Четверг, 21.11.2024, 19:11                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 61
Гостей: 61
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ГЕОГРАФИЯ

Игросистема в преподавании географии. Из опыта работы
14.01.2013, 11:00
"Игровая аура-отражение позитивной психоэнергии человечества. Она способна очищать мышление людей. Она космична в конце концов как внечеловеческое и человеческое событие. Игра как бы отражает энергию космоса" Й.Хейзинг

" Игра- это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной" Я.Корчак

"Воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре... Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем. И я как педагог должен с ними немножко играть..." А.С.Макаренко

"Игра - механизм самоорганизации и самообучения такой избыточной системы, как психика ребенка..." И.С.Кон

"Игра есть верный показатель детской силы, детской энергии, детского здоровья" П.Ф.Каптерев


Это лишь пять  из сотен высказываний великих педагогов и детских психологов. Думаю, нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей. Часто возникают споры, а нужна ли игра в таком важном деле, как обучение. Но как нет скачков в развитии организма, так и нет скачков в использовании игры в процессе перехода детей из одной возрастной группы в другую. Другое дело, что должны изменяться виды игровой деятельности. И те игры, которые приемлемы в младших классах на уроках, вряд ли пригодны в среднем звене и тем более в старшем. Написано множество трудов по играм и методикам их проведения в младшей школе. Но как только школьники переходят в среднее звено, где каждый предмет преподает новый учитель, то наступает игровой вакуум. Резко падает интерес к учебе от среднего звена к старшему. Подростки продолжают играть вне школы. А учебные предметы оторваны от реальной жизни детей отсутствием в них игровых моментов. При обучении подростков необходимо учитывать психологические особенности усвоения материала в 12 - 15 лет и мотивацию обучения. По мнению И.С. Кона для этого периода характерным является потребность в общении со сверстниками, формирование отвлеченно - философского направления мышления (отвлеченное теоретизирование), развитие творческих способностей. Всем этим особенностям подросткового периода отвечает учебная игра. Мало того, сталкивая личность в игровой учебной ситуации с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций, переходный возраст стимулирует ее творческое развитие. "Важнейший интеллектуальный компонент творчества - преобладание дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов."( И.С. Кон). Учебная игра удовлетворяет все мотивации обучения школьников: а) у всех - естественный интерес растущего организма к познанию окружающего мира; б) у младших школьников - получение оценки; в) у средних - учеба, как средство престижа у сверстников, учителей; г) у старших - средство подготовки к будущей профессиональной деятельности, ибо в учебной игре дети узнают много нового для себя, получают оценку учителя, интеллектуально самоутверждаются в коллективе сверстников, учатся решать производственные задачи. Целесообразно рассматривать всю жизнедеятельность учащихся, как игровую деятельность. Очень серьезную, нужную и важную, но все же игровую деятельность. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Блестящий исследователь игры Д. Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру "арифметикой социальных отношений", Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. По мнению великолепного педагога Васильева Е.А. " …игра - это не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая помогает ребенку самоутвердиться, реализовать себя. Фактически становясь участником общественного объединения, ребенок пробует себя в различных социальных ролях. Таким образом , игра становится фактором социализации личности". Как правило, детская игровая деятельность копирует взрослую жизнь. Дети обыгрывают то, что видят в жизни: играют в "магазин", "Школу", в "жениха и невесту". Это не просто игра ради игры, ради удовольствия. Это протекание естественного и крайне необходимого познавательного процесса. Ребенок через игру познает окружающий мир. Природа выбрала самый рациональный путь познания! При этом даже взрослые люди играют: в "свадьбу", в коллекционирование, в деловые производственные игры, "в политику", "в войну".... Профессор Шмаков Сталь Анатольевич в своей работе "Игры учащихся - феномен культуры"* (1994 г.) ставит сверхзадачу перед педагогами - "…создать игровую образовательную систему,... программы игр по всем учебным предметам". Я пытаюсь решить эту сверхзадачу - создать игровую систему, при изучении курса географии в школе. Мой многолетний опыт работы с детьми в школе, в "Артеке" показывает, что как бы ни был хорош преподаватель, как бы не владел он предметом, но все равно дети предпочтут ему хорошую игру, где они будут сами познавать мир, будут взаимообучаться. Они с удовольствием примут и усвоят информацию взрослого наставника, но непременно, как участника их игры. То есть, чтобы стать действенным носителем информации, Учителем для детей ( в высшем понимании этого слова ), педагог должен "научиться" играть. Хорошо, если он еще не забудет свое детство и не разучится играть. Ж.Ж. Руссо говорил :"Дети делают, что они захотят. Но я делаю так, чтобы они хотели делать то, что хочу я". Предлагаемая "Игросистема" соединяет желание детей и требования образования.

