уроку и
др. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и
формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно
воспринимать происходящее.
В игре, независимо от сознания ребёнка, работают
различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Обязательно
провожу две зарядки на уроке: для глаз и различных групп мышц. На
нервную систему при стрессовых ситуациях благотворно влияет фонетическая
зарядка, например, пропевание гласных звуков в определенной
последовательности:
и, о, а, о, и, а, е, о, а, я, о, а.
Часто на уроках использую элементы драматизации с появлением
литературных и театральных героев. Таким образом, учащиеся
обеспечиваются физическими движениями во время напряжённого урока.
Здоровьесбережению служат индивидуальная работа учителя с учениками
на различных этапах урока, уроки с использованием валеологического
аспекта, формирующие внимательное отношение учащихся к своему организму,
воспитывающие понимание ценности человеческой жизни, закладывающие
основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь других.
Не менее важными аспектами в своей работе считаю применение
диагностических методов исследования для возможной организации на уроке
коррекции здоровья детей, организацию работы по правильному формированию
отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
Из моего 25-летнего опыта преподавания иностранного языка
в школе могу сказать, что именно на уроках иностранного языка учитель
имеет уникальнейшую возможность планировать
и вести урок, обучая и воспитывая духовно, нравственно и физически.
Авторы действующих УМК по иностранному языку позаботились, чтоб у
учителя была возможность и варьировать учебный материал, и исключать
какие- то разделы без ущерба для образования. Учебные темы по валеологии
предусмотрены в каждом классе: «Мой режим дня», «В здоровом теле —
здоровый дух», «Как ты заботишься о своём здоровье», «Что ты ешь»,
«Проблемы подростков», «Как ты выглядишь»… вот где простор для
творчества учителя.
«Не надо бояться того, что, заботясь о предоставлении ребёнку радости
жизни, мы можем разрушить урок, подменить учебную работу
развлекательностью, … а именно эти отступления наполняют их последующую
деятельность на уроке важным для них смыслом», — говорил об учебной
деятельности школьников Л.В. Занков. Не удивишь — не научишь! На земле
нет человека, который бы не отреагировал на мастерство. Артистизм — одно
из наиважнейших средств урока.
Если у ребёнка на моём уроке день рождения,
я обязательно поздравляю его, ребята высказывают добрые пожелания, и мы
решаем посвятить имениннику урок. Нетрудно догадаться, что дети
стараются порадовать своего одноклассника хорошей работой.
Я нахожу минуты, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче,
обменяться мнениями, подбодрить кого-то, а потом приступить к уроку.
Суть этих минут — дать положительный эмоциональный заряд, освободить от
отрицательных эмоций.
Философы давно заметили, что настроение и мироощущение счастливых
людей зависят не столько от того, каков мир вокруг них, сколько от того,
что они сами думают об этом мире. Каждое негативное переживание — будь
то агрессия против других людей или против самого себя — означает
ослабление или утрату энергетического потенциала.
«Праздник, который всегда с тобой» — так назвал один из своих романов
Эрнест Хемингуэй, говоря о Париже. Думается, что праздник души и
именины сердца можно сделать и в простой школе.
Деятельность учителя в нынешних условиях часто напоминает высказывание В.В. Маяковского
о том, что «для веселия планета наша мало оборудована». И тем не менее
искать и находить радость для себя и для своих детей — одна из важнейших
составляющих работы учителя. Мы не можем получать такую зарплату, какую
мы хотим и заслуживаем. Но мы можем разбудить в наших детях такую
энергию жизни, которая стоит гораздо больше, чем материальное
вознаграждение — это любовь.
Учитель, как и родитель, не умеющий радовать своих детей и вызывать у
них добрые чувства и улыбки, по большому счёту в ближайшем будущем
будет считаться профнепригодным. В школе должны быть не только
общегосударственные праздники, но свои собственные. В детском празднике
самое трудное — найти яркую идею и на её основе создать нужный сценарий.
Предлагаемая тематика детских праздников насыщает жизнь детей яркими и
положительными впечатлениями.
- «Цирк»
На новогоднем представлении в честь школьных каникул или окончания
учебного года каждый класс готовит цирковые номера, например:
«дрессированные кошки», «укротители тигров», «богатыри и силачи».
- «Всё наоборот»
Говорят, что в Англии существует клуб, в котором его члены делают всё
наоборот и живут как бы в перевёрнутом мире: носят пальто и костюмы
наизнанку, на руках — ботинки, на ногах — перчатки… Праздник «дня
наоборот» можно приурочить ко дню рождения Льюиса Кэрролла.
- «День музыки и песни»
В этот день все в школе прекращают говорить и обращаются друг к другу только речитативом.
- «День глухих и немых»
День, когда изъясняются только мимикой и жестами.
- «Праздник урожая»
Показ того, кто что сумел вырастить на своём огороде или подоконнике.
- «Праздник умельцев»
Выставка изделий, созданных детьми.
- «Праздники знаков Зодиака»
Все учащиеся из разных классов, родившиеся в данном месяце, собираются
вместе, а их товарищи зачитывают им их гороскопы. Так достигается
необходимое единение школьников разных возрастных групп.
Большими возможностями в создании атмосферы праздника обладали такие
замечательные русские народные праздники, как «Театр Петрушки»,
«Потешные панорамы», «Балаганы» и т.д. Возрождение традиций этих
праздников может украсить жизнь любой школы. Это то, что можно
противопоставить появившейся у нас недавно моде на некоторые западные
праздники типа американского «Хэллоуина». Отсутствие в школе
эмоциональной разрядки в виде яркого праздника вызывает у её
воспитанников и воспитателей синдром эмоциональной неудовлетворённости,
причиняя ущерб здоровью.
Известный врач Н.М.Амосов в книге «Раздумье о здоровье» рассматривает
здоровье не как самоцель, а лишь как условие достижения счастья в семье
и работе. Человек может быть счастлив, если он делает счастливым
другого человека и своей работой на общее благо способствует прогрессу.
Подводя итог, хочу сказать, что
современный человек обязан с детства учиться быть
здоровым, овладевать для этого различными умениями, навыками и хорошими
привычками. Задача школьного учителя — помочь ему в этом.
Здоровое поколение — здоровая Россия.
|