Здоровье человека в значительной мере определяется уровнем его функциональных
возможностей. Человек создан для активной деятельности, поэтому для нормального
функционирования его организму необходима активность. Специальное международное
исследование, предпринятое под эгидой Всемирной организации здравоохранения,
было посвящено вопросу влияния привычной активности человека на его здоровье.
Оно доказало, что физическая активность является неотъемлемым видом деятельности
человека, чрезвычайно важным не только её конечными полезными результатами (как
и результатами любого другого труда), но совершенно необходимым для сохранения и
укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни,
имеющая прогрессирующую тенденцию, состоит в сокращении объёмов двигательной
активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно –
психическими перегрузками. Движение – важнейшее свойство живых организмов. В
настоящее время неизвестно более естественного метода стимуляции различных
систем человеческого организма и оздоровления, чем мышечная деятельность.
При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному
протеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активности
почти наполовину. В деятельности учащихся преобладает статистический компонент:
80 – 85% дневного времени они находятся в сидячем положении. Даже младшие
школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток,
хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: их
организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам.
Как отмечают физиологи, складывается парадоксальная ситуация: для успешного
усвоения учебной программы ребёнку нужна повышенная умственная
работоспособность, а необходимость длительное время находиться в статическом
положении, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ухудшению
снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления,
снижению работоспособности.
Организация двигательной активности в школе может осуществляться в самых
разнообразных формах. Одна из форм организации двигательной активности в школе –
динамические перемены, которые проводятся между 2-3 уроками и между 3-4 уроками.
Динамические перемены не предназначены для решения задач физического
совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный
характер. Подвижные (динамические) перемены помогают обеспечить детям
необходимую для правильного развития растущего организма двигательную
активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда
в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на
последующих уроках.
Подвижные перемены могут проводиться на улице, в спортивном зале, зале ЛФК
или детских рекреациях, специально оснащенных тропами «Здоровья». Динамические
перемены проводят классные руководители и учителя физической культуры.
Необходимо составить график проведения динамических перемен, так как
происходит чередование места их проведения. График может составляться на один
месяц или учебную четверть и выглядеть следующим образом:
класс |
16 |
17 |
18 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
28 |
29 |
30 |
31 |
1а |
У. |
У. |
З. |
Иг. |
ЛФК |
Р. |
У. |
У. |
З. |
Иг. |
ЛФК |
Р. |
1б |
У. |
У. |
З. |
ЛФК |
Иг. |
Р. |
У. |
У. |
З. |
ЛФК |
Иг. |
Р. |
2а |
ЛФК |
Р. |
У. |
У. |
З. |
Иг. |
ЛФК |
Р. |
У. |
У. |
З. |
Иг. |
2б |
Иг. |
Р. |
У. |
У. |
З. |
ЛФК |
Иг. |
Р. |
У. |
У. |
З. |
ЛФК |
3а |
З. |
Иг. |
ЛФК |
Р. |
У. |
У. |
З. |
Иг. |
ЛФК |
Р. |
У. |
У. |
3б |
З. |
ЛФК |
Иг. |
Р. |
У. |
У. |
З. |
ЛФК |
Иг. |
Р. |
У. |
У. |
4а |
У. |
З. |
У. |
З. |
У. |
З. |
У. |
З. |
У. |
З. |
У. |
З. |
У. |
З. |
4б |
У. |
З. |
У. |
З. |
У. |
З. |
У. |
З. |
У. |
З. |
У. |
З. |
У. |
З. |
У – улица; ЛФК – зал лечебной физкультуры; Иг. – игровая комната; З. –
спортивный зал.
При данном графике после 2-го урока 1-3 классы обедают, а 4-е идут на
динамическую перемену. После 3-го урока обедают 4-е классы, 1-3 классы идут на
динамическую перемену.
Для проведения динамических (подвижных) перемен можно использовать подвижные
детские игры, такие как «Третий лишний», «У медведя на бору», «Гуси-лебеди»,
«Два мороза» и другие. Чтобы дети играли сознательно и активно, необходимо
создать у них правильное представление об игре, доходчиво объяснить её ход. |