Роль игры в восприятии информации

" Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают" С.А.Шмаков

Сведения об окружающем мире дети получают через органы чувств : зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, гравитации и интуиции (под этим чувством я понимаю срабатывание подсознания, имеющего некую информацию). Как правило, на уроках используются первые два органа чувств. В своих же играх вне школы дети используют все органы восприятия. Введение в преподавание предмета игры позволяет активизировать большую их часть , причем, без указания учителем, как конкретно надо воспринимать информацию. Дети делают это интуитивно. А.М. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра - сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое рассказывает самому ребенку о нем. Игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра - регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок - и ученик, и учитель одновременно. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти, срабатывают по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре - соревновании надо многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. А чтобы успешно участвовать в игре - творческом конкурсе, необходимо привлечь все свои душевные силы и даже талант! Другими словами, игра на уроке является комплексным носителем информации, развивает в детях все органы чувств, вкус к творческому поиску. Конечно, разовое применение игры не приводит к полному развитию этих чувств, но система игр в преподавании дает хорошие результаты.

Почему такое название?

Разработанная мной "Игросистема" - система развивающих, обучающих, корректирующих, оценивающих, итоговых, обобщающих игр в курсе "География" 6-9 классов. Не отдельные разрозненные игры, а целостная система игр в процессе обучения. Система перехода от простых репродуктивных игр к сложным: играм на прогнозирование т.е. определяющим конечную цель современной географии - уметь прогнозировать ситуацию. Система не прерывающая последовательность развития детского организма от младшего школьного возраста к среднему и от среднего к старшему. Система учитывающая валеологические особенности развития детского организма, система, защищающая от перегрузок учебным материалом. Процессы возбуждения и торможения четко чередуются, не давая ребенку устать. Игра предусматривает устное общение детей, что соответствует задачам предмета - развитие устной речи. В играх нет отрицательных оценок, что создает положительный эмоциональный настрой на уроке. Система основанная на личностно - ориентированном подходе к процессу обучения ( субъект - субъектные отношения, ибо преподаватель в детской игре имеет свою роль - беспристрастного судьи - ведущего, а иногда и рядового участника). Цель игросистемы содействовать становлению и развитию личности ребенка, компенсировать потребность подростков в самоутверждении в коллективе сверстников. В игре дети имеют право принимать собственное решение, имеют право на ошибку. Игра воспитывает творческую, самостоятельную, активную личность. В учебной игре нет места двойного стандарта, какой часто бывает на уроках при учебно - дисциплинарном подходе к преподаванию. Любые махинации жестко отметаются самими играющими, правилами игр.

Место игросистемы в курсе "География".

С одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой - занимает примерно пятую часть не оттесняя самоценной практической деятельности. Вообще обучение ребенка происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация материала, чтение ( в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного); орган слуха - монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассником, прослушивание аудиозаписей ( в памяти остается 10 % услышанного ); практической деятельностью самого ребенка, самостоятельной работы ( в памяти остается до 90 % сделанного самим ), редко - творческими заданиями учителя. Выучить необходимый материал ребенка можно либо заставив, что разрушает здоровье, либо заинтересовав его. Как говорил Симон Соловейчик: "Ученье с увлечением". В условиях массовой школы трудно обучать всех в равной мере. Игра предполагает участие всех детей в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, а как бы само собой, при этом деятельность детей творческая, практическая. Происходит 100% активизация учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. А, как давно известно, слово сверстника зачастую имеет больший вес для подростка, чем слово учителя. Активизации ребят способствует раскрепощенность в перемещении в классе, занимательность постановки вопросов, самостоятельность в решении проблем, необычность постановки вопросов, элементы игрового риска, соревновательность в ответах, возможность посовещаться, острейший дефицит времени (один из главнейших толчков к творчеству ! ), поощрение оценкой (дети, как правило, находятся на первом уровне воли и требуют награды за свой труд), иногда обостренно - социальная постановка задания, иногда юмористичность задания. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос на который надо дать ответ, но нет путей решения, что приводит к творческому поиску.

