На современном этапе основной акцент в обучении иностранному языку
делается на включение школьников в диалог культур. Иностранный язык
является предметом, где образная система напрямую воздействует на
ценностные ориентации личности, дает множество возможностей для
обращения к проблеме толерантности. Но необходимо строить учебный
процесс так, чтобы дети увидели всё разнообразие существующего мира,
стали принимать его многогранность и не бояться быть отличными от
других. «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а напротив, одаряю», — сказал Антуан де Сент-Экзюпери.
Тема толерантности является ведущей в тематике общения на всех
ступенях обучения, в частности, в УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.Н.
«Английский в фокусе» и Биболетовой М.З. «Английский с удовольствием»:
как научиться понимать друг друга; национальный костюм, жесты;
английская сказка «Король и сыр» об умении находить общий язык с
друзьями; традиции англоговорящих стран; деятели мировой культуры;
школьная жизнь зарубежных сверстников; межличностные конфликты и их
решение на примере отрывков из произведений художественной литературы и
др.
В данных темах заложены
огромные воспитательные возможности. Например, на уроке "We are all
people” в 6-м классе ставится задача учить детей понимать друг друга,
стараться помогать людям в разных ситуациях, делается акцент на умении
быть друзьями, правильно реагировать на поведение других людей. Урок
начинается с "Ice-break game”: учащиеся, отличающиеся типами
темперамента, рассказывают о своих чувствах, мыслях по пути в школу.
Дети выполняют упражнения с ориентацией на основные человеческие
чувства, играют в игру «Как поднять настроение друг другу» и вместе
исполняют песню о том, что все мы разные, но мы готовы быть друзьями;
будь рядом со мной и дай мне твою руку.
На уроке "Are We Different or Alike?” в 7-м классе ребята
узнают о манерах британцев и сравнивают их с правилами поведения,
принятыми в России. Вывод урока делается с использованием английской
пословицы "When in Roman do as the Romans do” (В чужой монастырь со
своим уставом не ходят). Знакомство на уроках с пословицами и
поговорками способствует приобщению учащихся к мировой культуре и к
лучшему осознанию своей собственной культуры, так как в них зафиксирован
народный опыт, неповторимость обычаев, терпимость и лояльность ко всем и
всему окружающему на нашей общей планете.
В старших классах можно проводить уроки — круглые столы на темы:
«Портрет англичанина 21 века», «Мы в глобальном сообществе», «Планета
без войн», «Толерантность или конформизм», «Стереотипы, которые мешают
жить», «Почему важна политическая корректность в отношении определённых
групп людей», «Быть непохожими и жить в гармонии», «Молодёжная культура,
музыка, мода». Но содержание используемых материалов — это только одна
сторона уроков иностранного языка.
Другими сторонами урока являются методическая система обучения и
личность учителя и его поведение. У иностранного языка как учебного
предмета есть важная особенность: мы обучаем общению, которое по самой
своей сути личностно. Учитель и ученики должны стать речевыми
партнёрами, а урок — уроком творческой дружбы. Задача учителя
расположить учащихся к обсуждению темы, проблемы; внимательно слушать
самому, учить этому учащихся; вести себя естественно, исправлять ошибки в
форме подсказки правильного ответа (мимоходом). Если учителю удаётся
успешно решить все эти задачи, то каждый урок будет уроком, формирующим
навыки коммуникативной толерантности.
Воспитательный потенциал заложен и в методах, и формах обучения.
Обучение и воспитание более эффективно, если ученики активно вовлечены в
процесс. Обязательной составляющей уроков иностранного языка должны
стать "ice breakers” — задания, которые обеспечивают активное включение
учащихся в учебный процесс. На уроках, направленных на воспитание
толерантности, можно успешно применять следующие задания "ice breakers”:
организация проблемного обсуждения, развитие критического мышления,
постановка речемыслительных задач через использование афоризмов,
высказываний, стихов, иллюстраций учащихся.
Например, урок «Моё пожелание России» начался с
высказывания "If we wish to create peace, if we want to fight against
war, we must begin with the children” Mahatma Gandhi (Если мы хотим
создать мир, мы должны начинать с детей). Началом урока-путешествия по
США стало высказывание "Let us always meet each other with a smile, for
the smile is the beginning of love” Mother Teresa — (Давайте встречать
друг друга улыбкой, так как улыбка — это начало любви). Улыбка — одна из
характерных черт американцев. Когда человек улыбается, это означает,
что у него хорошее настроение и он приветлив со всеми. Другой
характерной чертой американского общества является вера в потенциальные
возможности каждого человека и его умение поверить в себя. Учитель
обращается к учащимся с призывом: «Поверь в себя!» ("Believe in
Yourself!”).
