Пятница, 29.03.2024, 09:50                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ГЕОГРАФИЯ

Экологическая тропа "Экскурсия в природное сообщество"
22.04.2013, 11:25

Инновация - означает обновление, новинка, изменение. Инновация несет в себе сущность содержания и организации нового. Система образования требует от педагога гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, готовности к нововведениям.

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников, но и к умению работать самостоятельно и заниматься исследовательской деятельностью. Образовательные технологии являются эффективными в том случае, если полученные знания применяются на практике.

Школьная программа по географии и биологии 6-8 классов предусматривает практические занятия и проведение экскурсий в природу. В настоящее время учителя должны не только организовывать, но и проектировать информационно-коммуникационную предметную среду.

Во время выхода в природу школьники учатся анализировать наблюдаемые ими местные особенности природы, сравнивать различные географические объекты и территории. Работы на местности содействуют активному усвоению знаний и формированию практических умений и навыков у школьников.

В ходе учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобщаются к пониманию различных проблем, усиливается стремление к получению практических и теоретических знаний в области различных наук.

Действительность требует воспитания в молодых людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологической компетентности.

В процессе изучения предметов естественного цикла велика роль науки экологии. Задача школы дать знания основ экологии учащимся согласно их возрастным особенностям.

Родной дом, природа, Родина, Россия - это понятия близки каждому человеку нашей страны. В курсе изучения биологии и географии особое значение имеет региональный компонент. В настоящее время возникла необходимость в более близком изучении территории, на которой мы живем.

В нашей школе - ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева в 2009 году учителями: Панфиловой Т.И - география, Тришкиной О.В. - биология и Новичковой И.В. - химия, на заседании методического объединения естественнонаучного цикла было принято решение организовать и разработать маршрут экологической тропы. Мы решили создать и апробировать "учебно-экспериментальную лабораторию" в природных условиях. Были изучены требования к организации данного мероприятия.

  • выбор маршрута;
  • протяженность маршрута;
  • состав экскурсионных объектов;
  • создание исследовательских групп.

Маршруты рассматривали таким образом, чтобы на небольшом отрезке пути можно было увидеть как можно больше разнообразных экологических, биологических и географических объектов и явлений. При выборе учитывались следующие условия:

  • близость к школе;
  • доступность для посещения учащимися;
  • посещаемость местным населением;
  • эстетическая выразительность окружающего ландшафта;
  • информационная ёмкость маршрута.

Были разработаны три маршрута, которые, на наш взгляд, отличались привлекательностью и информативностью для проведения исследований, а также имели участки, нарушенные деятельностью человека:

1 маршрут - пойма реки Суры;

2 маршрут - искусственный водоем (пруд);

3 маршрут - опушка леса на берегу озера.

Первый маршрут мы выбрали, так как это естественный водоем с проточной водой.

Второй маршрут - это искусственный водоем (пруд) со стоячей водой и пляжем для отдыхающих.

Третий маршрут - опушка леса на берегу озера после лесного пожара, т.е. изучение последствий деятельности человека.

Это излюбленные места отдыха жителей нашего городка. Поэтому антропогенная нагрузка на местность достаточно высокая. Наряду с природными объектами мы рассматривали и последствия деятельности человека. При этом старались делать акцент на то, чтобы ребята увидели примеры взаимодействия человека и природы и захотели принять участие в работе по охране окружающей среды.

Программу экологической тропы мы немного расширили, включив в неё вопросы не только из биологии и географии, но и из химии. Этим самым поставили задачу формировать у школьников целостный взгляд на окружающий мир, т. е. использовать межпредметные связи, объединяя родственные дисциплины в единую линию познания.

Девизом экологической тропы мы взяли слова М.Н. Скаткина "Мало видеть, надо уметь смотреть".

Целью экологической тропы является экологическое воспитание учащихся и формирование научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих ответственное отношение школьников к окружающей среде.

Цель определяет следующие задачи:

1. Показать познавательно-экологические возможности тропы.

2. Провести фенологические наблюдения.

3. Выявить экологические проблемы территории.

4. Определить видовой состав растений и животных.

5. Провести мониторинг состояния воды, почвы, воздуха на различных участках исследуемой территории.

6. Воспитать экологически грамотную культуру поведения школьников в окружающей среде.

Данное мероприятие проводится 1 раз в год на параллели 8 классов с 2009 по 2011 учебный год.

Учителями МО естественнонаучного цикла были разработаны инструктивные карты для выполнения исследовательских работ на всех остановках маршрута следования. Очень тщательно подбиралось оборудование.

С учащимися параллели 8 классов проводили инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в природе. Школьники были поделены на бригады, каждая из которых получила инструктивные карты для работы по маршруту следования.

Во время занятий преподаватели организовывали работу, помогали в решении проблем, обеспечивали учеников дополнительными сведениями.

Дети с интересом принимали участие в экологической тропе, добросовестно выполняли все задания. На данном маршруте учащиеся знакомились с примерами экосистем, проводили фенологические наблюдения, мониторинг состояния воды, почвы, воздуха на различных участках исследуемой территории и уровнем их загрязнения. Сравнивали.

Полученные результаты заносили в инструктивные карты.

Вернувшись в школу, дети анализировали полученные результаты и составляли письменный отчет по данной теме.

Отчет о работе экологической тропы мы, учителя предметники оформили в виде презентаций.

Педагогические результаты экологической тропы - развитие практических умений школьников; формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды; формирование умений планировать и организовывать экспериментальные исследования; развитие способностей анализировать и прогнозировать результаты эксперимента. На наш взгляд нам удалось реализовать поставленные цели и задачи.

В 2011 году мы апробировали такую же работу с обучающимися 6 классов "Первые шаги в науку", с целью введения ребят в исследовательскую деятельность. Был выбран природный комплекс меньших размеров. Мы изучали влияние условий произрастания растений на их рост и развитие и количество живых организмов в тени и на хорошо освещенном месте. Определяли влажность, температуру воздуха и почвы. Такие исследования в природе позволяют осмыслить окружающий мир как единое целое с определенными закономерностями, познание которых для учащихся 6 классов имеет естественное состояние.

В планах нашего методического объединения - полученные результаты с экологической тропы использовать в проектной деятельности школьников.

Учитель сегодня основной субъект инноваций. В настоящее время от нас, учителей, требуется умение организовывать и проектировать информационно-коммуникационную предметную среду.

Педагоги естественнонаучного цикла ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева всегда стремятся к новому и интересному в воспитании и обучении школьников. В нашей школе - исследовательская работа учащихся на маршруте экологической тропы это совершенно новая методика, которую мы разработали и усовершенствовали за 3 года.

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: admin | Теги: дидактический материал по географии, методическая копилка учителя геогра, география в школе, дополнительный материал к урокам ге
Просмотров: 1949 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru