В ходе своей педагогической деятельности и небольшого опыта
работы, мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую
мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения,
который ими изначально считается несложным и предметом второго плана,
такой как география. Я неоднократно задавалась вопросом как можно
положительно и результативно улучшить данную ситуацию, думаю, с этим
сталкиваются практически все начинающие учителя. Опираясь на
педагогический опыт великих педагогов, описанный в учебниках по
педагогике, и на деятельность опытных педагогов, я стала ясно
представлять, что мне делать и как повысить мотивацию к обучению и
улучшить отношение детей к предмету и к учебной деятельности, своим
скромным опытом хочу поделиться с коллегами.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной
из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения,
постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного
приобретения знаний и развития познавательных интересов,
осуществлением в единстве патриотического, духовно-нравственного,
экологического, трудового воспитания школьников, формированием у них
активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего
образования. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в
том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в
оценке результатов труда учителей и учащихся.
Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот
на деле все гораздо сложнее. «Как повысить уровень мотивации
школьников в изучении географии, соответственно, и качество
образования»? На мой взгляд, эта проблема неоспорима для
учителей географии, так как в последние годы по различным причинам
снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и
к географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе
пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к
учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания
учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация
достаточно низкие. Проведенная диагностика самостоятельной
познавательной активности показала, что высокого уровня,
характеризующегося ориентацией на установление источников,
причинно-следственных связей, осознанием интереса к предмету, достигают
только 29% старшеклассников. Размышляя о том, какое место занимает наш
предмет в системе школьных наук, сделала вывод, что многие учащиеся
6-8 классов считают географию предметом не столь важным, так как есть
более серьезные дисциплины: математика, русский язык, физика и другие.
Анкетирование обучающихся показало, что старшеклассники географию по
степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест
среди школьных дисциплин, поскольку не так востребована при
поступлении в ВУЗы, как другие предметы, мотивация еще понижается. Не
последнее место в объяснении причин играет высокая нагрузка школьников,
и подготовка к географии идёт по остаточному принципу. А, тем не
менее, в современном мире географические знания необходимы каждому
человеку, позиционирующему себя успешным, культурным, образованным
человеком.
Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка
нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их».
Следовательно, ученик включается в любую деятельность, когда это нужно
именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения.
Кроме того, следует отметить главное: человек включается в
деятельность только при появлении мотива участвовать в ней. В настоящее
время проблема становления интереса к учебному предмету актуализировалась,
в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и
образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к
информационному обществу. Под влиянием перестроек в образовательном
процессе возникла необходимость поиска новых форм, методов, приемов
обучения, которые бы повышали учебную мотивацию, вовлекали учащихся в
активную учебно-познавательную деятельность. Все это отражает
актуальность проблемы повышения учебной мотивации, развития
познавательного интереса школьников для современного построения
учебного процесса.
В ходе работы над проблемой были выявлены следующие противоречия:
1) с одной стороны – отсутствие интереса к географии, у отдельных
школьников и высокими требованиями программ по данному предмету;
2) с другой стороны – традиционной системой построения
образовательного процесса, которая, даёт ребёнку хорошо
аргументированный, логически выстроенный материал, но зачастую не
совсем интересна современному ребенку и отчасти скучна и однообразна.
Она формирует лишь репродуктивное знание, и широкими возможностями
использования образовательной среды, позволяющей существенно повысить
уровень мотивации учения школьников, познавательную активность и, как
следствие, качество образования.
Что такое мотивация? Мотивация (от французского motif –
побуждение), то есть побуждение к действию. Это динамический процесс
физиологического и психологического плана, управляющий поведением
человека, определяющий его направленность, организованность. Активность
и устойчивость.
Существует такое понятие как « неправильная мотивация»
– несформированность у школьников положительной устойчивой мотивации к
учебной деятельности может стать причиной их слабой успеваемости.
– у ученика может существовать направленность на учебный процесс, но в
то же время он может ориентироваться не на результат деятельности, а
только на отметку.
– у школьников помимо сугубо познавательных потребностей, учебных
интересов могут действовать мотивы «избегания неприятностей» и другие.
В ходе работы мною неоднократно были прослежены этапы формирования мотивации.
1 этап. Возникновение мотивации.
– например, фиксация мотивов предыдущих достижений-« Мы хорошо поработали над предыдущей темой».
– вызов мотивов относительной неудовлетворенности –« Но не усвоили еще одну, но более важную сторону этой темы».
– усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность-« А между
тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, и привести какую либо
ситуацию».
2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.
– чередование разных видов деятельности.
– материалы различной трудности.
– отметки, вызывающие положительные и отрицательные эмоции, удовлетворенность собой и неудовлетворенность.
– активация поисковой активности учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.
3 этап. Мотивация завершена.
– важно, что бы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным
личным опытом, что бы в конце урока возникла положительная установка на
дальнейшее учение, то есть положительная мотивационная перспектива.
Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая
ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.
Для успешного разрешения противоречий необходимо реализовать следующие задачи:
совершенствовать преподавание географии, позитивно изменять качество
образования по предмету через формирование мотивации учения на уроках
и во внеурочной деятельности.
Разнообразие внеурочной деятельности школьника, реализуется в
следующих формах – экскурсии, кружки, секции, студии, театры,
мастерские, конференции, диспуты, круглые столы, школьные научные
общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,
общественно – научные практики.
Необходимо повышения учебной мотивации посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.
Утверждение развивающей направленности школьного образования
обусловило изменение в методике преподавания. Задачей учителя сегодня в
большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а
общее развитие учащихся, в частности формирование общих учебных умений
как средства усвоения и приобретения знаний.
