Мы живем в едином взаимосвязанном мире, когда размываются
национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров свободно
перемещаются в разных направлениях. Когда неизвестно,
в какой стране будет работать тот или иной человек или из какой страны
будут его партнеры — владение иностранным языком становится одной из
важнейших компетентностей современного человека. То, насколько он умеет
общаться, выразить себя, свои мысли и чувства, свое отношение, зависит,
насколько его отношения с людьми будут успешными. Ведь еще Сократ
говорил: «Скажи, чтоб я тебя увидел».
Реформы в обществе влекут за собой реформы в школе. Одно из
направлений реформирования школы — это уровневая дифференциация
образования. Понятие дифференциации часто нечетко отделяют от индивидуализации.
Жестких границ между ними действительно не существует, но при этом
следует понимать, что если индивидуализация строится на учете
индивидуальных особенностях детей, то дифференциация призвана учитывать
общие особенности, наиболее характерные для часто встречающихся типов
групп.
Различают внутреннюю и внешнюю дифференциации.
Внутренняя дифференциация учитывает индивидуальные особенности детей на
основе выделения разных уровней усвоения знаний (но не ниже базового),
применяя различные педагогические технологии: фронтальная, групповая,
коллективная и парная работа постоянного и сменного состава.
К группам внешней дифференциации, созданных на основе определенных
принципов (интересов, склонностей, темпа изучения учебного материала, по
проектируемой профессии), предъявляемые учебные требования
и содержание образования различаются.
В современных условиях, когда в школе происходит постоянный приток новых учеников, создается проблема гетерогенности — отсюда
и разноуровневость учеников, то есть внутренняя дифференциация. Это
подразумевает различный уровень общих способностей учеников:
коэффициент интеллекта, общей креативности, взаимосочетания мотиваций,
сложившихся ранее умений и навыков, умение работать самостоятельно
(самодисциплинированности), что создает ряд проблем для учителей при
организации образовательного процесса.
На мой взгляд, эти проблемы можно и нужно решать разными способами.
Так, например:
а) разнообразить темы, методы и тексты: если сегодня
материал не на нужном уровне, может быть, на следующий день они смогут
это сделать;
б) сделать задания интересными: элемент соревнования будет способствовать поддержанию интереса и желанию участвовать;
с) способствовать взаимодействию: парная работа и взаимообучение («слабые — сильные»);
д) индивидуализация (самостоятельный выбор материала);
е) персонализация (адаптация тем и вопросов под конкретную группу);
ж) использовать «обязательные +» задания: каждый
должен сделать минимум, но не ниже базового, остальные для тех, кто
может, имеет время, хочет заработать отметку;
з) использовать задания дивергентного типа,
предполагающие множество правильных ответов. Именно с таким задачами
приходится сталкиваться
в жизни: «Где жить?», «Какую профессию выбрать?», «Как общаться
с окружающими?».
Однако учителям всегда недостаточно того количества упражнений,
которые предлагаются в УМК, поэтому предлагаю учителям взять на
вооружение пять техник активных форм обучения, компенсирующих недостаток
упражнений. Приведу несколько примеров заданий активных форм обучения,
используемых мной на уроках.
Все игры не зависят от языкового уровня обучаемых, проводятся не
более пяти минут и могут быть на любую тему и на любом этапе урока:
разогреве, при обобщающем повторении, в оставшееся свободное время. Еще
одним плюсом данных видов деятельности можно назвать минимум времени на
подготовку. Но необходимо соблюдать некоторые правила: всякая критика запрещена; выдвигается только одна идея; внимательно слушай товарища.
«Мозговой штурм» — игра ассоциаций. Помимо коллективной возможна
работа в парах, группах и индивидуально; письменно и устно. «Сколько ты
можешь вспомнить/ назвать/ составить ..?», «описание картинки и работа»
по «словообразованию» (существительное — глагол — прилагательное).
В игре «Снежный ком» происходит активизация мышления и памяти. По
предложенной теме ученики составляют свои предложения, при этом
следующий ученик повторяет высказывания предыдущих и добавляет свое.
«Слабые» ученики начинают игру.
Предлагая учащимся различные задания, мы можем целенаправленно развивать
их метапредметные умения. Через развитие метапредметных умений мы можем
развивать основные компетенции учащихся — когнитивные, творческие,
организационные, коммуникативные
и мировоззренческие. |