Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения - это
упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение
заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают
совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования
(Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две труппы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Ни одним из методов
нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как
наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и
общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами
может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:
Метод обучения |
специфические |
общепедагогические |
Рассказ |
+ |
+ |
Дидактический рассказ |
+ |
+ |
Бесела |
+ |
+ |
Лекция |
|
+ |
Дискуссия |
|
+ |
Работа с книгой |
|
+ |
Демонстрация |
+ |
+ |
Иллюстрация |
+ |
+ |
Видео метод |
+ |
+ |
Упражнения |
+ |
+ |
Наглядность |
|
+ |
Лабораторный метод |
|
+ |
Практический метод |
+ |
+ |
Познавательная игра |
|
+ |
Методы программированного обучения |
|
+ |
Обучающий контроль |
|
+ |
Ситуационный метод |
+ |
+ |
Игровой метод |
+ |
+ |
Соревновательный метод |
+ |
+ |
Активные методы обучения |
+ |
|
Воспитательные, просветительские и образовательные программы |
+ |
|
В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.
Приемы можно классифицировать следующим образом:
-
защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
-
компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки,
оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др.
гимнастика, лечебная физкультура; массаж: самомассаж; психогимнастика,
тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
-
стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.);
-
информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).
Использование методов и приемов зависит от многих условий:
- от профессионализма педагога,
- от его личной заинтересованности,
- от уровня на котором используется технология.
Только при условии, что все
отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать
на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство,
реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.
|