Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование
коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это
важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых во
многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.Возрастает роль предмета «Иностранный язык», меняются
ценностные ориентиры, возникает новая система оценки достижения
планируемых результатов учащихся начальной школы. Все эти особенности
ФГОС требуют внесения изменений
в организацию обучения иностранному языку.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования второго поколения и новые примерные программы
закрепляют линию на раннее обучение, что положительно скажется на
развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей
коммуникативной компетенции учащихся, а также позволит достичь более
высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Интегративной
целью обучения иностранному языку в начальных классах является
формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника
на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности:
аудировании, говорении, чтении и письме.
Предмет «Иностранный
язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего
школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это
позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды
деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую,
познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и дает возможность
осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной
школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны
по своему характеру. Поэтому изучение предмета «Иностранный язык»
направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений об иностранном языке как средстве
общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми,
говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и
письменные тексты;
- расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение
элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам
и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном
языке на элементарном уровне;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших
школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем
психологического барьера и использования иностранного языка как средства
общения;
- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания,
мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых
ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет
проигрывания на иностранном языке, различных ролей в игровых ситуациях
типичных для семейного, бытового, учебного общения;
- духовно-нравственное воспитание школьника;
- развитие познавательных способностей, овладение умением
координированной работы с разными компонентами учебно-методического
комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным
приложением и т.д.), умением работы в группе;
- формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (в том числе ИКТ-компетентности).
Таким образом, иностранный язык как учебный предмет имеет большой
воспитательный потенциал, что в полной мере учтено при разработке
современных УМК для начальной школы, где значительное место уделено
формированию ценностных ориентиров и эстетических идеалов в соответствии
с ФГОС.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Иностранный язык»
основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, являющейся методологической основой
реализации ФГОС общего образования. В соответствии с данной концепцией
«духовно-нравственное воспитание личности гражданина России —
педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся
базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и
сложную организацию. Носителями этих ценностей являются
многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья,
культурно-территориал.
В учебном процессе российские школьники и дети стран изучаемого
языка, представлены в ситуациях, которые позволяют на доступном для
младших школьников уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей
семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о
старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его
проявлениях. Существенное место уделяется и современным проблемам
бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию
необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны,
но и всей планеты Земля, что закладывает основы формирования экологического сознания младших школьников.
Таким образом, содержание обучения иностранному языку в начальной
школе отражает базовые ценности современного российского общества и
реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу —
средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык»
В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметных результатов
осуществляется за счёт освоения предмета «Иностранный язык», поэтому
предметные результаты также сгруппированы отдельно и даются в наиболее
развёрнутой форме.
Требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных
программ для предмета «Иностранный язык» и конкретизирующие их
планируемые результаты представлены Примерной программой по иностранному
языку с учётом ведущих целевых установок изучения данного предмета.
Под личностными результатами освоения
учебного предмета понимается система ценностных отношений обучающихся — к
себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу и его результатам, сформированные в
образовательном процессе.
Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
- общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
- знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств
изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы
детской художественной литературы, традиции).
Под метапредметными результатами освоения
учебного предмета понимаются способы деятельности, применимые как в
рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких
или всех учебных предметов, которые включают в себя:.
а) освоение учащимися универсальных
учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных),
обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями,составляющими основу
умения учиться;
б) освоение учащимися межпредметных понятий.
Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные
роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать
адекватные языковые и речевые средства для успешного решения
элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- овладение умением координированной работы с разными компонентами
учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей
тетрадью, справочными материалами и т.д.).
Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык»
формируются на основе следующих требований Федерального
государственного стандарта начального общего образования второго
поколения:
- приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и
потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
- освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для
овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на
иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
- сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям
другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с детским фольклором и доступными образцами детской
художественной литературы.
В соответствии с Примерной программой по иностранному языку,
разработанной в рамках стандартов второго поколения, предметные
результаты дифференцируются по 5 сферам: коммуникативной,
познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой.
Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными
линиями и разделами предмета «Иностранный язык»: коммуникативные умения в
основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении,
письме); языковые средства и навыки пользования ими; социокультурная
осведомлённость; общеучебные и специальные учебные умения.
Коммуникативная сфера является ведущей при обучении иностранному
языку. Предметные планируемые результаты в коммуникативной сфере
представлены двумя блоками, выделяемыми на следующих основаниях:
«Выпускник научится»
включает планируемые результаты, характеризующие учебные действия,
необходимые для дальнейшего обучения и соответствующие опорной системе
знаний, умений и компетенций. Опорная система знаний определяется с
учётом их значимости для решения основных задач образования на данной
ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего
обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной
возможности их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в эту
группу включается система таких знаний, умений, учебных действий,
которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и,
во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в
принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.
Достижение планируемых результатов данного блока служит предметом
итоговой оценки выпускников начальной школы и соответствует базовому
уровню.
«Выпускник получит возможность научиться»
отражает планируемые результаты, характеризующие учебные действия в
отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную
систему и выступающих как пропедевтика по развитию интересов и
способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития. Достижения
планируемых результатов, отнесённых к данному блоку, не является
предметом итоговой оценки. Это не умаляет их роли в оценке
образовательных учреждений с точки зрения качества предоставляемых
образовательных услуг, гарантированных ФГОС, и значимости для
формирования личностных и метапредметных результатов.
Таким образом, уровневый подход к предметным результатам существенно
влияет на организацию обучения иностранному языку, что позволит учителю
планировать свою деятельность с учётом способностей и уровню обученности
детей на основе принципа дифференциации и индивидуализации обучения.
Подходы к оценке достижения планируемых результатов
ФГОС определяет требования к результатам освоения образовательной
программы начального общего образования. В связи с этим впервые в
истории российского образования разработана система оценки достижения
планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки. Система оценки
рассматривается как «сложная и многофункциональная система, включающая
как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших
школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку
результатов деятельности системы образования».
Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с
требованиями Стандарта способность обучающихся решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием
средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе
метапредметных действий. Оценка достижения этих предметных результатов
ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе
выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка
ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых
обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний
данного учебного курса, т.е. на базовом уровне.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не
само по себе освоение системы опорных знаний и способность
воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.
Основную роль в оценках по иностранному языку, характеризующих
динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их
продвижение в освоении планируемых результатов играют четвертные и
годовые контрольные работы, результаты выполнения которых объективно
покажут, достигнуты ли планируемые результаты на той или иной стадии
обучения. Эти работы включают задания на контроль сформированности
коммуникативной компетенции в четырёх в идах речевой деятельности
(говорении, аудировании, чтении, письме), а также на контроль навыков
оперирования изученными лексико-грамматическими средствами. В конце
обучения в начальной школе проводится итоговая контрольная работа,
характеризующая уровень освоения обучающимися основных формируемых
способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для
обучения на следующей ступени общего образования.
С точки зрения современных подходов к оцениванию, «оптимальным
способом организации накопительной системы оценки является портфолио
учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося,
которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных
областях».
В портфолио учеников начальной школы рекомендуется включать выборки
детских работ — формальных и творческих, выполненных как в ходе
обязательных занятий, так и в ходе факультативов; систематизированные
материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и
т.д.); материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной
(школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Портфолио — это не
только современная эффективная форма оценивания, но и действенное
средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Варианты портфолио являются одним из компонентов современных УМК по иностранному языку.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио в целом
ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных
результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки,
зафиксированной в портфолио.
Таким образом, современные подходы к оценке достижения планируемых
результатов по иностранному языку включают в себя уровневую
дифференциацию на основании накопительной системы оценивания через
портфолио. |