Система учебных игр - потребность учителей

Мой личный опыт общения с учителями (особенно молодыми, ищущими свой стиль работы, которые, столкнувшись с командно - административной системой управления в школах, с отсутствием мотивации в обучении у многих учащихся массовой школы ( речь не идет об элитарных и специализированных учебных заведениях) так и не могут реализовать свой творческий потенциал) показал, как не хватает системных игровых методических разработок игр по различным темам применительно к географии, чтобы учитывались такие критерии:
1. игра должна быть рассчитана на один урок в 40 минут ( игру-праздник не будешь проводить 4 - 5 раз в день);
2. игра не должна быть сложной для понимания ее хода детьми (отсюда вывод - игра должна быть детям знакомой, по крайней мере, её общие правила) ;
3. игровое оборудование должно трансформироваться и готовиться к новому использованию очень легко (за перемену в 10 минут) для следующего класса;
4. игра не должна морально устаревать с развитием нашего общества;
5. игра должна быть массовой, охватывающей весь класс;
6. учителю должно быть легко выставлять оценки по результатам игры, дети должны понимать, как получилась итоговая оценка за игру;
7. игра должна быть достаточно динамичной для поддержания интереса к ней, должен присутствовать фактор риска и немного случайности, везения;
8. исходное положение детей в игре равное, разница скажется в различном усвоении разными детьми материалов темы, по которой проводится игра, в различном уровне интеллекта;
9. оборудование для игры мог бы сделать и обновить любой учитель;

Психолого - педагогические задачи Игросистемы

1. Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний (на это сориентировано большинство игр), обучение детей называть, показывать, описывать, объяснять, прогнозировать географические явления и процессы.
2. Раскрытие творческих возможностей и индивидуальностей детей (игры типа творческих конкурсов, деловые и ролевые игры ), а это - требование ХХI века !
3. Воспитание коллективизма и взаимовыручки в решении трудных проблем. Я неохотно применяю индивидуальные игры (да и дети редко играют в жизни вне коллектива). При этом необходимо учитывать психологическое состояние коллектива и степень его развития, так как некоторые игры "не пойдут" в коллективе "стадного" типа.
4. Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. И в группе, где собраны сильные и слабые ученики идет процесс взаимообогащения информацией и умений. Особенно это ценно в старших классах, когда авторитет товарища ставится выше авторитета взрослого.
5. Самообучение. Современные технологии предполагают систематическое переобучение взрослого человека в течение его профессиональной жизни. Если мы пытаемся создать самообучающуюся личность, то есть учащего-ся, ("обучающий сам себя"), а не ученика ( обучаемого кем - то), то здесь велика роль игры, как формы организации такой избыточной системы как детский организм. В игре приходится самоорганизовывать свое время, методы и способы поиска и сортировки информации, оптимального варианта подачи ответа, то есть, приходится познавать, как рационально "учиться".
6. Воспитание чувства сопереживания друг - другу (которого так не хватает в нашем эгоистичном мире). Некоторые игры предполагают индивидуальную демонстрацию знаний для общекомандной победы. Тогда-то и идет процесс сопереживания в команде ("А, как-то ответит он?")
7. Вывод детей на мыследеятельность, когда мысль возникшая в ходе игры , предполагает дальнейшую реальную деятельность в жизни. Как считает крупный педагог Васильев Е.А.: "Принцип рефлексивного последействия заключается не просто в фиксации результатов игры. Речь идет о различных аспектах анализа собственных действий каждым участником игры. Задавая себе вопросы, и пробуя разобраться в них, ребенок учится находить основания жизненных поступков. Кто он? Какую роль выполнял в игре? Почему он проиграл или выиграл, и отчего это зависело?" Часто продолжением учебной игры становятся собственные мини - исследовательские работы школьников по географии.

Виды игр в Системе

Используемые мной учебные географические игры по форме деятельности учащихся можно разделить на одиночные, индивидуальные, парные, командные, общеклассные-массовые. По образовательным задачам - на игры - изучение нового материала, игры на формирование умений и навыков и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний. По методам обучения - репродуктивные, программируемые, эвристические, проблемные и исследовательски - модельные игры. По типам - это познавательные, ролевые, деловые, игры на местности и в классе. По форме проведения я использую игры-аукционы, защиты, соревнования на лучшее качество, скорость, количество, путешествия по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, пресс-конференция, игры-драматизации, игры - поиск, инсценировки, игры на решение проблем, игры-исследования, открытия. С учетом современных требований Государственного стандарта в образовании игры детям помогают научиться "показывать и называть", "определять и измерять", "описывать", "объяснять", "прогнозировать". Особая роль в образовании принадлежит географо - туристическим играм на местности. Систематические многодневные походы со школьниками (по 6-8 раз в году) заставили меня тщательно продумать досуг ребят. Лучшей формой я считаю туристические, географические, природоведческие игры - соревнования среди участников похода. Ребята с большим удовольствием участвуют в различных конкурсах, как интеллектуальных, так и физических. Ведь подросткам так необходимо самоутвердиться в коллективе ! Сначала составляется список желающих принять участие в соревнованиях, оговариваются условия, порядок похождения конкурсов. Победитель всего соревнования определяется по сумме набранных мест. По итогам соревнований провожу награждение победителей призами и всех участников сладким призом. Начало каждого соревнования сдвигается на одного человека - по списку. Обычно предлагается 15 - 20 конкурсов на целый день с перерывами, а при хорошей погоде - продолжение на следующий день после ночевки. Среди интеллектуальных конкурсов программный материал по географии - ориентирование на местности, условные знаки, типы растительности, формы рельефа, горные породы; среди физических - конкурсы на выживание в экстремальных условиях.
Составной частью игровой системы в географическом образовании является и ежегодный традиционный школьный туристический слет - игра в соседнем лесу, когда классы соревнуются между собой в географических знаниях и на туристической полосе препятствий. Слет сочетает в себе духовное и физическое начало. Следует отметить и особую роль электронно - тестовых и компьютерных игр в обучении. Так как тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, то я и здесь применяю игровую форму. Ответ на простые тесты на бланках уже не вызывают большого интереса у ребят, как в первые месяцы введения этой формы оценки знаний. Поэтому мной разработаны, созданы и опробованы в течении многих лет электронные формы тестового опроса, когда большое значение уделяется образной форме вопросов- ответов (картинки, карты, схемы ). По своей сути это обыкновенный тест с 10 вопросами, на которые необходимо ответить, чтобы получить оценку. Ответы даны в виде серии картинок или немых карт. К проверке я привлекаю наиболее добросовестных ребят. Мной видоизменен и сделан прибор типа "Электровикторина" со сменными накладками, предусматривающий практически бесконечные вариации вопросов. На сегодняшний день это 40 накладок для 6-9 классов. При правильном ответе зажигается лампочка. Количество правильных ответов, дает возможность оценить уровень знания данного теста учениками. Также я применяю известный прибор "Стоп - тест - М" для индивидуального опроса. Десятки собственных карточек оказывают определенную услугу в оценке знаний ребят. Здесь для опроса привлекаются тоже сильные ученики. Подобные электротесты очень мобильны, просты в эксплуатации, вариативны. В настоящее время уделяется значительное внимание компьютерному тестированию на уроке. С этой целью я применяю известные программы тестирования , разрабатываю мультимедийные тесты для проверки знаний, где участвует цвет, образ, звук, движение. Перспективны и так называемые Веб-квесты. Этот игровой квест предполагает творческую работу минигруппами по выполнению заданий по географии на умение прогнозировать центры туризма и рекреации своего региона. Данный квест рассчитан на большую внеклассную, факультативную работу. Самой распространенной формой становится создание школьниками небольших презентаций (стран, материков, природных объектов) на основе готового материала (серии фотографий, видеосюжетов, текстовых фрагментов) за урок в 40 минут. Существующие географические компьютерные игры пока слабо применяются при массовом обучении, так как изначально предполагают одиночное или парное участие. Скорее это игры для индивидуального обучения и проверки знаний. ("Атлас", "География Европы", "США"...). Кроме того вечной проблемой школ является свободное использование компьютерного кабинета на уроке географии. Перспективу использования компьютеров я вижу в создании и написании трехмерных сетевых мультимедийных географических (желательно приключенческих) игр, для общеклассной работы на 10 - 12 компьютерах, в написании программ по моделированию школьниками различных экологических ситуаций, как основы деловой игры на прогнозирование. К настоящему времени мной написаны более 100 таких компьютерных программ для.

