На изучение курса физики по предлагаемой В.А.
Касьяновым программе в 10-х и 11-х классах
отводится 136 ч. за учебный год (4 ч. в неделю). По
базисному учебному плану школы имеют право
отводить на изучение физики 3 ч. в неделю, что
делает невозможным на качественном уровне
изучение предмета.
Анализируя учебник В.А. Касьянова можно сделать
вывод, что большая насыщенность учебного
материала и довольно сложное изложение делает
его недоступным для учащихся в
общеобразовательных классах. В некоторых
параграфах дается более глубокое и расширенное
объяснение темы. При такой загруженности не
хватает времени на решение расчетных и
качественных задач, на закрепление материала,
так как одна тема сразу же сменяет другую. По
новой программе во всех учебниках 10-го класса
появился раздел "Механика”, тем самым, потеснив
количество часов отводимых на другие темы. По
программам прошлых лет авторского коллектива
института общеобразовательной школы РАО на
изучение "Механики” отводился целый год в 9-м
классе, то есть 102 ч. (3ч. в неделю).
В 10-м классе в начале года при изучении
физических величин "мгновенная скорость”,
"мгновенное ускорение”, "мгновенная мощность”
вводится предел отношения перемещения тела к
промежутку времени, изменения скорости к
промежутку времени и работы к промежутку времени
соответственно, в то время как по математике
учащиеся понятие предела в общеобразовательных
классах не изучают совсем. А в главе 12
"Механические и звуковые волны” в §74 "Высота,
тембр, громкость звука” используется
десятичный логарифм, который изучается на уроках
математики в 11-м классе. Это можно рассматривать
как несоответствие программ по физике и
математике. В программах прошлых лет было
обязательным использование межпредметных
связей, что позволяло учителю опираться на
знания учащихся полученных ими ранее на других
предметах. Учебники были составлены
согласованно друг с другом.
В разделе "Молекулярная физика”
рассматривается поведение молекул или атомов,
поэтому включение в §46 "Масса атомов. Молярная
масса” понятий о зарядном и массовом числе,
дефекте масс не целесообразно, так как это
рассматривается в разделе физики 11-го класса
"Физика атомного ядра”. В главе 14 "Энергия
электромагнитного взаимодействия неподвижных
зарядов” в §89 "Электроемкость конденсатора” выводится
формула для электроемкости конденсатора, но не
рассматриваются частные случаи
последовательного и параллельного соединения
конденсаторов, хотя после параграфа и в
контрольной работе дается задача на одно из
соединений.
В 11-м классе при изучении темы "Сила тока” также
вводится понятие предела, что не соответствует
программе по математике. Отдельно выделенной
главы "Электрический ток в различных средах”
нет, так как темы распределены по разным главам.
На наш взгляд это приводит к рассеиванию
общности знаний учащихся. В §28 "Энергия
магнитного поля тока” вводится индуктивность
витка, а также формула для расчета энергии
магнитного поля тока, в то время как еще не
рассматривалось явление самоиндукции, что
значительно затрудняет объяснение темы.
В программу для модуля "Б” были включены ранее
не изучаемые темы, а именно: "Механика”,
"Распределение молекул идеального газа в
пространстве”, "Поверхностное натяжение”,
"Смачивание, капиллярность”, "Стоячие волны”,
"Измерение силы тока и напряжения (шунт и
добавочное сопротивление)”, "Вращающий
момент”, "Пространственные траектории
заряженных частиц в магнитном поле”,
"Радиационные пояса Земли”, "Диамагнетики,
парамагнетики”, "Векторные диаграммы для
описания переменных токов и напряжений”,
"Колебательный контур в цепи переменного тока
(контур содержит резистор, катушку и
конденсатор)”, "Квазары”, "Распределение
электромагнитных волн (бегущая гармоническая
электромагнитная волна)”, "Линзы”, "Собирающие
линзы”, "Изображение предмета в собирающей
линзе”, "Формула тонкой собирающей линзы”,
"Рассеивающие линзы”, "Изображение предмета в
рассеивающей линзе”, "Фокусное расстояние и
оптическая сила из двух линз”, "Волновые
свойства частиц”. Наблюдается стремление в
использовании научных терминов взятых из
специальной физики, что не всегда оправдано в
курсе общей физики. Например: в 10-м классе в §72 "Стоячие
волны” рассматриваются "моды колебаний”.
