В образовательном стандарте второго поколения на первый
план выдвигаются задачи развития и воспитания личности в процессе
познания. Базовый документ ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, содержит конкретные направления развития
учащихся: в личностном плане (нравственные качества), в плане познания (общекультурная
идентичность), в учебном плане (универсальные способы действия).
Как
образовательный потенциал при изучении иностранных языков реализован в линии
УМК «Английский язык 2–11». Урок иностранного языка, пожалуй, как никакой другой, обладает
поистине огромным образовательным потенциалом. Образовательным, не
только учебным. Образование органично включает в себя и познание, и
развитие, и воспитание. Целью обучения является формирование знаний,
навыков
и умений; они же являются и содержанием обучения. У образования же
и цель, и содержание иные: цель — формирование человека, а содержание —
культура. Только усвоение культуры в широком смысле слова делает
человека Человеком.
И наш предмет обладает как раз таким потенциалом, который может в
значительной мере способствовать формированию человека как гражданина и
личности.
В основу учебников линии УМК «Английский язык» для 2–11 классов
общеобразовательных учреждений положена концепция коммуникативного
иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур».
Эта концепция полностью соответствует требованиям нового
образовательного стандарта.
В учебниках нашего УМК эти требования реализованы через четыре
глобальных аспекта иноязычного образования — познавательный
(социокультурный), развивающий, воспитательный и учебный. Хочется на
отдельном примере наглядно и, скажем так, инструментально определить
задачи урока, показать учителю, как эти аспекты выражаются в рамках
конкретного урока.
Начнем с познавательного (социокультурного) аспекта. Его цель —
овладение знаниями о культуре другого народа, включая знания о языке
как части иностранной культуры. Для этого в УМК используются различные
средства:
- отображение актуальной действительности:
- иллюстрации;
- фото;
- слайды;
- фильмы;
- компьютерные программы;
- анкеты;
- билеты;
- этикетки и т. п.;
- репродукции картин художников стран изучаемого языка;
- отрывки из текстовых произведений:
- художественной литературы;
- справочной и научно-энциклопедической литературы (путеводители, карты и т. п.);
- материалов СМИ;
- разговорный массив:
- аутентичные диалоговые тексты;
- объяснения и показ строя языка;
- речевые образцы;
- правила-инструкции;
- структурные и функциональные обобщения;
- сведения о функциях языка, его роли в жизни и мире;
- фоновые знания, содержащиеся в топонимике, пословицах, крылатых
выражениях, безэквивалентной лексике; сведения о невербальных средствах
общения и многое другое.
Урок иностранного языка всегда начинается с предъявления значимого,
интересного факта иноязычной культуры, который осознаётся учениками в
процессе чтения, аудирования, говорения и письма. Поэтому первой целью
урока является цель познавательная, то есть овладение социокультурными
знаниями. В качестве примера обратимся к формулировке целей к уроку 29
«I’m Peter Pan» из книги для учителя к учебнику «Английский язык» для 2
класса общеобразовательных учреждений авторов В.П. Кузовлева, Э.Ш.
Перегудовой, С.А. Пастуховой, О.В. Стрельниковой. (М.: Просвещение,
2011).
Lesson 29. I’m Peter Pan.
Цели урока:познавательный (социокультурный) аспект: знакомство с
Питером Пэном (Peter Pan) — героем сказки шотландского писателя Джеймса
Барри (J. Barrie), с памятниками литературным героям: the Peter Pan
Statue in London, the Alice in Wonderland Sculpture in New York, the
Fisherman and the Goldfish Sculpture in Moscow, знакомство с популярной
детской игрой «Animal? Mineral? Vegetable?».
Важно отметить, что познание иной культуры предлагается ученику в
сопряжении с родной культурой. Замечу, что нахождение различного и
схожего способствует становлению ученика как субъекта собственной,
российской культуры. Для этого в каждом цикле урока есть раздел «In your
culture».
Вторым аспектом иноязычного образования является развивающий аспект,
следовательно, развивающей должна быть и вторая цель урока. Что служит
объектами развития, какие навыки развивает учитель в данном аспекте?
Очень многие. Перечислим лишь некоторые: способность к осмысленному
восприятию, увеличение объёма внимания, непроизвольное запоминание,
антиципация структур, догадка и анализ, абстрагирование и обобщение,
логическое изложение, планирование высказывания, выражение различных
чувств, эмпатия, коммуникабельность, оценка и самооценка, имитация,
комбинирование, импровизация…
Приведём пример.
Lesson 29. I’m Peter Pan.
Цели урока:развивающий аспект: развитие способностей к языковой
догадке, имитации; развитие интонационного слуха; развитие психических
процессов и функций: внимания, памяти, мышления (мыслительные операции —
сравнение и обобщение); качества ума (самостоятельности); творческого
воображения; компенсаторных умений: использование речевого образца в
качестве опоры для построения собственного высказывания, использование
языковой догадки по аналогии с родным языком, по иллюстрациям; развитие
учебных умений (общеучебных и специальных): умений работать со
справочными материалами (англо-русским словарём, лингвострановедческим и
грамматическим справочниками); сотрудничество со сверстниками, участие в
коллективном обсуждении.
Третьей целью урока согласно воспитательному аспекту иноязычного
образования является воспитательная цель. Содержанием воспитательного
аспекта служит духовно-нравственное развитие учащихся. Согласно новой
Концепции в это содержание входят патриотизм, социальная солидарность,
гражданственность, семейные ценности, труд и творчество как ценность,
традиционные российские религии, искусство и литература, природа как
ценность и др. Основой всего этого являются базовые национальные
ценности России.
Lesson 29. I’m Peter Pan.
Цели урока:воспитательный аспект: формирование положительного
отношения к реалиям иностранной культуры, осознание своей культуры через
контекст культуры англоязычных стран; формирование представлений о
положительных и отрицательных чертах характера; воспитание
познавательных потребностей, интереса к чтению.
Наконец, четвёртый аспект иноязычного образования — учебный. Его цель
— овладение сложным умением общаться в межкультурном диалоге, которое
основано на умении говорить, аудировать, читать и писать. В связи с этим
четвёртой целью урока всегда является овладение языковыми навыками,
лежащими в основе речевых умений, либо совершенствование этих навыков,
либо развитие какого-либо умения (его качества, механизма, уровня), либо
овладение умениями собственно общения. Безусловно, объекты учебного
аспекта очень многочисленны и разнообразны, но они все чётко обозначены и
спланированы для каждого уровня в отдельности и для системы УМК в
целом.
Приведём пример.
Lesson 29. I’m Peter Pan.
Цели урока:учебный аспект: формирование лексических навыков; совершенствование грамматических и произносительных навыков.
Итак, достижение образовательных результатов возможно только в том
случае, если на каждом уроке ставятся и успешно достигаются конкретные
познавательные (социокультурные), воспитательные, развивающие и учебные
задачи, составляя в своей совокупности образовательный потенциал урока
иностранного языка.
|