Рассмотрим подробнее виды, формы, типы игр

По форме участия школьников в игре:

Одиночные игры я применяю на уроках редко ввиду коллективности обучения в школе. В основном это кроссворды, персональные компьютерные игры ("Атлас", "География Европы", «Ориентирование», и др.)
2. Индивидуальная. В такой форме хорошо проверять учебные знания каждого ученика, однако дети неохотно играют по одному без партнеров. Такая игра должна быть публично - соревновательная для самоутверждения интеллектуально развитых ребят, когда играет каждый за себя, но в общей игре ("Кто последний?"). Кроме того такие игры часто требуют больших материальных затрат по созданию игровых полей (инструкций) на каждого ученика (например "Лото")
3. Парная. В такой форме хорошо играется друзьям, особенно разного уровня интеллектуального развития. Но хорошего взаимообучения не происходит - слишком узок информационный круг пары. (например "Почта шифрограмм", "Кубики", "Поиск клада"). Таким типом игры хорошо проводить индивидуальный опрос сильным учеником на "Электровикторине" и "Стоп-тесте".
4. Командная. Это наиболее оптимальный вариант большинства игр. Разбивка на команды требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических приемов разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п.
Один из ответственных моментов в детских играх - распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре - дело трудное. И щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, эксперты, т.е. руководящие роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:

  • Назначение на роль непосредственно взрослым.
  • Назначение на роль через старшего (капитана, водящего).
  • Выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий).
  • Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию.
  • Очередность выполнения роли в игре и т.д.

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным - проявить активность, недисциплинированным - стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим - вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива - проявить себя, сдружиться со всеми. В группы ребята могут собраться по желанию ( девчоночьи группы, преследуют дружеские цели; мальчишечьи чаще по интеллекту, цель - победа группы), иногда по делению учителя (разноителлекуальной направленности - для более ровного состава команд, разнополые - для сплочения коллектива), иногда по жребию. В групповой игре происходит наиболее значительное взаимообучение. Один знает и помнит одно, кто-то - другое. В группе часто приходится учиться отстаивать свою точку зрения, учиться выслушивать чужую. Оптимальный размер группы не более 6-8 человек. Получается 3-4 команды в классе. При меньшем числе участников в группе ( и соответственно большем числе игровых групп) труднее вести игру (идет потеря темпа игры), при большем числе в группе - часть ребят теряют активную игровую позицию в команде.
5.Общеклассная-массовая. Такой вид игры хорош при фронтальном опросе в классе или на местности, или игра - праздник для целой параллели классов. ("Роза ветров"). Однако многие ребята при этом "выпадают" из активной игровой позиции и следовательно им неинтересно участвовать.

Игры по образовательным задачам:

В учебном процессе закономерности познания трансформированы в конкретные этапы процесса усвоения: восприятие, осмысление, закрепление, формирование умений и применение на практике новых знаний и умений. И на всех этих этапах может присутствовать учебная игра..
1. Игры на изучение нового материала. В процессе игры идет знакомство ребят с неизвестными им фактами, приемами работы, новыми географическими источниками знаний, способами работы. Большей частью это групповые, проектные , исследовательски - модельные игры. ("Проект "Садовый-2", "Население России", "Астероид - угроза миру"...)
2. Игры на формирование умений и навыков. Это игры на определение координат, работу по заданному плану, умение работать с картами, коллекциями, справочниками, выработка приемов наблюдения на местности, умения работать в коллективе, распределять игровые роли, умение говорить, отстаивать свое мнение. Большей частью это репродуктивно - программируемые игры. ("Кубики", "Морской бой", "Экологический десант", "Аукцион")
3. Игры на обобщение и контроль знаний. Самый большой пласт игр для проверки усвоенного и коррекции знаний. Большей частью групповые игры - викторины и соревнования, программируемые и эвристические ("Лото", "Брейн-ринг", игры "Путешествия по материкам и странам"…)

Игры по методам обучения:

