ПРОГРАММА ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1 класс
(1 час в неделю, всего – 34 ч) «Желая изменить мир, начну с себя»
Этический блок (4 ч)
Мы здесь живем:
окружающий мир и человек. Понятия «живая» и «неживая природа»,
«рукотворный мир». Жизнь на земле. Цель жизни человека. Значимость
жизни человека.Культура общения с окружающими людьми (взрослыми и
сверстниками). Воспитанность. Вежливость. Тактичность.
Психологический блок (12 ч)
Развитие познавательной сферы. Игры и упражнения на
развитие внимания, памяти, мышления, произвольности, восприятия.
Развитие эмоциональной сферы. Я и мои эмоции. Мои эмоции: интерес,
радость, удивление, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд и чувство
вины. Особенности использования детьми мимики и пантомимики при
демонстрации заданной эмоции.
Выразительность речи
- сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных
эмоциональных состояний.) Развитие навыков общения. Секрет волшебных
слов. Правила хорошего тона и поведения в общественных местах.
Правовой блок (5 ч)
Школа – дом знаний, здоровья, дружбы и добра! Понятия
«школа», «учитель», «ученик», «класс», «одноклассник», «урок»,
«перемена», «расписание уроков», «рабочее место школьника», «режим
дня». Новый социальный статус ребенка 6, 5-7 лет. Права и обязанности
ученика. Правила организации учебного труда в школе и дома.
Семьеведческий блок (4 ч)
Семья. Члены моей семьи. Происхождение имен и фамилий.
Мама, папа, я – спортивная семья! Мама, папа, я – дружная семья! Тепло
родного дома. Семейные традиции.
Медико-гигиенический блок (9 ч) Здоровье
– дороже богатства. Что такое здоровье? Что я знаю о своем здоровье?
Мой организм – целая планета. Путешествие по этой
планете и знакомство с ее жителями, устройством и функционированием. Здоровый человек – счастливый человек! Я хозяин своего здоровья. Правила безопасного поведения в повседневной жизни. Правила здорового образа жизни: гигиена
тела, правильное питание, режим труда и отдыха, физкультура и спорт.
Доказательство необходимости соблюдения режима дня школьника.
Здоровье и осторожность: профилактика детского травматизма, меры предупреждения простудных заболеваний.
Родительский лекторий
Адаптация к школе. Трудности обучения первоклассников. Гармония общения – залог психического здоровья ребенка. Состояние здоровья учащихся начальных классов. Как помочь ребенку решать школьные проблемы.
2 класс
(1 час в неделю, всего – 34 ч) «Красота спасет мир»
Этический блок (5 ч)
Природа и человек. Красота мира. Красота жизни.
Красота – внешняя и внутренняя. Красота природы. Красота, созданная
руками человека. Красота души. Красота человеческих отношений. Как
сберечь красоту. Бережное отношение к окружающему миру. Вандализм.
Созидание и разрушение. Я – часть природы. Взаимосвязь всего живого.
Психологический блок (10 ч)
Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык
чувств. Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики.
Знакомство с навыками саморегуляции. Развитие навыков общения. Давай
поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора.
Напиши мне письмо: знакомство с письменным общением. Играем вместе –
обучение совместной деятельности мальчиков и девочек. Дружба мальчиков и
девочек: культура общения полов.
Правовой блок (6 ч)
Культура поведения. Этика. Этикет. Уважение к старшим.
Забота о младших. Правила поведения и красота. Правила поведения и
здоровье. Здоровый образ жизни.
Санитарно-гигиенические нормы. Аккуратность и опрятность. Вредные
привычки. Правила поведения в общественных местах (в школе, в театре, на
улице, в транспорте).
Семьеведческий блок (4 ч)
Дом, где ты живешь. Чистота – залог здоровья! Гигиена тела и жилища. «Мужские» и «женские» обязанности.
Медико-гигиенический блок (9 ч)
Из чего мы сделаны. В здоровом теле – здоровый дух.
Как легче болеть и быстро выздоравливать? Режим дня. Закаливание.
Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. Спорт – залог здоровья!
Советы наоборот: «Что нужно сделать, для того, чтобы заболеть?
Профилактика детского травматизма. Первая помощь при несчастных
случаях. Как мы познаем окружающий мир. Роль органов чувств в познании
окружающего мира. Питание и здоровье. Что такое здоровая пища
и как ее приготовить. Как усваивается пища, т.е. придает нам силу.
Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Творчество
и здоровье. Значение развития творческого воображения.
3 класс
(1 час в неделю, всего – 34 ч) «Во имя общего блага»
Этический блок (4 ч)
Человек на планете Земля. В дружбе с природой. Спор и
ссора. Умение вести дискуссию. Забота и ответственность. Проявление
заботы в окружающем мире. Проявление заботы в моем городе, в моей
школе.
Психологический блок (12 ч)
Этот странный взрослый мир. Как я помню то, что помню:
что мы помним друг о друге и близких. Язык жестов и движений: позы,
жесты, дистанция и манера одеваться. Застенчивость, агрессивность,
пассивность и гиперактивность. Кто «Я» такой.
Правовой блок (7 ч)
Правила в жизни человека. Проявление милосердия,
терпимости. Ответственность за жестокое поведение. Правила поведения в
школе и на улице. Опасные ситуации. Стихийные бедствия. Правила
поведения в чрезвычайных ситуациях.
Семьеведческий блок (4 ч)
Что такое труд. Трудом славен человек! Труд в моей семье. Что я больше всего люблю делать.
Медико-гигиенический блок (7 ч)
Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие. Полезные и вредные привычки. Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ.
4 класс
(1 час в неделю, всего – 34 ч) «Святость жизни»
Этический блок (4 ч)
Развитие жизни на Земле. Представление о смысле жизни.
Уникальность и неповторимость всех форм жизни. Самоценность личности.
Психологический блок (12 ч)
Манипуляции в общении. Умей сказать нет. Что такое
хорошо и что такое плохо: мои поступки. Дурные привычки и мое отношение
к ним. Как мы видим друг друга (формирование потребности в общение со
сверстниками). Дружба - что значит настоящий друг. Агрессия – формы
проявления. Как справиться со своим гневом. Игры и упражнения на
расслабление мышц, на выражение удовольствия и радости.
Правовой блок (6 ч)
Гражданин и государство. Права и обязанности граждан России.
Что значит быть и жить в настоящем времени. Совет
наоборот: «Я умею обижаться». Что значит победить другого человека.
Семьеведческий блок (6 ч)
История создания праздников. Общенародные и
государственные праздники. Семейные праздники в традициях народов.
Традиции в моей семье. Этика проведения праздников.
Медико-гигиенический блок (6 ч)
Окружающая среда и здоровье человека. Как оценить количество и качество своего здоровья (мониторинг физического здоровья). Значение зрения для человека. Профилактика возникновения нарушений зрения. |