Специалистами установлено, что определенные факторы
образовательной среды оказывают существенное влияние на состояние
здоровья учащихся. Так по данным Института возрастной физиологии РАО,
школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений
здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний,
ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО
позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и
силы влияния на здоровье учащихся:
-
Стрессовая педагогическая тактика;
-
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
-
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
-
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
-
Провалы в существующей системе физического воспитания;
-
Интенсификация учебного процесса;
-
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
-
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
-
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (М.М. Безруких и др., 2002).
Таким образом, традиционная
организация образовательного процесса создает у школьников постоянные
стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов
саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию
хронических болезней. В результате традиционная система школьного
образования имеет здоровьезатратный характер.
Здоровье ребенка
можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость (физический
аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности,
любознательность, воображение, самообучаемостъ (интеллектуальный аспект
здоровья); честен, самокритичен (нравственное здоровье);
коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект
здоровья).
Существует более
300 определений понятия «здоровье», Согласно определению Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это
состояние полного физического, психического и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В
настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное
благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в
виде его составляющих.
Здоровье физическое
Медицинское определение—
это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
которого составляют морфологические и функциональные резервы,
обеспечивающие адаптационные реакции. Педагогическое определение
— это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Здоровье психическое
Медицинское определение — это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.
Педагогическое определение— это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
Здоровье социальное
Медицинское определение — эго
оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие
возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной
дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета,
гармоничное развитие личности в социальной структуре общества. Педагогическое определение
— это
моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение
личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (в
семье, школе, социальной группе).
Здоровье нравственное
Это комплекс
характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы
жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей,
установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным
здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с
общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.
Главное условие обучения и воспитания у детей мотивации на здоровье и здоровый образ жизни - это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста:
- физической — управление движением;
- физиологической — управление процессами в теле;
- психологической — управление своими ощущениями и внутренним состоянием;
- интеллектуальной — управление мыслью и
размышлениями, натравленными на совершенствование позитивных
нравственно-духовных ценностей.
|