Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного
человека, не знающего основ географии. География расширяет общий
кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма.
Изучение географии развивает любовь к Родине, к родным местам, к
природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.
Важный вопрос, который решает учитель на каждом уроке, как вызвать к
жизни внутренние силы ученика, пробудить интерес к изучаемому,
активизировать о стремление к постижению нового. Для этого необходимо
разнообразить формы методы как проведения урока в целом, так и
отдельных его этапов.
Ребёнок, который пришёл на урок географии сегодня совершенно другой.
Он живёт в мире новых информационных технологий, и это наложило
определенный печаток на развитие личности современного ребенка. Мощный
поток новой формации, рекламы, применение компьютерных технологий на
телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и
компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его
восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка
за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и
использовать в практической деятельности огромные массивы информации.
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с
интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и
мог их оценить. Современному ученику - современный урок.
Поэтому, сегодня одним из направлений модернизации системы
графического образования является внедрение компьютерных технологий и
мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность
обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить
творческие возможности, стимулировать и развивать психические
процессы, мышление, восприятие, память школьников.
Современный учитель в решении этой непростой задачи должен сочетать
традиционные методы обучения и современные информационные технологий, в
числе и компьютерные.
Возник вопрос: Как научить детей думать и действовать,
заинтересовать в поиске нужной информации? Как спланировать и провести
урок, чтобы каждый ребенок стал его участником: слабый и сильный,
одаренный и не желающий учиться?
Обучение с помощью ИКТ - это не только сообщение новой информации,
но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю,
взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать
знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде
всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся,
которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и
позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках не
только облегчает усвоение учебного материал, но и представляет: новые
возможности для развития познавательной деятельности обучающихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Выделяются три основные формы работы с ИКТ на уроках географии.
Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе.
Компьютер становится ученику и учителю верным помощником. Компьютер
позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему
наглядности.
Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса
географическими картами, то, например, с использованием интерактивной
доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере
необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе.
Особенно это касается курса экономической географии, где данные об
экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Собирая
нужные документы, (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в
папки, я использую их для составления компьютерных разработок уроков,
для контроля знаний учащихся, выполненных в программе для создания
презентаций Роwer Рoint.. Презентации с помощью данной программы, при
необходимости можно изменять и дополнять.
Вторая форма работы - это применение ИКТ для организации
самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности
учащихся по географии вне школьных занятий. Учащиеся собирают
статистический материал в сети Интернет, ежедневной прессе, в
дальнейшем обрабатывают информацию и излагают виде схем, таблиц,
диаграмм, пирамид, таким образом, дополняя и углубляя информацию
учебника. После написания работы или проекта ребята создают
презентацию.
Третья форма - это применение информационных технологий для
обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр,
электронных энциклопедий и т.д.). Всем известно, что различные формы
внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность
в образовательном процессе.
Четвертая форма – это использование образовательных
электронных изданий и ресурсов. ОЭИР - фактор повышения качества
образования в современных условиях.
Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в
образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему
образования. Это относится и к географии, в которой наряду с
традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены
огромные возможности для применения компьютерных технологий
мультимедийных средств.
Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие
возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия,
использовать кино-фрагменты, электронные презентации и осуществлять
контроль усвоения знаний.
На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям,
стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому
необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания
познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной
деятельности, любом направлении.
Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и
творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в
прямой зависимости от использования инновационных технологий в
преподавании предмета. |