Традиционные в недавнем прошлом репродуктивные методы обучения,
опиравшиеся на принцип авторитарности, уже не способны сформировать у
учащихся умения и навыки, которые будут им необходимы в новых
общественных отношениях, условиях жизни. Упор делается не на пассивное
заучивание информации или получение её из уст учителя, а на активное
вхождение в проблему, требующее самостоятельных творческих усилий
интеллекта. Роль учителя существенно меняется, но нисколько не
уменьшается, а даже возрастает. От учителя требуется искусство
организации активной познавательной деятельности учащихся на уроке, что
намного интереснее и в то же время сложнее, чем обычное сообщение
знаний и проверка их усвоения.
Для успешного ведения основного исследования необходимо определить следующее:
методы активизации школьников, которые будет обеспечивать
организацию учения как мотивированного, целенаправленного,
самоуправляемого процесса, если они будет отвечать следующим
требованиям:
– пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах;
– стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и планирование предстоящей деятельности;
– обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;
– стимулировать их физические и нравственно-волевые силы к достижению учебно-познавательных целей;
– обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
Исходя из этого, задача учителя не просто дать базовые знания
обучающимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение
знаний. Применение таких методов и приемов обучения, которые сделают
урок насыщенным и занимательным, вызовут интерес у школьников к
учебному предмету, будут способствовать созданию положительной
эмоциональной обстановки учения, развитию способностей обучающихся.
Современные педагогические технологии при этом становятся мощным
средством, позволяющим активизировать мыслительную деятельность
школьников, повысить познавательный интерес и, в конечном счете,
добиться успешности каждого ученика в процессе изучения географии.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- формирование мотивированного обучения на основе развития интереса детей к изучению географии;
- развитие у обучающихся познавательной и творческой активности посредством применения активных форм обучения;
- формирование у обучающихся умений и навыков применения полученных знаний на практике.
В ходе своего небольшого педагогического опыта преподавания
географии детям среднего звена (6-7 классы), мною было замечено
нежелание детей изучать предмет, пассивное, равнодушное отношение к
географии, не вызывающее ни каких эмоций. Работать в таких условиях
естественно невозможно, так как учитель не получает удовлетворение от
своей работы, более того неоднократно у меня возникало неприятные
ощущения, что это мои огрехи и что я что-то делаю не так как должна
была бы (опять же ссылаясь на небольшой стаж работы). Введение
нетрадиционных, развивающих, активных и современных форм работы помогли
изменить учебную ситуацию в лучшую сторону.
Нестандартные уроки – один из наиболее эффективных путей
формирования умения учиться, поскольку при такой организации
деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями
и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта
другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний,
обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками,
сотрудничество с ними.
При изучении географии ученикам предлагаются разнообразные
творческие задания, которые развивают творческую активность. Это
ребусы, головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды. Убеждаешься,
что, если детям предложить что-то новое, необычное, они
раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. У них
появляется стремление самим составлять такие задания, а затем их
выполнять.
Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную
деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно
тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во
внеурочное время.
Задания, используемые педагогом во внеурочной работе, направлены не
только на развитие географических способностей, навыков, но и на
развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных
способностей учащихся.
Особое место среди внеурочных организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности.
Учебные экскурсии и походы неоспоримые помощники в изучении географии так как – формируют стойкий интерес к предмету.
– формируют практические умения и навыки.
– помогают разнообразить деятельность обучающихся.
– яркие впечатления на долго остаются в памяти.
С группой учеников 6-8 классов была проведена учебная экскурсия в
Воронежский государственный природный биосферный заповедник.
География – это, пожалуй, один из немногих предметов, который
охватывает широкий спектр вопросов эколого-краеведческого характера,
осуществляя интегративные связи, поэтому обладает громадным развивающим
потенциалом. Тамбовская область является одним из уникальных регионов
России, где сосредоточен ряд историко-культурных, архитектурных,
природных объектов памятников, предоставляющий огромный интерес.
– 1335-единиц включены в культурное наследие Тамбовской области, в том числе 721 – памятник археологии.
– в списках особо охраняемых природных территорий Тамбовской области
находится 97 памятников природы и государственный природный заповедник
«Воронинский». Территория памятников природы расположена на площади 4,4
тысячи гектаров. Екатерининский дендрологический парк относится к
памятникам природы федерального значения. В курсе «География России.
8-9 класс» особое место занимает изучение краеведческого материала,
состоящего из конкретных тем и практических работ. Краеведческая работа
в преподавании географии помогает не только достичь образовательных
целей, но и воспитывает у учащихся любовь к своему краю, Родине,
способствует применению этих знаний на практике при участии в
конкурсах, акциях, слетах географов-краеведов.
Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной
работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на
повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и
способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает
качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно
ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и
активнее использовать географические знания на практике в повседневной
жизни.
В курсе «Краеведение» – с 6 классами и «География России» с 8-9
классами мною были проведены учебные экскурсии по Тамбовской области на
реку Гремячка, на Татарский вал и в Кардиологический санаторий к
дубу-патриарху – эти объекты являются памятниками природы.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:
– познавательные навыки и способность к самообразованию;
– способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
– целеустремленность и настойчивость;
– способность взять на себя инициативу и ответственность;
– критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;
– коммуникабельность.
Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним
из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к
изучению географии. Оценка результативности
деятельности и проверка знаний по географии показала, что внедрение
активных форм и методов обучения способствовало повышению
познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной
мотивации.
Обучающиеся с удовольствием посещают уроки географии, внеурочные
занятия. Проведение мониторинга позволило получить объективные данные.
Для определения результативности опыта были выделены критерии:
– успеваемость и качество знаний обучающихся;
– отношение учащихся к изучению географии;
– уровень мотивации учения. |