В своей педагогической деятельности на уроках географии часто
практикую подготовку докладов, рефератов, сообщений, презентаций и
творческих работ учащимися. Иногда ученики просто скачивают текст из
Интернета, а потом зачитывают его. Сообщения бывают однобокими, долгое
монотонное чтение не интересно остальным присутствующим ученикам. К тому
же не эффективно тратится ценное время урока! В общем, выступления
учеников порой не удаются. Чтобы справиться с этой проблемой, я научила
своих подопечных готовить выступления.
В древнем Риме жил знаменитый учитель красноречия - Марк Фабий
Квинтилиан. Его труд "Наставление оратору" - самый полный учебник
ораторского мастерства, дошедший до нас со времен античности. Для
отыскания сведений о событии и объекте он рекомендовал задавать семь
ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?
Эти вопросы являются эвристическими, они базируются на трех принципах:
- Проблемности и оптимальности: благодаря четко поставленным вопросам сужается круг проблем.
- Дробления информации: то есть деление задачи на подзадачи.
- Целеполагания: каждый вопрос задает цель деятельности.
Я рекомендую своим учащимся при подготовке выступления
придерживаться метода ключевых вопросов Квинтилиана и готовить
выступление так, чтобы они содержали семь развернутых предложений –
ответов на предложенные вопросы. Тогда выступления получаются короткими,
четкими, интересными, содержат главные факты. А сами ученики учатся
отделять "зерна от плевел" - то есть перерабатывать информацию, отметать
ненужное и находить важное. Заканчивают выступление ребята рефлексией.
Рефлексия показывает, насколько ученики осознали в суть темы.
Далее предлагаю памятку, которую раздаю в помощь детям:
ПАМЯТКА
для учащихся при подготовке выступлений по географии
|
1. Назови тему выступления.
|
2. Дай ответ на семь ключевых вопросов:
Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?
Можно ограничиться семью развернутыми предложениями.
Лучше не читать, а рассказывать!
|
3. Если речь идет о географическом объекте (стране, реке, горе и т.п.), обязательно покажи его на карте.
|
4. Назови, откуда взял информацию (из Интернета или книги, энциклопедии)
|
5. Что тебе понравилось, удивило, заинтересовало или вызвало затруднение при подготовке выступления? |
|