Главная цель преподавания – не только обучить
учащихся основному содержанию науки, развить
интерес и понимание к изучаемому материалу, но и
сформировать практические навыки для
дальнейшего развития личности.
Для наиболее эффективного метода работы в
школе необходимо выбрать такие формы, при
которых будут в равной степени задействованы все
виды физических чувств восприятия в процессе
обучения. Для выявления наиболее эффективных
каналов восприятия информации мной было
проведено исследование, главная задача которого –
определить количество и долю учеников с
выраженными физическими особенностями
восприятия для использования их в обучении.
Предмет исследования - личные физические чувства
в процессе обучения и работы.Актуальность
проблемы заключается в выявлении более
эффективного канала восприятия информации
учащимися и его дальнейшее использования в
педагогической деятельности, с целью
активизации обучения. Инструментарием для
исследования явился Аналитический обзор стиля
обучения (АОСО), разработки самостоятельного
метода оценки восприятия и запоминания, автор
РебеккаЛ. Оксфорд, доктора наук Университета
Алабамы, 1993 г.
Исследования мной школьной группы учащихся
выявили преобладание учеников со слуховым
каналом восприятия (62,06%), тогда как доля
способных воспринимать информацию зрительным
органом чуть ниже (57,24%). Из этого я сделала вывод,
что для эффективной работы по усвоению материала
лучше всего будет создание рабочих групп, куда
войдут учащиеся с различными каналами
восприятия, что поможет ученикам дополнительно
получать информацию друг от друга, лучше усвоить
ее и добиться более высокого результата.
Подтверждением являются высокие оценки за
групповые творческие работы в среднем на 1-2 балла
более чем у 70% учащихся.
В работе я часто использую групповые методы,
как для изучения нового материала, так и для его
закрепления. Самыми популярными являются:
деловые игры, проектная деятельность,
экскурсионный метод, кейс-метод. В группах ребята
работают наиболее эффективно и качественно. Это
объясняется рядом факторов: 1)особенностью
восприятия и прочтения информации,
2)возможностями обсуждения информации,
постановки и решения проблем, 3)коллективной
выработкой и подачей решений, 4)возможностью
сравнительного подведения итогов. Так, выработка
решений требует четких и слаженных действий от
участников, им необходимо не только найти
правильное решение, но и обосновать его или
представить творческую защиту. В подобных
заданиях дается критерий, на который группа
ориентируется в своей работе. Данные критерии
отражают не только глубину знаний по вопросу, но
и развитие способностей и общечеловеческих
качеств (творчество, аккуратность,
пунктуальность и др.). В своей практике я применяю
данные методы с пятого класса, что дает хорошие
результаты. Дополнительной мотивацией в работе
является соревновательный характер подведения
итогов, поскольку оценивается работа группы, а
значит, проводится своеобразный рейтинг
успешности групп, что так же очень важно для
учащихся. Подобные занятия проводятся как в
начале, так и в конце учебного года.
Основными целями подобных работ являются:
- ознакомление с природными компонентами на
данной территории (например: изучение почв и
растительного покрова в природных комплексах
пришкольного участка, леса, парка и др.);
- определение взаимосвязей природных
компонентов в природном комплексе;
- выявление изменений произошедших в природе
объекта за период (например: зима, осень, весна,
или более короткий временной отрезок);
- прогноз изменений на будущее и разработка
возможных защитных мер по остановке развития
негативных изменений объекта;
- определение антропогенного воздействия на
природу объекта, его степени, значения и глубины;
- формирование экологической и природоохранной
культуры учеников.
На экскурсиях школьники учатся анализировать
наблюдаемые ими местные особенности природы и
хозяйственной деятельности людей, сравнивать
различные географические объекты и территории.
На основе конкретного изучения
причинно-следственных связей географических
явлений и процессов во время экскурсий у
школьников формируется осознание необходимости
бережного отношения к естественным ресурсам.
Экскурсии и практические работы, которые
строятся на изучении, накоплении и использовании
краеведческого материала, содействуют активному
усвоению знаний и формированию практических
умений и навыков.
В ходе выполняемых работ идет сбор и обработка
информации и составление программы возможных и
посильных действий учащихся, их семей и ближнего
окружения по защите среды обитания от
негативного влияния на природные компоненты и
природные комплексы. Итогом выполнения работ и
усвоения материала являются практические
работы, оформленные учащимися, творческие
работы, устный опрос или иная форма проверки
знаний.
Я предлагаю материалы для уроков
природоведения в 5 классе, с использованием
методики групповых творческо-практических
работ, которые позволяют представить
направление и уровень подготовки к географии. |