Урок –
динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение
точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной
группы учащихся (класса) в специально отведенном месте с учетом особенностей
каждого ученика путем использования видов, средств и методов работы, создающих
благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний
непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их
познавательных способностей ( Гальскова Н.Д.).
Урок – основная единица
образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (чаще всего 45
минут), планом работы и составом участников (Зотов Ю.Б.).
В основе
рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет
учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а, следовательно,
и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют учителя на
оптимальную структуру урока и позволяют ему упорядочить урок, повысить его
эффективность. Эта совокупность требований одновременно является и критерием
качества проведенного урока, ибо для анализа уроков нужна определенная система
эталонов, ориентиров. Разумеется, такая система требований никоим образом не
исключает творчества учителя. Напротив, она помогает направить его творчество в
правильное русло. Основные требования к уроку иностранного языка, по
мнению Г.В. Роговой и других, сводятся к следующим моментам:
―
целенаправленность урока;
―
содержательность урока;
―
активность учащегося на уроке;
―
мотивационная обеспеченность урока;
―
многообразие используемых на уроке стимулов.
На начальном этапе закладываются основы
коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и
взаимодействие детей на элементарном уровне. Важной
задачей всего курса начального обучения предмету является формирование у
учащихся навыков и умений самостоятельного решения простейших
коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме. Поскольку
на начальном этапе ставится задача создания у учащихся основ коммуникативной
компетенции, то все компоненты содержания должны быть строго минимизированы.
Содержание обучения должно стать надежной базой для изучения иностранного языка
в последующих классах средней школы.
Язык усваивается детьми как средство общения. В основе
обучения детей устному общению на начальном этапе лежит игра. Использование
различных игр (включая разгадывание загадок, кроссвордов, инсценирование
стихов, сказок, песен и т.д.) обеспечивает постоянный интерес детей к
иноязычной речевой деятельности, к предмету «Иностранный язык». Игра на
начальном этапе не только не теряет своего психологического значения, как
желаемая деятельность, но продолжает развивать психические функции ребенка,
прежде всего воображение.
Коммуникативная направленность в
обучении языку находит возможность реализации в системе игр и игровых приемов.
Не случайно на начальном этапе игровая деятельность выдвинута в качестве
ведущей. В нее входят сюжетные игры и игровые ситуации с использованием
персонажей зверей, которые являются постоянными участниками заданий. Сюжетным
играм предшествуют так называемые «предметные» игры. Они составляют основу
речеигровых действий с предметами, создают условия перехода к игре – общению, в
которой учащиеся берут на себя определенные роли. Игра и игровая атмосфера
являются основными элементами каждого занятия.
Активный процесс социализации ребенка, его
становление происходит через сюжетно-ролевые игры. Ребенок хочет быть в роли
взрослых (продавца, учителя, шофера и т.д.), он может моделировать социальные
отношения между людьми, поэтому так важны игровые приемы, опирающиеся на
потребность ребенка участвовать в делах взрослых и формирующие стремление к
самостоятельной речевой деятельности. Сюжетно-ролевые игры, где ребенок
ставится перед необходимостью на мотивационной основе что-то описать,
прокомментировать способствуют эффективности речевого общения.
Игра – драматизация способствует развитию у
ребенка творческого воображения, артистизма. Основной закон детского
творчества, его ценность состоит не в результате, не в продукте творчества, а в
самом процессе. Важно, что они создают. Творят, упражняются в творческом
воображении и его воплощении. Учителю
необходимо постоянно искать новые подходы в преподавании иностранного
языка, находить такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность
обучаемых, позволили бы сделать учебный процесс качественным и в то же время
привлекательным и интересным.
Сценарий урока - праздника
немецкого алфавита
Мероприятие состоит из трёх этапов:
I.
Повторение
букв алфавита.
II.
Повторение
правил чтения, развитие навыков чтения.
III.
Развитие
умений устной речи.
I.
1.
