В качестве интерактивных используются следующие методы преподавания:
- кластер,
- пазл,
- сравнительная диаграмма,
- двух частный дневник и другие.
Система занятий в рамках каждого метода преподавания включает в себя
стадии усвоения и закрепления материала: вызов, осмысление, рефлексия.
Концепция изменений предполагает насыщение уроков географии материалами,
демонстрирующими современные средства подачи темы урока и содержащими
проблематику, актуальную на сегодняшнее время, в сочетании с
интерактивными формами обучения.
Условиями успеха усвоения материала учащимися на уроках географии
являются выбор адекватных форм освоения с использованием имитационных и
ролевых игр, проектов, создания творческих продуктов (докладов,
презентаций, видеороликов и т.д.).
Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является
взаимодействие. Взаимодействие понимается как непосредственная
межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается
способность человека "принимать роль другого", представлять, как его
воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно
интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Известны такие формы обучения как: диалогическая, парная, полилогическая, групповая, игровая [2].
В практике школы № 32 на уроках географии используются следующие варианты метода интерактивного обучения:
Исследовательская работа в группах
В данном случае акцент делается на самостоятельную деятельность.
Учащиеся работают в группах до шести человек или индивидуально. Они
выбирают подтему общей темы, которую нужно изучать всей группой. В малых
группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных
учащихся. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместными усилиями
составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке.
Чаще всего такой вариант работы используется в проектной технологии.
Одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей — вот основные принципы работы в группах.
Кластер
Так, при работе с использованием метода кластер, который применяется
для стимуляции познавательной деятельности учащихся, развития их памяти и
пространственного мышления, работа протекает следующим образом. Учитель
записывает в центре доски тему (ключевое слово), просит учащихся
сделать то же в тетрадях, а затем подумать и записать вокруг данного
слова (словосочетания) все, что приходит им на ум в связи с предложенной
темой.
Затем учащиеся обмениваются своими идеями при работе в парах, делятся ими со всей группой и фиксируют их на доске и в тетрадях.
Двухчастный дневник
Использование другого метода — "двухчастный дневник" — предполагает в
процессе чтения текста учебника, дополнительного текста записывать в
тетради в разделе "отрывок" слова (фразы, предложения), которые вызывают
у учащихся различные ассоциации, эмоции, а в другом разделе — "реакции"
— фиксировать свои мысли и чувства в связи с прочитанной частью текста.
Затем проводится обсуждение результатов работы.
Учимся вместе
Учащиеся разбиваются на разнородные группы в 3–5 человек. Следует
учесть уровень обученности учащихся. Каждая группа получает одно
задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой
работают все. В результате совместной работы отдельных групп достигается
усвоение всего материала. Награда всей команде, индивидуальный подход,
равные возможности — основные принципы такой работы. Внутри группы
учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего
задания. Таким образом, группа имеет как бы двойную задачу:
академическую — достижение познавательной, творческой цели;
социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания
определенной культуры общения. Учитель контролирует деятельность
учащихся.
Эксперты
Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над
учебным материалом, который разбит на фрагменты. Вся команда работает
над одним и тем же материалом.
Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает
особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи
экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о
проделанной работе. Необходимо внимательно слушать друг друга, делать
записи. На заключительном этапе учащиеся проходят индивидуальный
контрольный срез. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее
количество баллов, награждается [1].
Следует отметить, что группы дифференцированы, между собой они не
соревнуются. Как видно, разница между предложенными вариантами не столь
существенна. Главное, что во всех случаях соблюдены основные принципы
работы в группах.
Интерактивные методы обучения очень эффективны, так как они:
- развивают самооценку и уверенность в себе;
- делают уроки интересными;
- развивают чувство ответственности;
- дают возможность высказывать мнения, перенять опыт;
- дают возможность осваивать жизненно важные навыки;
- способствуют инициативе учащихся;
- учащиеся имеют право на свое мнение;
- учеба происходит в действии при сотрудничестве учащихся с учителем;
- учащиеся и учитель договариваются об основных условиях совместной работы;
- учеба начинается с того уровня, на котором учащиеся находятся;
- помогает создавать положительные эмоции [2].
Таким образом, используя интерактивные методы обучения, мы
воспитываем и обучаем учащихся с тем, чтобы они были способны не только к
дальнейшему самообразованию, но и к использованию полученных знаний для
решения важных жизненных проблем.
Новизна данного опыта заключается в предложенном эффективном способе
наполнения мотивационного аспекта содержания обучения географии,
обладающей ярко-выраженной социокультурной направленностью в соединении с
технологией развития творческих способностей личности.
Сочетая принцип дифференцированного подхода с принципом учета
индивидуальных особенностей, учитель более свободен в выборе
методических приемов и разнообразных стимулов, способных поддержать
мотивацию и умственную активность учащихся в течение всего периода
обучения.
Литература
- Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. — Мн.: Белорусский верасень. 2005. 176 c.
- Соосаар Н., Замковая Н. Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. — СПб. 2004. 203 c.48
|