1. Репродуктивные (объяснительно - иллюстративные). Игры, где даны начальные условия поиска, методы работы, материал с которым надо работать и конечный результат, который надо получить. Такие игры хороши в начале года, когда мозг еще "не вработался" в учебу, в творчество. ("Кто последний", "Разведдесант", "Кубики", и т. д.). Игры слабо развивающие творческое мышление, поэтому занимают на уроке небольшой отрезок времени.
2. Программируемые. Игры, где даны начальные условия работы, алгоритм (метод) работы и необходимый конечный результат. Более сложные, но все-таки малотворческие игры. ("Полезные ископаемые - поиск ответов", "Географический бой"...)
3. Эвристические (игры на поиски путей решения). Даны начальные условия, материал для поиска и конечный результат. Ребятам самим приходится определять пути решения поставленной задачи, а это уже элементы творчества! ("Туристический маршрут", "Творческие драматический конкурсы", "Оптимальный вариант")
4. Проблемные. Игры, где даны начальные условия и конечный результат, но нет путей решения задачи и промежуточных материалов. Такие игры хороши с домашним продолжением при работе в микрогруппе. Простор для творческой активности. ("Дневник путешествия", "Восточная дивизия").
5. Исследовательски - модельные. Игры только с известным конечным результатом. Игры групповые, часто с домашним продолжением, с защитой проектов. Это высшая форма творчества в обучении. Такие игры получаются в "сильных" классах, старших классах или ближе к концу года (""Рассказ - мистификация", " Времена года", "Защита фантпроекта", "Мозговой штурм", "Быть ли озеру?"). Как один из вариантов - научно - исследовательская деятельность школьников ( по своей сути - серьезная игра) во внеурочное время. Ученики становятся более творческими личностями, так как осознанное научное творчество в школьном возрасте возможно только либо у одаренных детей, либо в неформальном учебном общении (которое и дает учебная игра)

Игры по типам развития интеллекта:

1. Познавательные (дидактические). Игры в основе которых лежит "неизвестность" результата, какая-то тайна. Ребята в таких играх знакомятся с новым учебным материалом, фактами географии, путем "расшифровки", разгадывания, распутывания ситуации, а главное знания самого предмета. Эти игры основаны на соревновании в знаниях. Выигрывает чаще тот, кто больше владеет информацией. (Викторины ,"Авторалли", "Почта шифрограмм", "Поиск клада", "Ге -Хо"...)
2. Ролевые. Это игры - путешествия, где ребята выбирают себе "роли" того или иного героя ( "геолог", "зоолог", "топограф" ,"этнограф" и т.д.) и от его имени совершают все игровые действия - пишут письма, "дневники экспедиций", "отчеты", дают "пресс-конференцию о своем путешествии"... ("Пресс-конференция", "Оптимальный вариант", "Восточная дивизия"...)
3. Деловые игры. Здесь имитация способствует приближению к реальной практике. Игры по воспроизводству человеческой деятельности: на умения работать с топографическими приборами ("Разведдесант", "Экспедиция на местности"), умение планировать инфраструктуру жилых районов ("Проект "Садовый-2")

Игры по формам проведения:

1.Конференция, собрание для решения проблем. В основе таких игр лежит метод "Мозгового штурма", когда предложенную для обсуждения проблему можно решить сначала путем внутригруппового, а затем и общего обсуждения. Отбраковать нереальные пути, прийти к общему согласию. Суть игры заключается в предположении, что из большого числа субъективных точек зрения экспертов, при условии их компетентности, по меньшей мере несколько являются хорошими.
2.Викторины, где необходимо отгадать, решить какую-либо задачу. ("Да - нет, найди ответ", "Угадай природный объект"). Здесь важна форма подачи и занимательность вопросов, способ оценки ответа, важна атрибутика игры.
4. Соревнование на лучшее качество, скорость, количество ("Кто последний", "Население России", "Аукцион ответов", "Кубики"…). Здесь важно умение учителя динамично и четко вести игру, правила, очередность.
5. Принятие и смена ролей В течение игры ребята пробуют на себе различные роли ("Творческие драматические конкурсы", "Видеоклип-реклама"..). Здесь важен предварительный настрой ребят, микроклимат в классе, атрибутика игры, демократичность отношений с учителем.
6. Имитация события . В процессе игры дети имитируют какое - либо географическое событие ("Экспедиция в Антарктиду", "Пресс - конференция"). Здесь важно умение направлять игру в нужное русло, вовремя корректировать игровую ситуацию.
7. "Карусель", чередование игровых ситуаций. При выполнении игровых заданий меняются формы игры, роли ("Экспедиция на местность"). Игры этого типа затратны, продолжительны, но дают большую практику действий учеников.
8. Путешествия по станциям. В игре дети по очереди посещают различные пункты, где выполняют географические задания. ("Зачет по станциям"). Для проведения игры целесообразно привлекать наиболее сильных учеников или старшеклассников для "работы" на станциях, четко разработать "маршруты" перемещения во избежание конфликтов.
9. Защита проекта. В игровой форме ребята защищают свои экологические, производственные, культурологические проекты переустройства мира. ("Проект "Садовый-2", "Туристический маршрут"). Здесь важна актуальность проекта, его близость к жизни школьников, домашние заготовки ребят.
10. Открытие, исследование В процессе игры ребята делают миниисследования окружающего мира. Здесь игра переходит в научно - исследовательский практикум. ("Экологический десант"). По итогам таких игр выявляются школьники склонные к дальнейшей научно - исследовательской работе.
Теперь о конкретном применении Игросистемы в разных параллелях. В курсе "Физическая география" 6 класса я использую 20 отработанных игр и игровых моментов. Некоторые игры занимают весь урок, некоторые - часть. Последовательность развития игр совпадает с последовательностью развития детского организма: от простого к сложному. В начале курса игры объяснительно - иллюстративного характера, репродуктивные, далее - программируемые, и в конце - проблемные. Все игры занесены в таблицу. В курсе 7 класса "Физическая география материков и океанов" я использую 28 наработанных игр и моментов. Сложность интеллектуальных игр нарастает от программируемых и объяснительно - иллюстративных до исследовательски - модельных. Большая часть игр приходится на обобщение и контроль знаний. В курсе 8 класса "Физическая география России" используется 20 основных наработанных игр и игровых моментов. От объяснительно - иллюстративных, через программированные к проблемным. Большая часть игр на обобщение и повторение материала, но возрастает доля игр на изучение нового материала. В курсе "Экономическая география России" я использую 9 игр большей частью проблемно - проектные, на изучение нового материала и обобщение и контроль. Как показывает практика, девятиклассники весьма охотно играют на уроках географии. Игры в курсе 10 класса "Экономическая география мира" одиночны и пока не представляют системы. Вероятно, в этом возрасте необходимы деловые социально значимые игры (типа "Оксфордские дебаты"). Все 50 авторских игр оформлены в методическую электронную энциклопедию на СД- диске.

