Инновация - означает обновление, новинка,
изменение. Инновация несет в себе сущность
содержания и организации нового. Система
образования требует от педагога гибкости
мышления, активности и стремления к творчеству,
готовности к нововведениям.
В современных условиях общество предъявляет
высокие требования не только к уровню знаний
выпускников, но и к умению работать
самостоятельно и заниматься исследовательской
деятельностью. Образовательные технологии
являются эффективными в том случае, если
полученные знания применяются на практике.
Школьная программа по географии и биологии 6-8
классов предусматривает практические занятия и
проведение экскурсий в природу. В настоящее
время учителя должны не только организовывать,
но и проектировать
информационно-коммуникационную предметную
среду.
Во время выхода в природу школьники учатся
анализировать наблюдаемые ими местные
особенности природы, сравнивать различные
географические объекты и территории. Работы на
местности содействуют активному усвоению знаний
и формированию практических умений и навыков у
школьников.
В ходе учебно-исследовательской деятельности
учащиеся приобщаются к пониманию различных
проблем, усиливается стремление к получению
практических и теоретических знаний в области
различных наук.
Действительность требует воспитания в молодых
людях активного отношения к проблемам
окружающей среды и экологической
компетентности.
В процессе изучения предметов естественного
цикла велика роль науки экологии. Задача школы
дать знания основ экологии учащимся согласно их
возрастным особенностям.
Родной дом, природа, Родина, Россия - это
понятия близки каждому человеку нашей страны. В
курсе изучения биологии и географии особое
значение имеет региональный компонент. В
настоящее время возникла необходимость в более
близком изучении территории, на которой мы живем.
В нашей школе - ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева в 2009
году учителями: Панфиловой Т.И - география,
Тришкиной О.В. - биология и Новичковой И.В. -
химия, на заседании методического объединения
естественнонаучного цикла было принято решение
организовать и разработать маршрут
экологической тропы. Мы решили создать и
апробировать "учебно-экспериментальную
лабораторию" в природных условиях. Были изучены
требования к организации данного мероприятия.
- выбор маршрута;
- протяженность маршрута;
- состав экскурсионных объектов;
- создание исследовательских групп.
Маршруты рассматривали таким образом, чтобы на
небольшом отрезке пути можно было увидеть как
можно больше разнообразных экологических,
биологических и географических объектов и
явлений. При выборе учитывались следующие
условия:
- близость к школе;
- доступность для посещения учащимися;
- посещаемость местным населением;
- эстетическая выразительность окружающего
ландшафта;
- информационная ёмкость маршрута.
Были разработаны три маршрута, которые, на наш
взгляд, отличались привлекательностью и
информативностью для проведения исследований, а
также имели участки, нарушенные деятельностью
человека:
1 маршрут - пойма реки Суры;
2 маршрут - искусственный водоем (пруд);
3 маршрут - опушка леса на берегу озера.
Первый маршрут мы выбрали, так как это
естественный водоем с проточной водой.
Второй маршрут - это искусственный водоем
(пруд) со стоячей водой и пляжем для отдыхающих.
Третий маршрут - опушка леса на берегу озера
после лесного пожара, т.е. изучение последствий
деятельности человека.
Это излюбленные места отдыха жителей нашего
городка. Поэтому антропогенная нагрузка на
местность достаточно высокая. Наряду с
природными объектами мы рассматривали и
последствия деятельности человека. При этом
старались делать акцент на то, чтобы ребята
увидели примеры взаимодействия человека и
природы и захотели принять участие в работе по
охране окружающей среды.
Программу экологической тропы мы немного
расширили, включив в неё вопросы не только из
биологии и географии, но и из химии. Этим самым
поставили задачу формировать у школьников
целостный взгляд на окружающий мир, т. е.
использовать межпредметные связи, объединяя
родственные дисциплины в единую линию познания.
Девизом экологической тропы мы взяли слова М.Н.
Скаткина "Мало видеть, надо уметь смотреть".
Целью экологической тропы является
экологическое воспитание учащихся и
формирование научных знаний, взглядов и
убеждений, обеспечивающих ответственное
отношение школьников к окружающей среде.
Цель определяет следующие задачи:
1. Показать познавательно-экологические
возможности тропы.
2. Провести фенологические наблюдения.
3. Выявить экологические проблемы территории.
4. Определить видовой состав растений и
животных.
5. Провести мониторинг состояния воды, почвы,
воздуха на различных участках исследуемой
территории.
6. Воспитать экологически грамотную культуру
поведения школьников в окружающей среде.
Данное мероприятие проводится 1 раз в год на
параллели 8 классов с 2009 по 2011 учебный год.
Учителями МО естественнонаучного цикла были
разработаны инструктивные карты для выполнения
исследовательских работ на всех остановках
маршрута следования. Очень тщательно
подбиралось оборудование.
С учащимися параллели 8 классов проводили
инструктаж по технике безопасности и правилам
поведения в природе. Школьники были поделены на
бригады, каждая из которых получила
инструктивные карты для работы по маршруту
следования.
Во время занятий преподаватели организовывали
работу, помогали в решении проблем, обеспечивали
учеников дополнительными сведениями.
Дети с интересом принимали участие в
экологической тропе, добросовестно выполняли
все задания. На данном маршруте учащиеся
знакомились с примерами экосистем, проводили
фенологические наблюдения, мониторинг состояния
воды, почвы, воздуха на различных участках
исследуемой территории и уровнем их загрязнения.
Сравнивали.
Полученные результаты заносили в
инструктивные карты.
Вернувшись в школу, дети анализировали
полученные результаты и составляли письменный
отчет по данной теме.
Отчет о работе экологической тропы мы, учителя
предметники оформили в виде презентаций.
Педагогические результаты экологической тропы
- развитие практических умений школьников;
формирование навыков практической оценки
экологического состояния окружающей среды;
формирование умений планировать и
организовывать экспериментальные исследования;
развитие способностей анализировать и
прогнозировать результаты эксперимента. На наш
взгляд нам удалось реализовать поставленные
цели и задачи.
В 2011 году мы апробировали такую же работу с
обучающимися 6 классов "Первые шаги в науку", с
целью введения ребят в исследовательскую
деятельность. Был выбран природный комплекс
меньших размеров. Мы изучали влияние условий
произрастания растений на их рост и развитие и
количество живых организмов в тени и на хорошо
освещенном месте. Определяли влажность,
температуру воздуха и почвы. Такие исследования
в природе позволяют осмыслить окружающий мир как
единое целое с определенными закономерностями,
познание которых для учащихся 6 классов имеет
естественное состояние.
В планах нашего методического объединения -
полученные результаты с экологической тропы
использовать в проектной деятельности
школьников.
Учитель сегодня основной субъект инноваций. В
настоящее время от нас, учителей, требуется
умение организовывать и проектировать
информационно-коммуникационную предметную
среду.
Педагоги естественнонаучного цикла ФКОУ СОШ
имени А.Н.Радищева всегда стремятся к новому и
интересному в воспитании и обучении школьников.
В нашей школе - исследовательская работа
учащихся на маршруте экологической тропы это
совершенно новая методика, которую мы
разработали и усовершенствовали за 3 года. |