Вопросы качества образовательного процесса
волнуют сегодня и учеников, и их родителей, и
учителей. Каждый из этого тройственного союза
по-своему осуществляет вклад в процесс
качественного получения знаний учеником.
На качество образования влияет множество
разных аспектов. Основную часть знаний и умений
ученик получает на уроке. Урок - краеугольный
камень, на котором держится образовательный
процесс. От того, какие цели будут поставлены
учителем на уроке, будут ли достигнуты, зависит
очень многое. На выполнение образовательных
целей, в первую очередь, направлено содержание
урока и методика проведения урока. Чтобы
содержание урока могло быть усвоено современным
учащимся, учителю требуется использовать весь
арсенал приемов проведения урока. Одно из таких
средств - наглядность представления информации.
Для учителя информатики это означает
использование мультимедиа-технологий, которые
он может использовать, например, в следующих
случаях:
для демонстрации на основе технологии PowerPoint
тех дидактических и вспомогательных материалов
(чертежей, схем, текста, таблиц, графиков,
рисунков, звуков), которые необходимы учителю для
решения различных учебных задач на уроке.
для демонстрации сюжетов, позволяющих оживить
немного скучный материал урока. Например,
программа "Мир информатики" позволяет
продемонстрировать сюжеты по вопросам техники
безопасности, гигиены труда, а затем
протестировать учеников по этим темам;
для демонстрации виртуальных сюжетов,
иллюстрирующих некоторые явления или процессы,
например, на основе технологии 3D-Max;
для просмотра клипов, видео, в которых
используется познавательный материал из разных
областей деятельности человека, например, о
географических местах, новых достижениях,
архитектуре, искусстве и т.д., то есть то, о чем
лучше смотреть, чем рассказывать;
Наглядность не всегда используется в полной
мере, даже на уроках информатики, хотя
использование Интернета позволяет найти
какие-то мультимедийные продукты, позволяющие
воздействовать на интерес учащегося к данному
уроку. Зачастую найденные мультимедийные
продукты не полностью соответствуют целям урока.
Так происходит, когда некий продукт разработан
не на основе некоторого учебника, не
соответствует определенному параграфу этого
учебника, не подготовлен к ответу на вопросы
данного параграфа.
Кроме того, качественному усвоению знаний по
информатике требуется проведение практических
работ. Практические работы способствуют
наиболее полному закреплению приемов работы с
различными программами.
На активное применение программ для проведения
практических работ влияет следующее:
- Учитель очень сильно зависит от технических
средств, имеющихся в компьютерном классе.
Устаревшее или недостаточное оборудование не
позволяет в полной мере использовать прикладное
программное обеспечение.
- Полному использованию прикладных программ
учителем и обучению им учащихся недостает самих
этих программ.
- На изучение программ и разработку собственных
приложений учителем затрачивается очень много
личного времени и собственных средств.
Несомненно, что каждый учитель заинтересован в
таком проведении урока, на котором был бы освоен
учащимися весь объем материала. Чтобы учитель
мог понять, насколько материал урока оказался
освоен, необходимы самые разнообразные тесты:
- вопросов на 8-10 по только что пройденному
материалу;
- вопросов на 8-10 по материалу, пройденному
недавно, с включением вопросов по материалу
сегодняшнего урока;
- вопросов на 12-15 по определенной теме;
- вопросов на 12-15 по 2-3 темам, одна из которых была
пройдена достаточно давно;
- итоговые тесты по материалу определенного
учебника на 35-40 минут урока
Для реализации личностно-ориентированного
подхода к обучению учащихся необходимо иметь не
менее 12 вариантов одного теста на каждый урок.
Если бы таких тестов было разработано в
достаточном количестве и все они были допущены к
использованию Министерством образования РФ, то
тем самым осуществлялся единый подход к проверке
знаний и умений учащихся. В существующих
пособиях по информатике имеются некоторые тесты,
но их просто недостаточно. Вложив эти тесты в
тестовые оболочки, можно было бы существенно
облегчить работу учителя.
Очевидно, что если бы в арсенале у учителя к
каждому уроку имелась папка с дидактическими
материалами, включающими в себя и мультимедиа, и
тесты, и разработки планов уроков и практических
работ, то, несомненно, интерес к таким урокам у
учащихся поддерживался достаточно долго. В
настоящее время рынок готовых мультимедийных
программ не настолько большой, чтобы каждый
учитель мог подобрать в папку к каждому уроку ту
или иную программу или тест. Кроме того,
большинство готовых мультимедийных программ,
как правило, ориентировано на абстрактного
ученика. В них содержится достаточно общий
материал, который местами очень объемный. На
одном уроке трудно изложить этот материал без
потери информации, если придерживаться
концепции, заложенной в этом пособии. В
перспективе хотелось бы иметь готовые
мультимедийные разработки уроков, с планами в
том числе, по различным темам, имеющимся в
Программе Министерства образования.
Таким образом, для качественного обучения
предмету "Информатика и ИКТ" необходимо
наличие в кабинете информатики следующего
аппаратного и программного обеспечения:
- мощных современных компьютеров,
видеопроекторов, электронных досок;
- базы мультимедийных продуктов, которая
- соответствовала бы поурочному раскрытию
учебного материала рекомендованного учебника,
соответствовала программе обучения, была
ежегодно обновляема, соответствовала возрастным
особенностям учащихся;
- содержала набор необходимых практических
работ;
- содержала набор необходимых тестов;
- содержала разработки планов уроков по
нескольким рекомендованным учебникам;
- пакета программ, в том числе
мультимедиа-технологий, с учебниками по
применению этих программ для изучения их
учащимися.
Одно из направлений информатизации учебного
процесса, по моему мнению, заключается в
централизованном ведении в рамках города или
республики базы мультимедийных продуктов,
необходимых для проведения уроков. Эта база
должна соответствовать всем требованиям,
которые предъявляются к обучению учащихся
Стандартом образования. |