Атрибутика игр

Достаточно важным вопросом при проведении игр в классе является игровое оборудование, атрибутика игр. Ребята, конечно, большие фантазеры и в любой палке смогут увидеть любой предмет игры. Но лучше, чтобы игра была подготовлена достаточно ярко, красочно. Кроме игрового поля на доске (которое необходимо сделать зрелищным), игровых полей у каждого ученика или игровой группы, могут потребоваться фишки ( на магнитах) в виде самых разнообразных предметов - машин, животных, людей... Необходимым атрибутом может являться игровой кубик с красивыми гранями - числами ( или картинками). Его желательно сделать крупным с ребром до 10 см. Необходимо позаботиться о письменной инструкции для игроков, которая должна быть оформлена в общем стиле игры, о табличках на столах с названиями или символами различных групп, "визиток" на груди ведущих игроков. Иногда применяются атрибуты костюмов либо предлагаемые ребятам на урок, либо изготовленные ими самими к уроку - игре. Для игровых ситуаций на местности необходимо подготовить географический инструмент - компасы, дальномеры, планшеты, бланки... Важным для ребят является мера текущей оценки каждого игрового действия. Я для этого использую различные жетоны. Игровые чернильные печати зверей, иногда цифры, иногда специальные компьютерные рисунки, иногда ксерокопии картинок. Ребятам приятно держать в руках такие оценки, по сумме которых в конце урока выяснится победитель. Для обострения ситуации иногда на доске вычерчивается таблица с набранными каждой командой в течении игры баллами. Иногда я использую бланки грамот для награждения "самых - самых".. Для регистрации времени можно использовать песочные часы, видимые с любой точки класса. Необходимо подготовить помещение для игры на весь урок - предусмотреть расстановку стульев, столов (иногда создать импровизированную "сцену").