Праздник открывает учитель немецкого языка
2. Игра – соревнование «Кто быстрее найдет
буквы?»
Представители двух команд получают по одному конверту с буквами,
раскладывают их на своем столе. Учитель называет букву немецкого алфавита,
ученик, первым нашедший карточку с нужной буквой, получает очко.
3.Игра «Угадай загаданную букву».
На магнитной доске вывешивается большая карточка с шестью разноцветными
буквами немецкого алфавита. Один из учащихся выходит из класса, а остальные
загадывают какую-нибудь из написанных букв. У вошедшего спрашивают хором: «Rate
mal! Wie heibt
der Buchstabe?». Ученик,
указывая на букву, спрашивает: «Ist das
S?» Класс отвечает «Nein» или «Ja».
Игру можно возобновить, используя другие буквы
немецкого алфавита.
B P I C R
G Q Z
H
S J V L Y
W U N
F
II. Повторение правил чтения. Развитие технических
навыков чтения.
1. Игра «Знаешь ли ты правила чтения? »
С
помощью известной для учеников считалки выбирают два участника игры от каждой команды.
На столе
перевернуты карточки с самыми трудными правилами чтения, а на доске заранее
написаны 19 слов, правильное чтение которых требует опоры на эти правила.
Учащийся, взяв любую карточку, должен объяснить правила чтения, найти слово на
доске, соответствующее определенному правилу, прочитать его, перевести и
стереть это слово с доски, например:
Ju qu
st sp ch
ie eh ih
Ig
sch je ei
s ja tsch
1.
ich 5. jetzt 9. heute
2. nein 6. jung 10. zehn
3. wie 7. Sport 11. ihr
4. es 8. stimmt 12. Tschüb
2. Игра «Составь слово!»
На
доске написаны слова с пропущенными буквами. Ученики по цепочке выходят к
доске, вставляют нужные буквы, читают и переводят слово.
S..rt Va..r
Or…lich P..agei
Deu…ch ..aurig
3. Игра «Собери разбежавшиеся
буквы!»
На
магнитной доске одну за другой вывешивают карточки с буквами, из которых надо
составить слово, например:
Eß
la nr ru le
Wi ub ug ga bg
4. Игра «Составь слово!»
Каждая
команда получает конверт с буквами немецкого алфавита. Учитель называет слово
по–русски, учащиеся составляют слово на немецком языке. Кто раньше и без ошибок
составит слово, получает очко, например:
Семья – Familie,
маленький – klein, мама – Mutter, usw.
4. Игра «Угадай на слух задуманную мною букву!»
1) nett, Bett, traurig,
trinken;
2) blau, bitte, Buch, Bruder;
3) malen, Baum, machen,
sammeln;
4) lesen, lustig, malen, leben,
laut.
III. Развитие умений устной речи.
1. Учитель заранее
заготавливает карточки для каждого ученика, где цифрами зашифрованы вопросы.
Ученики, расшифровав по таблице свой вопрос, дают на него ответ.
IV. Игра «Опиши букву!»
На
магнитной доске вывешивается яркая красная веселая буква О.
Желающий описать ее ученик выходит к доске и рассказывает примерно следующее:
Das ist ein Buchstabe. Er
heibt O. Er kommt aus ABC. Er ist rot und lustig. Er lacht.
Затем
вывешивается черная, тощая и грустная буква Т.
Второй учащийся дает ее описание:
Das ist ein Buchstabe T. Er
kommt aus ABC. Er ist schwarz und traurig. Er lacht nicht.
V.
Диалог «Знакомство».
Один
ученик выступает в роли буквы О, а другой в роли буквы Т.
VI. Весь класс
в заключении поет «Алфавитную песенку».
Таким образом, формы организации урока
имеют важное значение в процессе обучения. Применение той или иной формы урока
у учебном процессе обусловлено возрастными особенностями детей. Обобщение
педагогического опыта помогло нам определить эффективные формы уроков на
начальном этапе обучения иностранному языку. Младший школьный возраст требует
мобильности формы, частой смены видов деятельности. |