Жизнь в ХХI
веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой
актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Чтобы
быть здоровым нужно овладеть
искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о
том, что сейчас идеально здоровых детей не много. Поэтому, проблема
оздоровления детей целенаправленная, систематически спланированная работа всего
коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в школьных
учреждениях.
Экспериментально-опытная программа разработана на основе здоровьесберегающих
педагогических технологий в обучении и воспитании.
Существует более ЗОО определений понятия «здоровья». В настоящее время в
понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие. В связи с
этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих.
Здоровье физическое.
Медицинское определение - это состояние роста и развития
органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и
функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Педагогическое определение
- это
совершенство саморегуляции в организме, гармонии физиологических процессов,
максимальная адаптация к окружающей среде.
Здоровье
психическое.
Медицинское определение - это состояние психической сферы, основу которой составляет
статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция. Педагогическое определение
- это
высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила,
побуждающая к созидательной деятельности.
Здоровье
социальное.
Медицинское определение - это оптимальные, адекватные условия социальной среды,
препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной
дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное
развитие личности в социальной структуре общества. Педагогическое определение
- это
моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности
и оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (семье, школе, социальной
группе).
Здоровье
нравственное.
Это комплекс характеристик мотивационной и потребностноинформативной сферы
жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и
мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована
духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра,
любви, милосердия и красоты.
Цель программы: обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него
необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи
программы:
а) Воспитание у детей мотивации на здоровье и здоровый образ
жизни;
б) Воспитание
культуры здоровья:
физической - управление движением
физиологической - управление процессами в теле;
психологической - управление своими ощущениями и внутренним
состоянием;
интеллектуальной - управление мыслью и размышлениями,
направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей;
в) Создание условий для реализации здоровьесберегающих
технологий обучения и воспитания;
г) Формирование смысловых представлений об элементарных
правилах здоровьесбережения;
д) Создание элементарных представлений об основных
понятиях здорового образа жизни;
е) Выполнение элементарных правил здоровьесбережения (на
уровне первоначального умения);
ж) Предупреждение непонимания основных понятий здорового
образа жизни.
Законодательно-нормативное обеспечение программы.
Закон РФ «Об образовании» (ст.5 1)
Санитарные правила и нормы, утвержденные совместным
постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
Устав школы
Внутришкольная программа «Здоровье».
Полный текст программы скачивайте по ссылке, размещенной вверху страницы.
|