На основе афоризмов, высказываний можно успешно организовывать
проблемное обсуждение, направленное на формирование навыков толерантного
поведения, например, на такие темы: "Don’t create a screen between you
and your friends”, "You are the author of your own life story” и др.
Проекты на темы «Совершенный мир», «Живём вместе», «Мы — часть
глобального сообщества», «Напишем книгу вместе» и др. — ещё один способ
активного воспитания толерантной личности.
Общение на английском языке — это в реальной жизни
практически всегда межкультурное взаимодействие. Необходимо донести до
учащихся, что чужая культура не хуже и не лучше нашей, она просто
другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям.
При знакомстве с культурой других стран и народов ученик должен
видеть уважение самого учителя к народу — носителю данного языка и его
знание страны, её истории, культуры и места в мире. Эмоциональное
воздействие урока будет более сильным, если учитель имеет опыт
проживания в стране изучаемого языка и общения с его носителями; на себе
испытал, что такое толерантность и может объяснить, насколько
необходимо это качество современному человеку.
Межкультурная коммуникация как диалог культур может быть
реализована исключительно на наследии собственного народа, культуре
родного края. Таким образом, мы развиваем у учащихся умение представлять
и свою страну, и свою малую родину в условиях межкультурного общения.
Возможности воспитания толерантности на уроках иностранного языка
заложены и в лексическом материале. Языковые и речевые единицы,
грамматические и лексические обороты гарантируют вежливость, мирную,
спокойную манеру ведения беседы. Многие английские слова и выражения
характеризуют бережное отношение к индивидуальной, частной жизни
человека. Специальный термин "privacy” (частная жизнь), пословица «Мой
дом — моя крепость» отражают уважение к частной, семейной жизни. Всё это
даёт учителю английского языка возможность в процессе преподавания
воспитывать у учащихся уважение к людям, к английской культуре и
традициям, а также хорошие манеры. Важно при ведении диалога
последовательно воспитывать уважительное отношение к мнению другого
человека. Специальный прием включает в себя употребление структур,
предложений с союзом "but” (но). На примере устных упражнений дети
учатся противопоставлять свои увлечения и вкусы увлечениям другого
учащегося и т.д. Такие умения создают основу уважительного, миролюбивого
отношения к культуре других людей в целом.
Если есть такая возможность, то на уроки английского языка нужно
приглашать носителей языка. В нашем лицее успешно реализован международный проект «Финансовая грамотность
молодёжи». В рамках данного проекта в течение двух месяцев в 8-х–10-х
классах студент-стажёр из Индии еженедельно проводил занятия в форме
лекций, тренингов, игр. Занятия проводились на английском языке. Кроме
ознакомления с основными экономическими понятиями, обучающиеся имели
возможность познакомиться с культурой, историей страны носителя языка.
Международный
проект «Culture.ru» - культурный и образовательный проект,
направленный на преодоление культурных и языковых барьеров, улучшение
межкультурного образования и укрепления чувства толерантности среди
детей, участвующих в проекте.
Толерантность — не столько качество личности, сколько её
состояние, точнее — реализуемое состояние. Поэтому воспитание
толерантности невозможно без включённости в общую систему
учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Процесс
формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью
проходит в рамках гуманистической воспитательной системы.
В нашем лицее создаётся модель воспитательной системы «Школа
сотрудничества, сотворчества и содружества», в основе которой лежит
гуманно-личностный подход в воспитании. Данная модель предполагает
открытость учебного заведения внешней социокультурной среде;
направленность на освоение этой среды с предлагаемыми ею вариантами
общения и деятельности в этой среде с её ценностными ориентирами,
которые задают отношения, возникающие в процессе сотрудничества и
сотворчества детей и взрослых.
Организуя свою работу с детьми на уроках и во внеурочной
деятельности, ежедневно прикасаясь к их умам и душам, давайте помнить
слова Л.Н. Толстого о том, что из всех наук, которые должен знать
человек, главная — наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и
как можно больше добра.
|