Мы не перечислили темы, которые в программе
помещены в квадратные скобки, что означает
использование их при обучении в профильном
классе, где отводится 204 ч. за учебный год (6 ч. в
неделю).
Учебник В.А. Касьянова, перегружен фактическим
материалом и, в нынешней редакции его лучше
использовать для профильного
физико-математического класса как
альтернативный к учебнику А.А. Пинского, на
изучение которого отводится 204 ч. за учебный год (6
ч. в неделю). Количество параграфов и
теоретическое содержание разделов в 10-х и 11-х
классах примерно одинаково, а изложение
некоторых тем проще.
На сегодня состояние материальной базы
кабинета физики не позволяет выполнить
некоторые лабораторные работы, предложенные В.А
Касьяновым в 10–11-х классах. Например:
лабораторная работа № 1 "Измерение ускорения
свободного падения” с применением машины
Атвуда ранее выполнялась в физическом
практикуме.
При адаптировании учебного материала для
общеобразовательной школы необходимо устранить
неточности в определениях и в тексте.
1) В 10-м классе в §84 определение "Свободные
заряды – заряженные частицы одного знака,
способные перемещаться под действием
электрического поля”. Рассматривая
электрический ток в различных средах, мы говорим
о противоположно направленном движении
заряженных частиц разного знака. Или в 11 классе в
§18 определение "Вектор магнитной
индукции – векторная физическая величина,
характеризующая магнитное поле” слово вектор
не уместно.
2) в 10-м классе в §8 "Единицы физических
величин” определение "масса – мера
количества вещества и энергии”, но ведь мерой
количества вещества является число структурных
частиц, а не масса. Если молекулярный водород
нагреть до диссоциации масса изменится
незначительно, а число атомов будет вдвое больше
числа молекул, количество вещества удвоится при
той же массе.
3) Нет единого метода введения линейной и
угловой скорости.
4) в 10-м классе в §56 "Первый закон
термодинамики” есть фраза "В
термодинамике наибольший интерес представляет
преобразование внутренней энергии в работу,
совершаемую газом” – это не правильно. Работа
является величиной, характеризующей изменение
внутренней энергии системы в результате того или
иного процесса.
5) в 10-м классе в §31 "Потенциальная энергия” не
обосновано введение потенциальной силы, так как
эту силу называют консервативной.
6) в 11-м классе в §2 "Сила тока” и в §5 "Закон
Ома для однородного проводника” понятия
средней скорости упорядоченного движения
заряженных частиц вдоль проводника и скорости в
конце свободного пробега при равноускоренном
движении, уравниваются неизвестно по каким
причинам.
7) в 11-м классе в §6 "Сопротивление проводника”
сказано, что электрическое сопротивление
зависит от геометрических размеров (l, S) и
материала (n, ) проводника, а определение удельного
сопротивления записано для цилиндрического
проводника из чего следует зависимость
сопротивления от формы проводника.
8) в 11-м классе в §7 "Зависимость удельного
сопротивления от температуры” не правильно
сделан рисунок 14, там не показана
парно-электронная связь.
В контрольных работах для 10–11-х классов
предложенных В.А. Касьяновым, пятые задания не
всегда соответствуют уровню знаний учащихся в
общеобразовательных классах, так как не хватает
времени для решения более сложных задач. А в
некоторых контрольных работах сделаны опечатки
как в ответах предложенных для выбора учащихся,
так и в ответах к задачам. Например, в 11-м классе в
контрольной работе № 2 сделано пять опечаток в
ответах. |