Некоторые современные молодые люди рассуждают приблизительно так: "Зачем нужна математика,
когда под рукой всегда мобильный телефон, с помощью которого можно
решать примеры любой сложности. А таблицу умножения можно не учить, а
нажать несколько раз на кнопочки. Зачем нужна грамотность, когда в
современных компьютерах заложены программы коррекции и достаточно
набрать 2-3 буквы, и появляются варианты возможных слов. Выбрал из них
нужное, ”кликнул”, и оно зафиксировалось на мониторе. Получаем печальный
остаток: ” В современном мире необходимо уметь владеть компьютером,
читать, чтобы выбирать варианты ответов и знать географию, чтобы
отдыхать там, где хочется, а не куда отправили. Физическая культура превращается в предмет прикладного характера. Служит для поддержания формы, коррекции фигуры и развлечения в виде игр.
Учитывая всё это, можно и нужно направлять физическую активность ребёнка в нужное русло с помощью игр и повышения мотивации к занятиям физкультурой и спортом путём нестандартных приёмов.
1 Физические качества и умственное развитие.
В эпоху развития современных технологий, повальной компьютеризации и
интернета часто можно услышать такую фразу: " Зачем нужны активные
занятия физической культурой и спортом? Бесполезная трата времени.
Спортсмены кроме мышц ничего не имеют. Они все "тупые" ". Так может
рассуждать человек, который очень далёк от современного подхода к
занятиям физической подготовки. Существует масса способов заинтересовать
детей разного возраста в занятиях физической культурой, как развитием
физических качеств, так и повышением эмоционального фона и умственного
развития. Над развитием физических качеств без применения игровых
способов могут работать только очень целеустремлённые люди, хорошо
понимающие что, и для чего они делают.
Школьники зачастую не понимают, для чего они выполняют то или
иное упражнение и при определённой степени утомления порой отказываются
выполнять задание. В этот момент хорошо бы переключить их
внимание, и акцентировать его на других элементах. Применяя игровые
методы и подключая умственную активность, ребёнок заинтересовывается
упражнением и не замечает самого факта его выполнения. Используя на
уроках физической культуры пройденный материал по другим предметам,
позволяет не только заинтересовывать ребят выполнением упражнения, но и
проверить их знания, полученные на уроках по другим предметам.
2. Начиная с малого.
В начальной школе сам факт выполнения упражнения должен сопровождаться игрой,
только так можно заинтересовать ребёнка в развитии определённых качеств
и навыков. Если ребёнок не будет бояться, что за плохое выполнение того
или иного упражнения его ждёт наказание, он не будит бояться ходить на
занятия
Интерес к занятиям воспитывается с детства. Игра в начальных классах позволяет повысить мотивацию у ученика.
Предположим, на уроке по физической культуре мы проходим развитие скоростно-силовых качеств. Наряду с игровыми методами
(игры с использованием беговых, прыжковых заданий), можно поиграть с
ребятами, например, в "Живую математику”. Для самых маленьких:
закрепление материала” Чётные и нечётные числа”
Класс можно рассчитать на 1-2 или по порядку. По команде: "Чётные”-
упражнение выполняют только вторые либо все чётные номера и
соответственно по команде: "Нечётные”- упражнение выполняют только
первые или все нечётные номера. Это задание даёт возможность закрепить
знание по математике для самых маленьких школьников, которые проходят
тему: ”Чётные и нечётные числа”. Постепенно усложняя задания в плане
умственной активности и по мере прохождения материала по программе, в
упражнение можно включать математические действия. Примеры на сложения и
вычитания (1+2;2+5;12-8). Ребёнок, номер которого, совпадает с
результатом примера, должен выполнить упражнение. Особенно нравится
выполнять задания, детям разного возраста, связанные с решением таблицы
умножения
3.Межпредметные связи.
По такому же принципу можно давать задания связанные с другими
предметами. Вот, например, использование связи физическая культура и
грамматика. Упражнения даются с закреплением того или иного материала.
На пример правописание глаголов оканчивающиеся на - тся, - ться, или
слова с безударными гласными. В первом случае можно одновременно
закреплять материал по математике: ” чётные и нечётные числа ”. Расчёт
по порядку; чётные упражнение в случае наличия мягкого знака в окончание
глагола, нечётные – его отсутствие. Например: драться - выполняют
чётные; дерётся – выполняют нечётные номера.
Очень нравится ребятам задания связанные со звукобуквенным анализом.
Дети выбирают любую букву из алфавита и должны её представить в любом
слове, где она есть, как она пишется и как произносится звук. Задача
учителя подобрать слова с использованием этих букв. Например, в слове
РОССИЯ задействованы 5 букв Р, О, С (две буквы), И,Я. Это означает, что
среди детей должно быть как минимум 2 ребёнка имеющие данные буквы.
Причём дети, имеющие буквы " О ” или " А ” должны сообразить, как именно
пишется это слово. Ведь это слово пишется с буквой " О ”, хотя слышится
" А ”. И только тот ребёнок, который имеет букву, находящуюся в данном
слове должен выполнить то или иное задание. В зависимости от того, какая
цель преследуется учителем. Победителем этих маленьких соревнований
станет, естественно только тот, кто имеет не только хорошие физические
качества, но и правильно решает задания связанные с другими предметами.
Если проанализировать схему этих игр-соревнований, то вместо математики и русского языка можно использовать другие учебные дисциплины, например:
География – определение страны и столицы (1-е номера-страны;2-е номера-столицы)
определить на каком континенте находится та или иная страна (расчёт на 1-4)
Химия – металлы, неметаллы; количество электронов на внешней эл. оболочке
Ботаника – лиственные-хвойные; голосеменные-покрытосеменные; деревья-кустарники;
Биология – млеко питающиеся-пресмыкающиеся-птицы-рыбы; живородящие-яйцекладущие
Физика – твёрдые-жидкие-газообразные
4.Подводим итог
Как видим из вышеизложенного, физическая культура может не только
развивать физические качества, но и закреплять материал, полученный на
других предметах. Такие занятия повышают интерес к уроку и показывают
ученику, что мало обладать сильными мышцами, надо ещё уметь думать и
грамотно применять свои знания.
Данные примеры приведены из практики и используются мною на уроках физической культуры уже в течение многих лет
|