Обучение — это целенаправленный,
систематический и организованный процесс формирования и развития у
учащихся качеств, необходимых им для выполнений учебной деятельности.
Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя
передачу компетенций, которые способствуют формированию представлений о
здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от
нездорового.
В процессе обучения
в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий
ставится задача сформировать у школьника необходимые компетенции по
здоровому образу жизни, научить реализовывать их в повседневной жизни.
Весь процесс
обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три
этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и
особенностями методики.
1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения,
Основные задачи:
-
Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
-
Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
-
Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
-
Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Решение этих задач осуществляется поочередно.
Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в
результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений
комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики,
просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других
ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов,
наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает
ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил
здоровьесбережения.
2. Этап углубленного изучения.
Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
-
Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
-
Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
-
Формировать практически необходимые знания, умения, навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.
Данные задачи могут
решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом
зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и
средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в
комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание
ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет
свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил
здоровьесбережения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более
углубленно познать основы здоровьесбережения.
На этом этапе
широко используется комплекс разнообразных средств (средства
двигательной направленности; оздоровительные силы природы;
гигиенические факторы).
Эффективность
использования различных средств здоровьесберегающей педагогики
достигается при четком соблюдении следующих моментов:
а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии;
б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия;
в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.
3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель — умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
-
Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
-
Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
-
Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.
На этом этапе
увеличивается количество повторений использования основных понятий и
представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных
условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся
знаний в различных условиях.
В целях углубления компетенций по здоровьесбереженню используют различные методы и приемы:
- практический метод,
- познавательная игра,
- ситуационный метод,
- игровой метод,
- соревновательный метод,
- активные методы обучения,
- воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть:
-
элементарные движения во время занятия;
-
физические упражнения;
-
физкультминутки и подвижные перемены;
-
«минутки покоя»;
-
различные виды гимнастики
(оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная,
для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);
-
лечебная физкультура;
-
подвижные игры;
-
специально организованная
двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой,
своевременное развитие основ двигательных навыков);
-
массаж;
-
самомассаж;
-
психогимнастика,
-
тренинги,
-
элементы фитотерапии,
ароматерапии, витаминотерапия (витаминизацию пищевого рациона,
йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в
год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников),
-
фитобары в стенах школы,
-
кабинет физиотерапии,
-
оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся,
-
различные реабилитационные мероприятия;
-
массовые оздоровительные мероприятия,
-
спортивно-оздоровительные праздники,
-
тематические праздники здоровья др.
|