О результативности

О результативности (эффективности) применения Игросистемы на уроках географии трудно судить в отрыве от методики преподавания всего предмета, отношения в целом к нему в школе, личных отношений учащихся к педагогу. Многолетние наблюдения позволяют сделать следующие выводы об эффективности применения Игросистемы на уроках географии:
1. Несравненно быстрее развивается интеллектуальный уровень учеников, так как приходится постоянно расширять свой кругозор. Сравнительный анализ классов в одной параллели, показывает, что там, где дети не играют на уроках, они хуже владеют устной речью, более закрепощены в решении нестандартных вопросов, медленнее приходят к решению. Хороший пример - победы в брейн - рингах играющих классов над неиграющими ( ведь многие игры требуют быстроты мысли ).
2. Ученики становятся более творческими личностями, так как осознанное научное творчество в школьном возрасте возможно только либо у одаренных детей, либо в неформальном учебном общении (которое и дает учебная игра). Примерами могут служить творческие работы учащихся, при выполнении игровых заданий ("Дневники путешествий", "Рекламные проспекты")
3. Ученики становятся более раскрепощенными при решении учебных задач на других предметах, ибо имеют опыт коллективного обсуждения проблем.
4. Ученики играющих классов становятся более открыты друг для друга, улучшается внутриклассная психологическая обстановка. Раскрываются замкнутые дети, ибо один удачный ответ (или ход) в игре может диаметрально переменить к таким ученикам отношение сверстников в классе.
5. В учебной игре часто происходит самореализация подростков в общении.
6. Свободное творчество учеников в процессе игры приносит моральное удовлетворение преподавателю, который видит все достоинства и недостатки в усвоении пройденного материала, видит "пробелы" в знаниях своих учеников, может оперативно скорректировать знания.
Данные анонимного анкетирования школьников свидетельствуют , что ребята высоко оценивают подобные уроки и приемы, отмечая что : "Материал гораздо лучше усваивается в игре....", "... если было бы побольше игр, то было бы вообще прекрасно", "... мы хоть иногда играем на уроках в интересные игры, во многих других классах таких игр нет. Но хотелось бы, чтобы игр было в 2 - 3 раза больше, тогда учиться было бы интереснее и легче." "Не скучно сидеть на уроке. Я иду на урок географии охотнее, чем на другие", "Мне не нравится, что на неделе мало уроков географии", "... нравится урок нормальным общением, как раз то, что нужно подростку". Встречи с бывшими учениками показали, что из школьной жизни им больше всего запомнились такие игровые уроки.

Базовая основа разработки географических игр

Во многом, как разработанные мной, так и переработанные известные игры опираются на существующие разделы искусств: изобразительное ("Туристический маршрут"), плакат ("Экологический бой"), графика, комиксы ("Путешествие к центру Земли"), фотография, мультипликация, литература - сказки, фантастика ("Защита фантпроекта"), приключения, стихи ("Творческие конкурсы") и др. Кроме того привлекаются элементы театра, комедии, драмы, пантомимы ( "Творческие конкурсы"). При разработке новых игр использовался и преобразовывался опыт Творческих Дел коммуны им. Фрунзе (г. С-Петербург), всесоюзный опыт "Артека", модернизировались принципы настольных игр применительно к географии, использовался опыт Лаборатории игровой деятельности школьников АПН СССР, опыт Пермского Городского Штаба Тимура и др. Следует заметить, что разработка и изобретение новых форм игры не представляет большой трудности, так как за основу берутся любые известные в мире игры и видоизменяются для нужной учебной темы. Лучше же всего дети воспринимают игры, основанные на их стихийном интересе. Массовая игра во "вкладыши" дала толчок к созданию жетонов из ксерокопий этих вкладышей, как мера текущей оценки в игре; извечная парная игра "Морской бой" - к созданию коллективной игры с аналогичным названием. Любовь к комиксам и мультфильмам - к экранным играм. Любовь к запискам на уроках - к игре "Почта шифрограмм". Поэтому невозможно создать идеальный комплекс игр, который можно было бы рекомендовать всем детским учреждениям. Каждое время рождает свои игры на современные и актуальные сюжеты, которые интересны детям по-разному в разные возрастные периоды. Следует отметить, что один и тот же тип игры можно применять в различных возрастных группах (усложняя или облегчая правила). Иногда сторонникам учебно - дисциплинарного подхода кажется ужасным, что дети на уроке шумят, двигаются, не понимая, что усвоение информации у детского мозга несколько иное. Иногда им кажется ужасным, что оценка за игру всем детям в группе ставится одинаковая, при разном уровне работоспособности. Но все дети разные. Конечно Игра не охватит все глубоко теоретические вопросы, как устный диалог или самостоятельная исследовательская работа. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Игровая пятерка стимулирует дальнейший интерес к учебе, к творческому поиску новых путей решений проблем. А на фоне 8-10 оценок за четверть она не является решающей. Ведь есть оценки за практические, самостоятельные, индивидуальные, тестовые, контрольные работы. Но если вы не хотите убить в детях тягу к знаниям - нужно на своих уроках играть! Ну, а если играть, так играть по науке, в системе!
Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ге, география в школе, методическая копилка учителя геогра, дидактический материал по географии
Просмотров: 1911 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru