В рамках классноурочной системы широко применяются различные формы
организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные,
так и внутриклассные групповые.
Уровни коллективной учебно-познавательной деятельности:
- Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение
общей цели.
- Работа в парах
- Групповая работа.
- Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели урока).
- Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
Групповая работа требует временного разделения класса на группы для
совместного решения поставленной задачи. Учащимся предлагается обсудить
задачу, наметить пути ее решения, затем реализовать их а практике и
представить найденный совместно результат.
Групповая форма работы лучше, чем фронтальная. Она обеспечивает учет
индивидуальных особенностей учащихся, открывает возможности для
сплочения коллектива. Работа в группах оказывает мощное стимулирующее
действие на учащихся.
Групповые технологии предполагают:
- организацию совместных действий, ведущих к активизации всех участников
группы;
- распределение действий и операций на весь состав группы;
- выбор соответствующих способов действия для всех;
- взаимопонимание, взаимопомощь, включение всех участников в совместную
деятельность для решения поставленной задачи.
Особенности организации групповой формы работы:
- класс на уроке делится на группы, для решения поставленной учебной задачи;
- каждая группа получает задание и выполняет его сообща под руководством
руководителя группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким образом, который позволяет
учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся
одинакового для всех задания. В ходе работы поощряется совместное
обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к
другу. При этом учащиеся получают индивидуальную помощь, как от учителя,
так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую
помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются,
закрепляются при объяснении своему однокласснику данной темы.
Учитель при этом выполняет разнообразные функции:
- контролирует ход работы в группах;
- отвечает на вопросы;
- регулирует споры:
- регулирует порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает
помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти
всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна
она при проведении практических работ, лабораторных работ по
естественнонаучным предметам; при обработке навыков разговорной речи на
уроках иностранного языка; на уроках трудового обучения: при изучении
текстов на всех предметах.
Качество знаний по географии предполагает не только знание
теоретического материала, но и знание карты. На первых порах учащиеся
бояться карты, они отказываются выходить к доске.
Работа в группах позволяет решить эту проблему. Проходит время,
прежде чем учащиеся начинают понимать, что карта - это не просто лист
бумаги, на который нанесены различные географические объекты и который
висит на стене в вертикальном положении. Оказывается, карта имеет четыре
основные стороны света - СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК. Для более быстрого
запоминания необходимо разместить буквы, обозначающие стороны света.
Постоянно приходится поправлять: «не сверху, а на севере; не снизу, а южнее ...».
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
1 задание. Контуры континентов
Группы получают конверты с разрезанными контурами континентов. Надо собрать континенты (в конверте помещены два континента).
2 задание. Географические объекты
Каждая группа получает карточки с написанными на них географическими
объектами. Задача состоит в том, чтобы распределить названия на
картосхеме материков.
3 задание. Знаешь ли ты карту?
Группы получают конверты с небольшими фрагментами картосхем. Задача,
назвать все географические объекты изображенные на картосхеме.
4 задание. Ты уверен!
Группы получают картосхемы, на которых цифрами обозначены
географические объекты. В обозначениях умышленно допущены ошибки.
Задача, найти допущенные ошибки и дать правильное решение. При изучении
экономической географии в 9-10-х классах необходимо знание расположения
стран, субъектов, экономических объектов, учащиеся активно принимают
участие при работе в фуппах.
5 задание. Расположение субъектов РФ на политической карте (9-й класс)
Группа получает конверты с заданиями. По фрагменту картосхемы
определить субъекты РФ относительно физических объектов (реки, озера,
горной системы),
6 задание. Страны Мира (10-й класс)
Группы получают конверты с заданиями. По фрагментам картосхемы
определить страны мира, относительно географических объектов (реки,
моря, океана),
7 задание. Бытовой опыт (9-й класс)
За несколько дней перед уроком учащиеся получают опережающее задание,
составить список продуктов, которые использовала семья за неделю, и
рассмотреть географию их производства. Такое задание выполняется при
изучении географии пищевой и легкой промышленности.
Некоторые задания можно повторить в течении года, меняя состав групп.
При этом усложнять задания, в начале года работать с использованием
атласов, в конце года работать по память, не используя атласы. |